Под аркой сей

08 июня 2022 г.

С боровского Городища хорошо видна улица Энгельса, которая пролегла вдоль левого берега Протвы. Главной достопримечательностью набережной, безусловно, является комплекс зданий, именуемых «головтеевскими домами»

Под аркой сей

О чём расскажет надпись

Вплоть до начала XX века улица эта именовалась Кузнецкой, поскольку в течение нескольких столетий здесь находились многочисленные кузни. В глубине от береговой линии стояли здания, которые на плане Боровска 1785 года значились как деревянные купеческие строения. В XIX веке в начале улицы появились четыре дома, по сути представляющих значительных размеров городскую усадьбу. Один из домов впоследствии сгорел. Их владельцами были братья ГОЛОВТЕЕВЫ (в некоторых источниках их фамилия пишется через «Ф»)  – Семён Алексеевич и Дементий Алексеевич. Они держали здесь кожевенные заводы. В то время было нормой, когда производство располагалось в жилых домах и соседних с ними пристройках.
Дом № 2, расположенный выше других по рельефу, начинает застройку улицы и является наиболее крупным и представительным. Он выполнен в выразительных формах ранней эклектики. В композиции фасада доминирует второй этаж, высокие окна которого украшены изогнутыми бровками и подоконными полками на боковых кронштейнах. В парадных комнатах, обращённых на улицу, сохранились голландские печи. В центре  – широкий арочный проезд во двор. Он имел большое практическое значение, учитывая, что часть производства располагалась позади дома. Сохранились фрагменты въездных ворот. На металлической балке в верхней части проёма выгравирована надпись «1876». Скорее всего, эти цифры означают год окончания строительства.
«Дом является частью исторической застройки Боровска,  – говорит научный сотрудник Музейно-краеведческого комплекса «Стольный город Боровск» Нелли ЛОШКАРЁВА.  – В соответствии с утверждёнными в 1983 году Зонами охран, не утратившими до сего времени своего юридического статуса, эта постройка входит в число наиболее ценных объектов историко-архитектурного наследия. Он включён в Свод памятников архитектуры РФ и входит в жилую застройку, поставленную на государственную охрану Решением Калужского областного Совета народных депутатов от 17 сентября 1992 года».

Последний голова

Место расположения заводов было очень удобным. Рядом река и родники – важный фактор для кожевенного производства. Мимо пролегала дорога, по которой передвигались торговые обозы на Верею и Можайск.
Последующие представители рода также специализировались на обработке и выделке кожи. В начале XX века Павел Дементьевич ГОЛОВТЕЕВ купил дом на Медынской улице. Это здание сохранилось до сего дня, и с него берёт своё начало улица, которая сейчас носит имя Владимира БЕРНИКОВА. Рядом, вдоль Текиженского ручья, была построена двухэтажная кожевенная фабрика (в советское время здесь размещалась фабрика игрушки). Своё дело Павел Дементьевич развивал совместно с сыновьями Александром, Василием, Михаилом и Леонтием. В годы Первой мировой войны они поставляли свою продукцию на фронт.
«В общественной жизни города ГОЛОВТЕЕВЫ играли важную роль, – рассказывает историк и краевед Виктор ОСИПОВ. – Они избирались гласными городской думы, членами городской управы. Фёдор Дементьевич возглавлял общественный банк. Его брат Павел Дементьевич представлял боровское старообрядчество на встрече Великого князя Михаила Александровича, посетившего Боровск в 1910 году. Он был последним городским головой, вплоть до Октябрьской революции 1917 года.
Представители этого семейства отличались и своими благотворительными акциями. В частности, они пожертвовали внушительную сумму на строительство старообрядческого храма Покрова Пресвятой Богородицы 2-й общины».
По-разному складывались судьбы продолжателей рода, которые покинули дом на набережной (кто-то по доброй воле, кто-то вынужденно). Некоторые после 1917 года уехали из страны. Михаил Павлович ГОЛОВТЕЕВ пропал без вести на фронте в 1942 году. Его дочь Зинаида с 1951 по 1971 годы работала фотографом в Доме быта, многие боровчане её хорошо помнят.
Ещё одна представительница этого генеалогического древа – боровчанка Маргарита ЖИРОВА. По образованию она учитель, много лет работала заведующей детским садом фабрики «Красный Октябрь». «У моей бабушки Матрёны, которая проживала в этом доме, было семеро детей,  – вспоминает Маргарита Алексеевна.  – Один из её сыновей был репрессирован и расстрелян в 1937 году. Двое продолжили семейное кожевенное дело, другие занимались огородничеством, выращивали огурцы, ездили продавать их в Москву».
Ещё один головтеевский отпрыск  – доктор физико-математических наук Юрий ОРЛОВ. Ему 92 года, но его до сих пор приглашают читать лекции в МГУ. Одним словом, газетной площади не хватит, чтобы рассказать обо всех выходцах из этого большого семейства.

Ложная тревога

Имущество ГОЛОВТЕЕВЫХ в советский период национализировали. Дома заселили другими людьми. А в производственных помещениях разместился промкомбинат. Здесь изготовляли сани, телеги, кирпичи, валяли валенки. Некоторые сооружения (например, бывшая валялка) сохранились по сей день.
С домом № 2 связано немало интересных историй. Несколько лет назад один из жителей заявил, что зимой 1941 года в ходе освобождения Боровска в фасад здания (рядом с арочным проездом, между первым и вторым этажом) угодил артиллерийский снаряд. Якобы он не взорвался и остался в стене. Собрались представители МЧС, прокуратуры, следственного комитета, районной и городской администраций. С помощью чувствительных приборов всё обследовали, но ничего не обнаружили. О войне напоминают только мелкие следы автоматных очередей. Стали поговаривать, что жилец умышленно сообщил заведомо ложную информацию, чтобы власти обратили внимание на этот дом и переселили его обитателей в благоустроенные квартиры.
В скором времени переселение действительно состоялось  – по программе «Ветхое жильё» квартиросъёмщики перебрались в новые дома на улице Некрасова. Все, кроме одного. Мужчина наотрез отказался переезжать. Точнее, он готов был к переселению, но только не в тот дом, который предназначен программой. Совсем недавно через судебную тяжбу этот товарищ добился того, что ему была выплачена денежная компенсация, и он приобрёл жильё там, где хотел.
Дом опустел, и вот уже выбиты окна, периодически здесь появляются подозрительные личности, арочный проезд загажен. Во дворе полнейшее запустение. От некоторых сараев остались лишь «скелеты», другие потихоньку гниют и разваливаются. Из-под бурьяна выглядывают остатки кирпичной кладки  – напоминание о той, дореволюционной жизни. Здесь раньше был подвал.
«Давно прошу администрацию города снести дворовый туалет, – говорит проживающий по соседству Владимир ХРУСТАЛЁВ. – Он долгое время уже не используется по назначению, а вычищался последний раз лет двадцать назад. Чем дольше эта территория остаётся бесхозной, тем сильнее загаживается. Жалко будет, если дом погибнет. Проходя мимо, всегда любуюсь его архитектурными деталями – карнизом, колоннами между окнами второго этажа».
По словам главы города Светланы ГАЛЕНКОВОЙ, дальнейшая судьба дома будет рассматриваться на одном из ближайших заседаний городского парламента. Вполне вероятен вариант, при котором объект перейдёт в ведение районных властей. Подобный опыт имеется  – недавно таким образом решили вопрос с так называемым домом с ромашками на улице Коммунистической. Но для боровчан главное, чтобы появился шанс отреставрировать это здание и вдохнуть в него новую жизнь.
Автор выражает благодарность Нелли ЛОШКАРЁВОЙ

Дмитрий ОДИНОКОВ

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки