Попытка счастья

20 ноября 2024 г.

На открытом фестивале «Пять вечеров» театр Валентина Варецкого представил «Женитьбу» Гоголя

Попытка счастьяПопытка счастьяПопытка счастья

Коллектив уже второй раз выступает на сцене городского Дома культуры. В прошлом году актёры дали постановку «Гипнотизёр» и запомнились зрителям. Сейчас они преподнесли настоящий подарок балабановским театралам, показав колоритные, сочные гоголевские образы и подарив ощущение чуда. А ведь таким и должен быть театр.
В состав труппы входят актёры, которые играют как на подмостках, так и в кино. Режиссёр Валентин Варецкий, заслуженный артист России, также знаком публике по многочисленным ролям в фильмах и сериалах.
Мы попросили Валентина Сергеевича рассказать о своём детище.
- Театру три года. Я работал до этого главным режиссёром в Московском областном театре имени Островского, ещё пять лет в театре Российской армии, ставил спектакли с великой Людмилой Чурсиной. Потом был Центральный офицерский клуб ВКС России. Ко мне пришли мои бывшие артисты, их новые коллеги и попросили, чтобы я с ними работал. Сначала это была студия по интересам, потом она переросла в театр. И мы стараемся всё делать по доверию, по вере, по любви. Есть свои сложности: денег актёрам не платят, они только иногда получают от продажи билетов, антрипризно. Актёры приходят, потому что мы все исповедуем одну идею: это отношение к тому автору, тому спектаклю, который мы делаем. Как в 90-х годах были студии, которые базировались на какой-то общности. Наверное, сегодня это редкость, но, тем не менее, мы собрали такую группу, и я с ними играю, где только можно. Сейчас едем в Питер, везём спектакль «Женитьба» на фестиваль негосударственных театров.
Пьеса, которая описывает нравы середины XIX века, несчётное количество раз ставилась
на многих подмостках. Герои – Иван Кузьмич Подколёсин, его конкуренты по сватовству, завидная богатая невеста Агафья Тихоновна, которая хочет простого женского счастья и никак не может остановить свой выбор на ком-то, предприимчивая сваха Фёкла Ивановна и проныра Кочкарёв, готовый во что бы то ни стало хочет уговорить друга пойти под венец – все они не раз проживали свои жизни на разных сценах и в разных интерпретациях.
Почему же перипетии сюжета – и смешные, и грустные, до сих пор занимают зрителя и почему режиссёры продолжают обращаться к творчеству Гоголя?
- Мне показалось, что это одна из немногих театральных пьес. Театральных - в смысле понимания о вечном, о любви, о каких-то человеческих ценностях, нравственности, - говорит Валентин Варецкий. - Гоголь когда-то написал о том, что люди в погоне за счастьем решили: женитьба – панацея от всех бед. Вот только женюсь и буду счастливым. Гоголь – это всё время фантасмагория, преувеличение факта или события. То же самое здесь: женюсь, и все наладится, не женюсь – конец света.
Казалось бы, главный герой встретил свою судьбу, но мысль, что брак - это навсегда, переворачивает всё и отбрасывает его в прежнее состояние нерешительности.
- Вечный круговорот. Пьеса у Гоголя называется «Женитьба. Совершенно невероятное событие в двух действиях». Невероятное. Это, как во сне, как фантом, не просто бытовая история. Некоторые из этой пьесы пытаются либо водевиль сделать – легонько, смешно, либо очень перегрузить. А вот выдержать этот баланс… Мы пытались – не знаю, насколько получилось, – чтобы это была, с одной стороны, мистика, а с другой - игровая среда, быстрая, острая.


Отозвался Валентин Сергеевич и о балабановской публике:
- Сегодня надо знать, что такое зритель. Вы думаете, он у вас такой простой – любое, что показывают, принимает? Отнюдь! Есть пьеса, её надо адаптировать к сегодняшнему времени. Как она звучит? Если попадает – зритель реагирует. Мне понравилось интеллигентное понимание со стороны зала, и вот это для меня самое ценное.
Вечные сюжеты живут и сейчас. В одном человеке не могут совпасть все желаемые качества. Но нынешние девушки так же, как Агафья Тихоновна, строят себе идеальный образ избранника: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича, — я бы тогда тотчас же решилась».
В героях пьесы видны одиночество, неустроенность, разобщённость.
- Это человеческая неухоженность, она сегодня такая же, как тогда. Для меня важно было это вытащить. Человек никак не может приткнуться. Это попытка счастья. Кто-то видит его в деньгах. Но счастье не купишь. Это особая история – на всю жизнь. Гоголь иронизирует по этому поводу: не будьте наивными, счастье – это намного тоньше.


Текст и фото: Полина НИКОЛАЕВА

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки