Под знаком качества игрушки
В течение 60 лет это предприятие играло важную роль в экономике Боровска и района. За годы существования оно реформировалось, меняло названия. Но в памяти большинства боровчан осталось ласковое народное наименование «Игрушка»
В течение 60 лет это предприятие играло важную роль в экономике Боровска и района. За годы существования оно реформировалось, меняло названия. Но в памяти большинства боровчан осталось ласковое народное наименование «Игрушка»
Не просто забава
По ходу становления советской власти правительство всё больше внимания уделяло детям – будущим строителям нового общества. А что оказывает влияние на формирование личности ребёнка? Конечно же, игры и игрушки. «Каждая игрушка – это зеркало жизни человеческой», – утверждал один из сподвижников этого дела в нашей стране, искусствовед и меценат Николай БАРТРАМ.
Акцент был сделан на то, чтобы игрушки были не просто развлечением, а в первую очередь способствовали формированию ребёнка, его интеллектуальному и эстетическому развитию. За дело взялись всерьёз, подключив к работе ведущих конструкторов, инженеров, художников.
Одним из главных центров развития игрушечного направления стал подмосковный Загорск (ныне Сергиев Посад). В 1933 году здесь создан техникум игрушки, затем – институт. Оба учреждения функционируют до сих пор, здесь же расположен один из лучших в мире музеев игрушки.
На женских плечах
Тем временем в Боровске открылось новое предприятие – артель «Детский конструктор». Его разместили в здании бывшей кожевенной фабрики ГОЛОФТЕЕВЫХ, на краю Текиженского оврага, в том месте, где сейчас смыкаются улицы Урицкого и Берникова. Налаживать новое производство приехала группа молодых специалистов из Загорска – выпускников техникума игрушки, направленных в Боровск по распределению. Среди них мастера Антонина АСЕКРИТОВА и Клавдия ЗНАТНОВА. Для них на долгие годы родным стало не только предприятие, но и город, где они обрели семьи и остались на всю дальнейшую жизнь. Клавдия вышла замуж за сотрудника артели Николая ЦЕВИНА. Там же работал и его отец. Так начала складываться целая рабочая династия, судьба которой прочно связана с историей «Игрушки». Были и другие подобные династии, к примеру, ВТОРОВЫ – СЁМИНЫ.
По состоянию на 1939 год в артели работали 120 сотрудников. Ассортимент продукции был весьма разнообразен: помимо мягких и деревянных игрушек, здесь изготавливали, к примеру, корпуса для радиоприёмников.
Война внесла серьёзные коррективы в работу «Детского конструктора». В артели приступили к производству товаров для фронта. При этом не прекращался выпуск игрушек. Поскольку многие мужчины ушли воевать, основная нагрузка легла на женские плечи, – в этом отношении артель мало отличалась от других предприятий.
На быках до Балабанова
О том, чем жил в тот период «Детский конструктор», о настроении работников, о том, как менялась ситуация, отчасти могут рассказать письма Антонины Андреевны АСЕКРИТОВОЙ, которые она писала мужу на фронт.
14 ноября 1942 г. «Я сейчас работаю зав. производством и мастером. Функционируют два цеха – токарный и столярный. Делаем табуретки и игрушки. Мужчины многие ушли в армию. Остались единицы – наш председатель В. П. Бугорков, Борис Извеков, Петя Николаев, ещё несколько человек. Трудятся в основном женщины да пятеро подростков 13–14 лет. Женщины у нас стойкие – Мария Богомолова, Шура Сергеева. Все поддерживают друг друга, духом не падают. Мы должны пережить все трудности. Война кончится, тогда всё пойдёт по-другому».
4 апреля 1943 г. «Завтра едем в Нару за ватой для мягкой игрушки. Когда делаешь этих весёлых бобиков, зайчиков, становится немного легче на душе, хочется верить в лучшее».
19 апреля 1943 г. «Работаем нормально, план выполняем. Возили в Москву образцы новой продукции, которую там высоко оценили».
26 октября 1943 г. «Наша артель преобразилась с помощью военных, которые базируются в городе. Они отремонтировали и побелили стены, полы, печи, застеклили рамы. Ввиду плохой реализации игрушек испытываем финансовые трудности. Работать очень тяжело, особенно из-за отсутствия транспорта. Мне приходится регулярно ездить по делам артели в Москву и Калугу, и до Балабанова часто добираюсь пешком. Управление Промкооперации, которому мы подчиняемся, выдало нам ссуду на приобретение двух бычков. Теперь вот пользуюсь услугами такого гужевого транспорта».
20 декабря 1944 г. «Из-за отсутствия сырья второй месяц не выполняем план. Поэтому задерживается зарплата. Но производство Дедов Морозов, Снегурочек и других новогодних игрушек не прекращаем. Детишек нельзя оставить без праздника».
Те быки ещё долго служили не только производству. Работники артели использовали их, когда нужно было пахать на земельных участках. Проблемы, рабочие и житейские, слились воедино. Когда у некоторых сотрудников немцы при отступлении сожгли дома, они нашли временное пристанище в помещениях артели. Заодно могли брать на себя функции ночных сторожей. Желающих нелегально проникнуть на территорию предприятия было немало. Находились любители прихватить древесинки на дармовщинку. А также выпивохи, целью которых были спиртосодержащие лакокрасочные изделия.
Несмотря на трудности и невзгоды, народ не замыкался. При артели существовал драматический кружок. Работники участвовали в городских и районных общественно значимых мероприятиях: лыжных кроссах, сдаче норм ГТО, соревнованиях санитарных дружин (сандружины в советский период существовали на всех предприятиях района).
Домики счастья
После войны в «Детский конструктор» стали возвращаться с фронта мужчины. Появилась и группа молодёжи, в том числе юная боровчанка Галина СИМАКОВА. Она проработала здесь 45 лет, пережив за этот период несколько реорганизаций, переименований, директоров. Награждена Орденом Трудового Красного знамени.
«На «Игрушке» работала моя мама, – вспоминает Галина Михайловна. – Я пришла на предприятие в 1951 году, когда мне исполнилось 16 лет. Трудились в сложных условиях. Второй этаж был деревянным, и зимой там всегда мёрзли. Помню, мама просыпалась в пять часов и шла растапливать две печки, которые располагались в разных концах цеха. К восьми утра (началу рабочего дня) помещение немного обогревалось, но этого тепла всё равно не хватало, приходилось работать в шапках и телогрейках.
Я с самого начала и до пенсии трудилась в красильном цехе, со временем стала бригадиром. О вредности производства по молодости не слишком задумывались, хотя вполне осознавали, чем может обернуться постоянное вдыхание паров краски. Никакими защитными приспособлениями не пользовались. Пробыть всю смену в респираторе – это очень неудобно. За вредность ежедневно выдавали талоны на молоко. Обычно их отоваривали один-два раза в месяц: шли в магазин и закупали творог, сметану, масло.
Часто приходилось перерабатывать, выходить на работу в выходные дни. Потому что надо было выполнять план, который постоянно повышался. Но часто после трудной смены снова прибегали в артель и в Красном уголке устраивали танцы.
С благодарностью вспоминаю своих коллег – Лидию БРИЦЫНУ, Клавдию БОЧАРОВУ, Зинаиду ПОДШИВАЛОВУ, Зою КОРСАКОВУ, Веру ЗАБОТИНУ, Таисию КОМАРОВУ».
При всех сложностях в организации производственного процесса артель (а с 1960 года фабрика детских игрушек) выпускала качественную, высокотехнологичную продукцию, которая выделялась из общего товарного потока. Особенной популярностью пользовались сборно-разборные конструкции. Мечтой многих мальчишек и девчонок были макеты жилых деревянных домов. Из фанерного ящичка, пахнущего душистой древесиной, извлекались миниатюрные брёвнышки, дощечки, резные украшения. В комплект входили печка с трубой, окна со ставнями, калитка, беседка, человеческие фигурки (должен же здесь кто-то жить). Собирая эти домики, дети середины прошлого века словно попадали в сказку. Большой спрос был на наборы разнокалиберных кубиков, на комплекты игры в городки.
И взошла «Заря»
В 1973 году решением Областного управления местной промышленности фабрика детских игрушек была объединена с «Райпромкомбинатом», который выпускал половые и одежные щётки, пластмассовые крышки, колпачки для тюбиков, сумки-шотландки.
Новое предприятие получило название «Заря», для него было построено здание в конце улицы Берникова. Общая численность работников на тот период – 380 человек. Основу производства по-прежнему составляли деревянные игрушки. На «Заре» изделия для детей проходили все стадии своего появления на свет – от заготовки древесины до отправки готовых товаров в торговую сеть.
Чтобы добиться высокого качества, всё продумывалось до мелочей. Взять, к примеру, выбор древесины. Например, осина – она ворсистая, поэтому для кубиков не очень подходила. А вот берёза – в самый раз. Для токарных изделий применялась ольха.
Своими воспоминаниями поделилась Татьяна КЛИМКИНА, которая проработала на «Заре» 20 лет (с 1975 по 1995 годы). Начинала диспетчером автопарка, а заканчивала главным инженером. «Наша фабрика на протяжении долгого периода стабильно входила в пятёрку лучших предприятий района, – с гордостью рассказывает Татьяна Ивановна. – Несколько видов нашей продукции имели Знак качества СССР. Это было очень почётно. Не каждое предприятие могло подобным похвастаться. У наших игрушек имелся свой товарный знак – сказочная царевна-лягушка, держащая во рту стрелу. Проблем со сбытом не испытывали – ежедневно по 2–3 железнодорожных вагона с продукцией «Зари» отправлялось в разные уголки нашей огромной страны.
Конечно, всё это достигалось благодаря высокому мастерству сотрудников. Виртуозно владели своей профессией токарь Маргарита Александровна СЁМИНА, шлифовальщицы Вера Васильевна СТРОГАНОВА и Лидия Михайловна ВАСИЛЬЕВА, заточник Иван Андриянович КИРЮХИН. На лесозаготовке трудились Пётр Васильевич БЕЗДОЛЬНОВ, Виктор Иванович МОИСЕЕВ, Михаил Иванович ВАСИЛЬЕВ, Александр Афанасьевич ВОЛКОВ. Мастерами деревообработки являлись Виктор Михайлович САПЕЛЬНИКОВ, Виктор Иванович КАРЕЛОВ, Дмитрий Андреевич САВУШКИН. Начальником цеха игрушки была Галина Васильевна БУБЛИКОВА, цеха пластмассовых изделий – Николай Терентьевич КРАПИВИН. В успехах сеточно-щёточного цеха большая заслуга мастера Тамары Петровны БЛИНОВОЙ. Нельзя не упомянуть старшего технолога Любовь Валентиновну МАСЕЙКИНУ. Финансовой частью успешно управляли старший бухгалтер Валентина Андреевна МЕЛИХОВА и главный экономист Анастасия Григорьевна НОВОСЁЛОВА.
К слову, должность бригадира была выборной. Эти люди чувствовали и доверие коллектива, и особую ответственность.
Все искренне переживали за успех. Если нужно в интересах предприятия выйти на работу в выходной или праздничный день – никто не возражал. Поехать в подшефный колхоз – с большим энтузиазмом. Когда потребовал ремонта фабричный клуб, наши комсомольцы кинули клич и организовали субботник.
В этом клубе дружно и весело отмечали праздники. И вообще отдыхать умели. Профком не скупился на путёвки, туристические поездки. Поддерживало и руководство – Николай Фёдорович УМНИКОВ, Алексей Иванович КОСМАЧЁВ, Леонид Иванович ВЛАСОВ (в разные периоды возглавлявшие предприятие), заместитель директора Георгий Георгиевич ПЛАТОНОВ».
Ускакали деревянные лошадки
В районном архиве сохранились документы, фиксирующие выпуск продукции. Судя по актам, игрушечный цех в 1970-1980-х годах выдавал более 20 наименований изделий. Одних только наборов «Строитель» было 10 видов. А ещё «Судостроитель», «Речная пристань», «Построим город», «Дачный домик», «Пирамида», «Крокет настольный», «Паровоз-песочница», «Космодром».
Ежемесячно на торговые прилавки поступало около 12 тысяч комплектов. Розничная цена разнилась. Например, «Судостроитель» стоил 6 рублей 80 копеек. По тем временам существенно. Зато можно было не сомневаться в качестве, долговечности, надёжности, безопасности (в том числе и экологической). Даже к упаковке предъявлялись очень серьёзные требования. Фанерные ящички с выдвижными крышками были лёгкими, прочными, водонепроницаемыми. Некоторые боровчане до сих пор их хранят, используя в качестве шкатулок или ёмкостей для документов. А один московский антикварный магазин сейчас продаёт через интернет конструктор «Судостроитель» от «Зари» за 12500 рублей.
Знаю несколько историй, когда современные дети, находя в кладовках чудом сохранившиеся пыльные коробки с кубиками, так увлекались, что напрочь забывали о трансформерах, светящихся автоматах и прочей китайской одноразовой мишуре.
«Заря» постоянно развивалась. Предприятие умело перестраиваться с учётом экономических, социальных потребностей. Модифицировали технологический процесс, внедряли собственные проекты (разумеется, не без ведома Госплана). Так, разработали новый вид прессованных кубиков на основе опилок и аминопласта. Появилось сообщество надомников. В домашних условиях сотрудники наклеивали на кубики бумажные картинки с буквами, благодаря которым дети изучали алфавит. Другая разновидность наборов представляла собой прообраз современных паззлов (подозреваю, что 40 лет назад такого слова и не знали). Из фрагментов нужно было собрать целую картину. В одном комплекте – шесть сюжетов (по числу граней на кубике).
Благодаря тесному сотрудничеству с Загорским институтом игрушек появилась на свет серия «Куклы народов мира». При этом в других цехах продолжали изготавливать сумки, рукавицы, купольные части зонтов, различные виды щёток.
Здесь всегда умели найти применение своим мозгам и рукам. «Заря» блеснула в самых разных сферах. В том числе и в кино. На «Заре» изготовляли метанит (тонкая металлизированная нить с эффектом золота и серебра), который затем применяли при пошиве исторических костюмов для киносъёмок. На этом боровчане неплохо зарабатывали. Так же, как и на производстве декораций для театров.
Первые потряхивания отечественной экономики и промышленности в конце 1980-х «Зарю» не сильно коснулись. Более того, к предприятию присоединили Белкинскую ткацкую фабрику, которая шла ко дну. Штат обновлённого предприятия достиг 700 человек. Под этот проект «Заре» было выделено новое швейное оборудование. Начали шить женскую одежду.
Но общая разруха в стране не могла не сказаться. Перестали пользоваться спросом бытовые товары, людям стало не до игрушек – все мысли были только о хлебе насущном. Как в калейдоскопе, начали меняться формы управления, названия (февраль 1993 г. – ТОО «Заря»; апрель 1993 г. – АОЗТ «Декор»: сентябрь 1996 г. – ОАО «Боровский ДОК»). Но это была уже агония.
К ослабленному объекту стали протягивать руки богатые дяденьки. Как в животном мире, когда раненый зверь обречён быть съеденным. Конец настал в 2000 году, когда предприятие было официально ликвидировано. База перешла в руки новых хозяев. Сейчас здесь делают ванны. А здание в Текиженском овраге в 1990-х стёрто с лица земли.
Ускакали деревянные лошадки, пароходики давно уплыли…
Автор благодарит за содействие начальника районного архивного отдела Анну ОСИПОВУ, сотрудников МКК «Стольный город Боровск» и Татьяну КЛИМКИНУ.
Дмитрий ОДИНОКОВ