Построй то, не знаю что!

18 октября 2023 г.

Предприниматель Виталий РЕУКОВ утверждает, что хочет восстановить типографию. Но внесение здания в реестр объектов культурного наследия лишило его такой возможности

Построй то, не знаю что!

Битва с наследием

6 лет и 2 месяца – именно столько калужское Управление по охране объектов культурного наследия судилось с предпринимателем Виталием РЕУКОВЫМ по делу о сносе здания типографии в Боровске. Точка в данном споре поставлена лишь недавно – в конце сентября текущего года. Разберёмся, что происходило на данной судебной арене всё это время

Пошли на мировую

Скандал с исторической постройкой помнят все: бизнесмен выкупил здание и вместо того, чтобы отремонтировать, снёс его одним ранним утром. На вопрос – зачем, ответил: так получилось. Фраза в Боровске стала крылатой и положила начало столь длинному судебному разбирательству, больше похожему на архитектурный блокбастер.
Исковое заявление Управления по охране объектов культурного наследия было принято областным Арбитражным судом. Претензии предъявили компании «Кит», возглавляемой РЕУКОВЫМ.
Первое заседание назначили на сентябрь 2017-го. А в ноябре и истец, и ответчик пошли на мировую, которую заключили уже к концу года. По этому соглашению «Кит» признал снос типографии, входящей в исторически ценный Ансамбль площади Ленина, и взял на себя обязательство воссоздать выявленный объект культурного наследия к 1 ноября 2020 года, а затем осуществить приёмку работ по его сохранению при участии Управления до 15 мая 2021 года.
Так, до 1 февраля 2018 года Виталий РЕУКОВ должен был явиться в Управление за заданием на проведение работ, затем разработать проектную документацию, отправить её на государственную историко-культурную экспертизу. А до 1 марта 2019 года компании «КиТ» надлежало обратиться в Управление за разрешением на строительство, на которое ей отвели два года.
Таким образом, этот спор с согласия обеих сторон должен был быть исчерпан и стать подарком райцентру к Новому году. Ведь производство по делу прекратилось.

По новым обстоятельствам

Однако год спустя, в январе 2019 года, в суд обратилась супруга Виталия РЕУКОВА с заявлением о пересмотре определения «по новым обстоятельствам». Она сослалась на то, что владеет половиной компании «КиТ», а также не знала и не давала одобрения на заключение мирового соглашения, которое является крупной сделкой. Его условия предполагают затраты на воссоздание типографии около 68 миллионов рублей, что превышает 25 процентов балансовой стоимости активов компании.
Поддержал её и сам РЕУКОВ, добавив, что на мировое соглашение пошёл с намерением избежать уголовной ответственности по делу о сносе здания, возбужденному в то время. Он пояснил, что на момент заключения соглашения фактически не состоял в браке с супругой, так как проживал отдельно.
Суд предложил сторонам провести судебную экспертизу. РЕУКОВА заявила соответствующее ходатайство и внесла на депозитный счёт суда 300 тысяч рублей. Однако суд отклонил предложенные предпринимателями экспертные организации, как не имеющие лицензии Минкультом, и направил запрос в ту, что предложило Управление по охране объектов культурного наследия. После этого РЕУКОВА отозвала ходатайство о проведении экспертизы, так как не доверяла организациям из Калужской области и не считала их независимыми.
Таким образом, определить крупность сделки не получилось, а в мировом соглашении её стоимость не указана. Не удалось доказать РЕУКОВЫМ и отсутствие у них фактических брачных отношений на момент заключения мирового соглашения. Официально брак они расторгли позже, зарегистрированы были по одному адресу, а потому супруга не могла не знать всё это время о действиях своего мужа.
На основании этого в конце 2019-го (спустя год судебного разбирательства) в удовлетворении заявления, а значит, и в возобновлении рассмотрения дела Евгении РЕУКОВОЙ было отказано. Его учредители «КиТ» попытались обжаловать в Двадцатом арбитражном суде, однако там оставили решение без изменений. Тогда РЕУКОВЫ пошли по пути кассации, обратившись в Арбитражный суд Центрального округа. Время это совпало с пандемией, когда многие заседания откладывались из-за эпид-обстановки. Таким образом, кассационную жалобу рассмотрели лишь в июне 2020-го, оставив её без удовлетворения. Затем кассация была направлена руководством «КиТ» в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ, но там оснований для её рассмотрения не увидели.

Трансформация «КиТа»

Параллельно компания «КиТ» (в апреле 2020 года) обратилась в областной арбитраж с новым исковым заявлением, попросив отсрочку в исполнении мирового соглашения (читай, в восстановлении типографии) до принятия соответствующего решения калужским Заксобранием. Однако такие решения областные депутаты, согласно закону, принимают только в отношении тех утраченных объектов культурного наследия, восстанавливать которые намерены за счёт бюджета, а здесь речь идёт о воссоздании силами коммерческой организации. А потому областной суд, откладывая несколько раз заседания, в январе 2021 года отказал в удовлетворении этого заявления.
Сразу после этого (в феврале 2021-го) «КиТ» обратился в арбитраж с новым иском. На этот раз учредители компании потребовали прекратить исполнительное производство по делу о сносе типографии. Теперь в судебную тяжбу вовлекли и районную службу судебных приставов. Рассмотрение заявления растянулось ещё на год, а в марте 2022 в Арбитражный суд поступил ещё один иск от «КиТ» о пересмотре определения о мировом соглашении «по новым обстоятельствам». Из-за этого в мае рассмотрение заявления о прекращении исполнительного производства было приостановлено.
Кроме того, в июне этого года в суд поступило заявление компании «Транс-Кит» о правопреемстве судебного процесса. Дело в том, что в декабре 2021 года участок под типографией и само здание (точнее, его остатки) компания «КиТ» продала фирме «Транс-Кит». К слову, обе зарегистрированы по одному адресу. Учредителем последней до 25 января этого года являлся также Виталий РЕУКОВ, теперь он значится просто руководителем. Собственно, никакой особой подоплёки тут нет – это внутренние дела бизнесмена.
С момента сделки все претензии Управлению по охране объектов культурного наследия надлежало предъявлять к новому правообладателю. Так что 1 декабря 2022 года сторона по этому делу была заменена на основании судебного решения.

Точка поставлена

Параллельно с этим, больше года (до апреля 2023-го), продолжалось рассмотрение заявления компании о пересмотре мирового соглашения по новым обстоятельствам. Дело в том, что после его заключения РЕУКОВ заказал разработку проекта по воссозданию типографии, но приступить к реализации не успел, так как именно тогда здание стало объектом культурного наследия. Виталию РЕУКОВУ пришлось получить от Управления по охране ОКН новое задание на проведение работ по сохранению типографии и соответственно заказать новый проект в сентябре 2021 года. Однако вскоре исполнитель прислал ответ: разработать документ невозможно, так как нет достаточных данных для воссоздания здания в том виде, как оно выглядело в 1850-1860 годы.
Тем не менее суд не счёл этот факт доказательством, отметив, что решение о возможности или невозможности работ на таком объекте должно приниматься на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, которая в отношении типографии не проводилась. Кроме того, в условиях мирового соглашения не указано, что внешний облик здания должен соответствовать именно периоду 1850-1860 годов. Таким образом, Виталию РЕУКОВУ было отказано в пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Он подал апелляцию и кассацию, рассмотрение которых также оказалось не в его пользу. Таким образом, все суды проиграны.

“Желание есть – нет возможности”

Зачем было нужно «бодаться» с Управлением по охране объектов культурного наследия в течение шести лет, если предприниматель изначально сам пошёл на мировую? Ведь, как ни крути, а коммерческие проекты Виталия Георгиевича обычно оказываются весьма успешными и востребованными у населения. На эту тему «Боровские известия» поговорили с самими руководителями «Транс-Кит» Виталием и Евгенией РЕУКОВЫМИ

Покупали под снос

«Желание построить здание есть – нет возможности, – утверждает Виталий Георгиевич. – Если почитать судебные акты, можно подумать, что мы специально затягивали судебный процесс, чтобы не восстанавливать типографию, но это не так. Нам просто очень хотелось, чтобы кто-то вник в эту проблему, с которой может столкнуться любой инвестор. На тот момент совсем не было судебной практики по данному вопросу. Надеялись, что за это время она появится, но этого не случилось. Заседания иногда длились по шесть часов, но в этой теме мало кто разбирался. В результате мы заключили мировое соглашение, выполнить которое (как выяснилось уже позже) попросту невозможно».
Дело в том, что покупали РЕУКОВЫ не объект культурного наследия – этот статус типография приобрела позже. «Мы не скрывали, что берём это здание под снос. Об этом мы говорили в Фонде имущества. Хотели построить там медицинский центр. В градостроительном кодексе есть такое понятие – подготовка участка к проектно-изыскательным работам. Там сказано, что необходимо снести аварийное временное строение и провести геологические и геодезические работы. После этого формируется проект и получается разрешение на строительство. Мы наняли фирму, которая провела экспертизу и признала типографию аварийным зданием. Градостроительный кодекс не требует разрешения на снос, так что мы действовали официально. Нужно было лишь в будущем согласовать внешний облик здания с Управлением по охране объектов культурного наследия», – рассказал Виталий Георгиевич.

Просто только на бумаге

Тем не менее,эта история вылилась в почти шестилетнюю судебную тяжбу. Предприниматель признаёт: суды все проиграны вплоть до Верховного. Почему же было просто не исполнить мировое соглашение, на условия которого РЕУКОВЫ согласились? «Мы хотели это сделать, тем более что в Управлении по охране объектов культурного наследия нам обещали поддержку. Но в процессе поняли, что выполнить условия соглашения нереально из-за отсутствия документов. А потом типография стала “Домом с лавками”, что ещё больше усугубило ситуацию», – объясняет Виталий РЕУКОВ.
Да-да, после того как здание на Ленина, 20 внесли в общий реестр, воссоздать потребовалось не типографию, а объект культурного наследия «Дом с лавками 1857 года». То есть то, чего не было уже при РЕУКОВЕ.
Дорожная карта для воссоздания дома-памятника проста (правда, как оказалось, только на бумаге). Сначала проводится историческое исследование, потом на основании него создаётся проект, готовый документ проходит экспертизу, и лишь после этого можно приступать непосредственно к строительству.
РЕУКОВЫ отправили запросы в несколько экспертных организаций, чтобы понять, как должно выглядеть здание. Однако ни в архиве, ни в Управлении по охране объектов культурного наследия, ни в боровских музеях не сохранилось никаких документов, на которые можно было бы опираться при воссоздании Дома с лавками. Есть лишь фото типографии. «Мы просили в Управлении предоставить нам документы на это здание, нас отправили в областной госархив. А там ответили, что таких сведений у них никогда не было, и что они должны храниться в Управлении по охране объектов культурного наследия. Круг замкнулся», – рассказала Евгения РЕУКОВА.

Была типография с гаражом – стал Дом с лавками

Тогда предприниматели наняли библиографа, который в течение полугода собирал данные об историческом здании, но вывод оказался тоже неутешительным: нет источников, по которым можно отстраивать его. «Результаты этого исследования мы предоставляли и в администрацию, и в Управление по охране объектов культурного наследия, и в прокуратуру, пытаясь доказать, что нет материалов, необходимых для воссоздания», – рассказала Евгения РЕУКОВА.
Предприниматели трижды нанимали специалистов, но получали один ответ: из-за отсутствия документов провести экспертизу невозможно. «Тогда мы предложили эту работу эксперту, который и вводил этот дом в реестр объектов культурного наследия, – Илье ЯРОВОМУ. Тот сначала на словах согласился, но ему нужно было взять в команду ещё двух экспертов, и в итоге потом отказал нам», – вспоминает Виталий Георгиевич.
Он добавил, что предлагал руководству Управления по охране объектов культурного наследия найти самостоятельно проектно-экспертную организацию, которая согласилась бы провести эти работы. «Мы бы оплатили все расходы. Но они отказались. В историко-культурной экспертизе, которая проводилась в отношении нашего здания, нет ни размеров, ни фотографий, ни описания. По ней не построишь ничего. Зато при внесении в реестр объектами культурного наследия стали не только помещение типографии, но и пристроенный к ней хозспособом гараж. К слову, по паспорту БТИ это здание отнесено к 1917 году постройки, а не 1857-го», – уточнил РЕУКОВ.

«На слово больше никому не поверю!»

По мнению предпринимателя, единственный вариант, при котором удастся ликвидировать ту брешь, которая зияет сегодня вместо типографии, – это вывести «Дом с лавками» из реестра ценных зданий, как утраченный. «Закон это позволяет. Тогда можно будет провести исследовательскую работу и построить там здание, которое будет соответствовать историческому виду 1857 года. Проблема в том, что за это время территория Ансамбля площади Ленина расширилась в 2,5 раза. Раньше она занимала лишь торговые ряды, а теперь и то, что вокруг. Так вот, по закону, строительство на этих землях запрещено. То есть чтобы пойти этим путём, нужно выводить из охранной зоны и сам участок. Так что мы снова упёрлись в очередную стену, которая не пробивается. Мы продолжаем тратить нервы, время и деньги, причём немалые, – разводит руками РЕУКОВ. – Мы виноваты только в том, что поверили государству в лице Управления. Пошли на это мировое соглашение, признав свою вину. Не было бы его, не было бы уголовного дела и других проблем. Все говорят: историческое поселение несёт благо городу, но я этого пока не заметил».
Его супруга говорит, что ситуация сложилась непонятная: здания фактически нет, но по документам оно существует. С учёта его не снимают, потому что законом это запрещено в отношении объекта культурного наследия. Так что пока РЕУКОВЫ продолжают платить за него налоги и ждать от Управления законных предложений по выходу из сложившейся ситуации.
«На суде нам сказали, что обязательств строить именно Дом с лавками 1857 года у нас нет. Но в мировом соглашении написано обратное. Я готов воссоздать здание, но на слово больше никому не поверю, чтобы не получилось так, что опять потрачу деньги впустую», – говорит Виталий Георгиевич.
Кстати, о деньгах. В балабановский бюджет клиника «Доктор плюс» Виталия РЕУКОВА приносит ежегодно 5 миллионов рублей. Учитывая, что площадь типографии была больше, то для райцентра такой объект стал бы очень выгодным с точки зрения доходов. Да и для населения появилась бы альтернатива в получении медицинской помощи. А в архитектуре площади наконец бы закрыли уродливую брешь. Казалось бы, всем выгодно такое развитие событий. Так, быть может, в Управлении по охране объектов культурного наследия наконец нарисуют выполнимую дорожную карту, пройдя по которой, все окажутся в выигрыше? А то в Боровске ценные, но разваливающиеся здания начинают замечать лишь тогда, когда кто-нибудь (на свою голову) решается вложить деньги в их восстановление.

Кстати

Из экспертизы фирмы, имеющей допуск к оценке капитальных строений, из Калуги – ЗАО «Радиан».

1. Характеристика объекта: здание 1917 года постройки с пристройками 1945 года:
- территория завалена мусором;
- здание не отапливается и не эксплуатируется.
2. Обследованы: фундаменты, наружные и внутренние стены, перекрытия и покрытия, пристройки, крыша и кровля, оконные и дверные заполнения.
3. Выводы: техническое состояние оценивается как аварийное, характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующим об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. За период эксплуатации в прошедшие сто лет здание потеряло свои функциональные возможности и создает опасность обрушения. Необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий.
4. Рекомендации: Рекомендуется здание со всеми пристройками снести и построить новое. Учитывая, что здание находится в исторической части города и связано с архитектурными решениями соседних зданий, необходимо учесть этот вопрос при проработке архитектурной части проекта. 

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки