Попытка счастья
На открытом фестивале «Пять вечеров» театр Валентина Варецкого представил «Женитьбу» Гоголя
Коллектив уже второй раз выступает на сцене городского Дома культуры. В прошлом году актёры дали постановку «Гипнотизёр» и запомнились зрителям. Сейчас они преподнесли настоящий подарок балабановским театралам, показав колоритные, сочные гоголевские образы и подарив ощущение чуда. А ведь таким и должен быть театр.
В состав труппы входят актёры, которые играют как на подмостках, так и в кино. Режиссёр Валентин Варецкий, заслуженный артист России, также знаком публике по многочисленным ролям в фильмах и сериалах.
Мы попросили Валентина Сергеевича рассказать о своём детище.
- Театру три года. Я работал до этого главным режиссёром в Московском областном театре имени Островского, ещё пять лет в театре Российской армии, ставил спектакли с великой Людмилой Чурсиной. Потом был Центральный офицерский клуб ВКС России. Ко мне пришли мои бывшие артисты, их новые коллеги и попросили, чтобы я с ними работал. Сначала это была студия по интересам, потом она переросла в театр. И мы стараемся всё делать по доверию, по вере, по любви. Есть свои сложности: денег актёрам не платят, они только иногда получают от продажи билетов, антрипризно. Актёры приходят, потому что мы все исповедуем одну идею: это отношение к тому автору, тому спектаклю, который мы делаем. Как в 90-х годах были студии, которые базировались на какой-то общности. Наверное, сегодня это редкость, но, тем не менее, мы собрали такую группу, и я с ними играю, где только можно. Сейчас едем в Питер, везём спектакль «Женитьба» на фестиваль негосударственных театров.
Пьеса, которая описывает нравы середины XIX века, несчётное количество раз ставилась
на многих подмостках. Герои – Иван Кузьмич Подколёсин, его конкуренты по сватовству, завидная богатая невеста Агафья Тихоновна, которая хочет простого женского счастья и никак не может остановить свой выбор на ком-то, предприимчивая сваха Фёкла Ивановна и проныра Кочкарёв, готовый во что бы то ни стало хочет уговорить друга пойти под венец – все они не раз проживали свои жизни на разных сценах и в разных интерпретациях.
Почему же перипетии сюжета – и смешные, и грустные, до сих пор занимают зрителя и почему режиссёры продолжают обращаться к творчеству Гоголя?
- Мне показалось, что это одна из немногих театральных пьес. Театральных - в смысле понимания о вечном, о любви, о каких-то человеческих ценностях, нравственности, - говорит Валентин Варецкий. - Гоголь когда-то написал о том, что люди в погоне за счастьем решили: женитьба – панацея от всех бед. Вот только женюсь и буду счастливым. Гоголь – это всё время фантасмагория, преувеличение факта или события. То же самое здесь: женюсь, и все наладится, не женюсь – конец света.
Казалось бы, главный герой встретил свою судьбу, но мысль, что брак - это навсегда, переворачивает всё и отбрасывает его в прежнее состояние нерешительности.
- Вечный круговорот. Пьеса у Гоголя называется «Женитьба. Совершенно невероятное событие в двух действиях». Невероятное. Это, как во сне, как фантом, не просто бытовая история. Некоторые из этой пьесы пытаются либо водевиль сделать – легонько, смешно, либо очень перегрузить. А вот выдержать этот баланс… Мы пытались – не знаю, насколько получилось, – чтобы это была, с одной стороны, мистика, а с другой - игровая среда, быстрая, острая.
Отозвался Валентин Сергеевич и о балабановской публике:
- Сегодня надо знать, что такое зритель. Вы думаете, он у вас такой простой – любое, что показывают, принимает? Отнюдь! Есть пьеса, её надо адаптировать к сегодняшнему времени. Как она звучит? Если попадает – зритель реагирует. Мне понравилось интеллигентное понимание со стороны зала, и вот это для меня самое ценное.
Вечные сюжеты живут и сейчас. В одном человеке не могут совпасть все желаемые качества. Но нынешние девушки так же, как Агафья Тихоновна, строят себе идеальный образ избранника: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича, — я бы тогда тотчас же решилась».
В героях пьесы видны одиночество, неустроенность, разобщённость.
- Это человеческая неухоженность, она сегодня такая же, как тогда. Для меня важно было это вытащить. Человек никак не может приткнуться. Это попытка счастья. Кто-то видит его в деньгах. Но счастье не купишь. Это особая история – на всю жизнь. Гоголь иронизирует по этому поводу: не будьте наивными, счастье – это намного тоньше.
Текст и фото: Полина НИКОЛАЕВА