Преемственность профессии
Всегда ли ученик перенимает мировоззрение своего учителя? Чему учатся они друг у друга? Эти и другие вопросы в преддверии профессионального праздника журналисты «Боровских известий» задали Татьяне КУЛАК и Марине ГОРШКОВОЙ. Они обе учителя русского языка и литературы, но опыт их работы в школе разнится в 33 раза
За плечами Татьяны Ивановны 33 года стажа. За это время она преподавала в сотне классов, выпустила несколько десятков медалистов, смогла подготовить большое количество школьников, успешно сдавших выпускные экзамены. КУЛАК с теплотой вспоминают все её воспитанники, а нынешние ученики бегут на уроки русского языка и литературы, чтобы не только получить знания, но и попросить совет, рассказать о своих проблемах или достижениях.
Марина Владимировна – практикант у Татьяны Ивановны. Она рассказала, что в школе ей очень нравилось изучать русский язык. Марина работает в образовании год, но с небольшим перерывом. Летом она решила сменить вид деятельности, даже написала заявление на увольнение и была свободна от школы на целых три недели. Но в сентябре преподавательская деятельность затянула её вновь. Теперь ГОРШКОВА совмещает уроки в школе и работу в центральной районной библиотеке.
Когда Марина проходила педагогическую практику в первой боровской, её наставницей стала Татьяна Ивановна. Все свои знания за столь короткое время передать невозможно, но, как мы знаем, ученики часто становятся похожими на преподавателей. Чтобы понять, насколько схожи и различны их взгляды на жизнь и работу учителем, мы задали одни и те же вопросы обоим педагогам.
- Что самое трудное в профессии учителя?
КУЛАК: Написание отчëтов. К остальному я уже привыкла.
ГОРШКОВА: Может быть трудно показать строгость. Нам в университете преподаватель дал ценный совет: первое впечатление - это основа, нужно сразу поставить себя. Если вы впервые пришли в класс, не улыбайтесь и будьте крайне серьёзны. Чем строже вы покажете себя изначально, тем легче будет в дальнейшем.
- Современные технологии упрощают или усложняют преподавание?
КУЛАК: Всего должно быть в меру. Использование цифровых устройств - это то, что облегчает взаимодействие между учителем и учеником, но на уроке ещё должны быть доска, мел и тряпка.
ГОРШКОВА: И упрощают, и усложняют. Сейчас учитель может подготовить презентацию, распечатать материалы, чтобы облегчить себе работу. Из недостатков - заполнять электронный журнал не всегда удобно из-за перегруженности сайта и возможных проблем с интернетом. С появлением электронных дневников, как мне кажется, пропала «романтика». Ребёнок ещё не успел прийти домой, а родители уже знают, что он получил двойку - и ничего не скроешь, страницу из такого дневника не вырвешь.
- Вы часто рассуждаете с учениками на философские темы?
КУЛАК: Да, обычно это происходит на уроках литературы. Дети креативны. Они утонченные мыслители, способные к абстрактному мышлению. С ними всегда интересно.
ГОРШКОВА: Не так регулярно, как хотелось бы, но чаще всего это происходит на уроках литературы. Рассуждения о вечных проблемах, о разнице поколений - одни из моих любимых.
- Педагог учится чему-то от своих учеников? А чему научились Вы?
КУЛАК: Быть готовой к любым неожиданностям, овладевать современными технологиями, расширять свой кругозор. А ещё они научили меня искренности, сочувствию и сопереживанию.
ГОРШКОВА: Я научилась у своих учеников относиться к жизни проще и не переживать из-за пустяков.
- Какие традиции или суеверия есть у преподавателей? Сами их придерживаетесь?
КУЛАК: Суеверий нет, а приметы есть. Например, если принëс домой тетради на проверку, то точно не выспишься.
ГОРШКОВА: У меня есть суеверие: плохое утро - хороший вечер. Если первая половина дня ничем не порадовала, значит, потом обязательно произойдет что-то хорошее.
- Как вам удаётся сохранять выдержку и терпение?
КУЛАК: Секрет прост - учителю надо научиться понимать ребëнка.
ГОРШКОВА: А кто сказал, что это удаётся? Ладно, шучу, немного получается. В этом учебном году я стараюсь абстрагироваться от неприятных ситуаций и не принимать всё близко к сердцу.
- Какой учебный день для преподавателя считается удачным?
КУЛАК: Это когда в классе дружеская обстановка, и лица ребят озаряет улыбка.
ГОРШКОВА: Учебный день считается удачным, если после уроков не нужно проверять горы тетрадей.
Как мы видим, у Татьяны Ивановны и Марины Владимировны есть как общие, так и различные взгляды на жизнь и работу учителем. Со временем педагогам становится всё легче проявлять строгость, чаще удаётся рассуждать на философские темы, а сохранять терпение и душевное спокойствие уже не в тягость, а в удовольствие. Конечно, радует и тот факт, что компьютеризация пошла на пользу педагогам всех возрастов.
Важно понимать, что каждый учитель имеет свои приоритеты и ценности, которые могут влиять на его взгляды на работу. Необходимо уважать разнообразие мнений и подходов, как молодых преподавателей, так и педагогов с большим стажем, чтобы создать благоприятную и эффективную образовательную среду.
Екатерина ГОШКОВА