Покровский старообрядческий собор, реставрация которого выходит на финальную стадию, приобрел не только белоснежное покрытие стен
Над тремя вратами храма появятся мозаичные иконы. Две из них уже обрели своё законное место
Все работы, от создания эскизов до монтажа готового изображения, выполнила мастерская Василия ФОРТОВА. Художник-монументалист, выпускник СТРОГАНОВСКОГО института специализируется на создании произведений декоративно-прикладного характера.
«Кафедра монументальной декоративной живописи, которую я окончил в 2014 году, сосредоточена на подготовке специалистов, работающих на стыке дизайна и архитектуры. Творя в сфере больших объёмов, художники создают целые площади, аэропорты, станций метрополитенов», - поясняет создатель мозаик.
В копилке Василия Эдуардовича и его супруги Софии-Антонии ИВОНИНОЙ множество проектов. Для масштабных работ они приглашают в команду друзей-единомышленников. Те, в свою очередь, выходя на крупные заказы, поступают аналогичным способом.
Супруги являются членами Союза художников Москвы. Принимали участие в росписи левокумского храма Всех Святых, трапезной церкви Всех Скорбящих под Ставрополем. Художники потрудились над убранством Сретенского собора на Лубянке.
Знаковой работой можно назвать реставрацию скульптурной группы «Тракторист и колхозница» над аркой главного входа в ВДНХ в 2017 году. Монументальные фигуры, покрыты золотой смальтой - кусочками стекла, изготовленного с добавлением пигментов. Именно восстановлением мозаичного слоя и занимался художник с коллегами.
В отделке сербского храма Святого Саввы трудилось множество российских зодчих. Группе под руководством Анастасии ДЕНЕШ, в которой и творил монументалист, удалось украсить колоссальнейший православный храм мира. В общей сложности на мозаичные работы белградского исполина Василий ФОРТОВ посвятил пять лет своей жизни.
В 2021 году он отметился как главный художник реставрации Казанского храма в Новодевичьем монастыре культурной столицы. Там он создал серию из трёх тимпанов - мозаики, выполненной в византийском стиле Палеологовского ренессанса.
Как и в Боровске, заказчиком проекта выступил Минкульт РФ. Роднит эти две работы Василия Эдуардовича и количество надвратных образов.
В центре старообрядчества
При создании мозаичных образов, мастерская Василия ФОРТОВА непосредственно сотрудничает с Фондом «Посолонь», курирующим ход реставрационных работ боровского храма и его руководителем Владимиром КЕТУРОВЫМ, главой Покровской общины староверов.
«За основу я брал иконописные каноны 12-16 веков - период, когда еще не произошёл раскол церкви, - рассказывает Василий Эдуардович. - Создаю эскиз, который дорабатываю совместно с супругой. Затем он согласовывается с Владимиром Вильевичем».
Сейчас уже готовы и установлены две мозаики. Над северными вратами красуется образ «Спас на убрусе», а над южными - «Покров Пресвятой Богородицы», по семь квадратных метров каждая. Если первый сюжет на слуху, то о втором нечасто можно услышать в разговоре с верующими. В основу образа положено предание о нерукотворном портрете Спасителя, отпечатавшегося на полотенце (по-старославянски убрус), которым он вытерся после умывания. Иконография изображения предполагает, что лик Христа расположен на полотне белого цвета.
На каждую из мозаик у коллектива художников уходит от полутора до двух месяцев кропотливого труда. При этом точное количество стёклышек смальты, которые сантиметр за сантиметром приклеили на цементный состав мастера, никто не назовёт.
Третий образ готов более чем наполовину. Западный, главный вход Покровского храма украсит изображение Святой Троицы. Данная мозаика самая крупная, площадью 22 квадратных метра.
Интересен и процесс монтажа готовых панно на стенах храма. Сами образы выкладываются в студии на плитах. Когда они готовы и раствор «схватился» мозаику разрезают алмазными дисками на примерно равные детали площадью около квадратного метра. Главная хитрость в том, чтобы пила прошла по линии, сформированной узором, не задев смальту.
Затем блоки бережно перевозят на место, где происходит подгонка изображения от центральной точки, и только потом сажают всю композицию на цементную смесь с дюбелями. Строители называют такой монтаж черновым.
Через определённое время стыки деталей закладываются смальтой, весь образ покрывается гидрофобным составом и в конце могут быть убраны уже не нужные дюбеля, после чего места от них также маскируются. Мозаика готова.
Последний образ в ближайшее время будет доставлен и смонтирован на стенах старообрядческой святыни. Художники надеются, что успеют к моменту освещения храма.
Над мозаиками Покровского храма работала большая команда художников-реставраторов.
Кроме самого Василия ФОРТОВА и Софии-Антонии ИВОНИНОЙ образы выкладывали специалисты: Надежда КУРБАНБАЕВА, Виктория-Василиса КУГУШЕВА, Екатерина КОСЫХ, Агата ФРОЛОВА, Ирина ПАВЛОВА и Михаил СИДОРОВ.
Монтаж готовых мозаик производили: Богдан ЛАВРИНЕНКО и Антон ВАХТИН.
Работу по наколу материла осуществляли: Владимир БАЛАН и Коба ЧХЕТИЯ.
История мозаики восходит ко второй половине четвёртого тысячелетия до нашей эры - (время постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии). К восьмому веку до н. э. относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, с которой работали мастера античной Греции. Контурные изображения обрамлялись орнаментом и выполнялись белым по чёрному (близко по стилю краснофигурной вазописи). А вот на знаменитую мозаику «Битва Александра Македонского с Дарием» ушло около полутора миллионов кусочков цветных камней.
Расцветом мозаики специалисты считают эпоху Византийской империи. Этому способствовало развитие технологий. Смальта - окрашенное стекло с использованием олова, придавала материалу непрозрачность. Это свойство позволило усилить отражающую способность и насыщенность цвета.
В интерьерах раннехристианских храмов с недостатком света фресочные изображения терялись и постепенно уступили место мозаикам. Вместе с православием искусство создания мозаичных икон пришло на Русь.
Следующий виток развития этого вида декоративного искусства в нашей стране связан с именем Михаила ЛОМОНОСОВА. Выдающийся учёный смог разработать рецептуру 112 тонов и более тысячи оттенков цветных смальт, «превзойдя палитру мозаичной мастерской в Ватикане».
Мозаичными изображениями украшено огромное количество храмов, станций метро и светских учреждений по всему миру.
Александр САМСОНОВ