По мраморной лестнице истории
Дом № 122 по улице Калужской в Боровске находится в отдалении от центра города. Туристы не жалуют его своим вниманием, экскурсионные маршруты здесь не проходят. Но по своей исторической и архитектурной ценности этот объект ничуть не уступает другим достопримечательностям города
Боровские миллионеры
Калужскую улицу условно можно разделить на две части – до каменного моста (возле пожарной части) и после. Так вот, архитектурную основу второй половины составляют старенькие одноэтажные домишки, перемежающиеся с современными строениями коттеджного типа. И двухэтажный кирпичный дом конца XIX в. очень выделяется из этого ряда.
Проживала здесь известная купеческая семья ШУТОВЫХ. Пётр Васильевич ШУТОВ был женат на дочери Петра Михайловича ПОЛЕЖАЕВА (основателя ткацкой фабрики) – Клавдии Петровне. У них были дочь Наталья и сын Леонтий. ШУТОВ начинал своё дело с торговли соленьями, грибами, ягодами, фруктами, солониной, вином; из коры делал стельки для обуви. Кроме того, занимался первичной обработкой кож.
Собрав определённый капитал, Пётр Васильевич вместе с братьями Семёном и Николаем наладили скупку пушнины в Сибири и её экспорт в Европу. ШУТОВЫ стали одними из первых миллионеров в Боровске. Значительную часть капитала хранили в банках Лондона. При этом заботились не только о собственном кармане. Как и большинство купцов и промышленников того времени, жертвовали большие суммы на нужды города и его жителей, активно участвовали в общественной жизни.
После 1917 года Семён добровольно передал накопления в пользу советской власти (по условиям договора между братьями только он мог распоряжаться совместно нажитым капиталом).
В 1920 году Пётр, преследуемый властями, пытался покинуть Россию, но был арестован на границе и вскоре умер от тифа в тюрьме. Членов семьи не стали лишать свободы, но отобрали всё имущество. Клавдия Петровна с детьми переехала в Москву, жили у родственников в коммунальной квартире. Похоронена она в столице, на Рогожском старообрядческом кладбище.
Осиротевшая коллекция
Старожилы вспоминают, что рядом у ШУТОВЫХ был ещё один каменный дом – № 120, который разрушен во время Великой Отечественной войны. А в первые советские годы здесь располагался музей, созданный зачинателем краеведческого дела в Боровском уезде Николаем ГЛУХАРЁВЫМ. Возможно, он арендовал у ШУТОВЫХ помещение, поскольку в его собственном доме уже не хватало места для расширяющейся коллекции (Николай Поликарпович проживал на той же улице, но в её начале – в доме № 14, где сейчас установлена мемориальная доска). Не исключено, что к тому времени ШУТОВЫ уже были принудительно выселены из своих владений. И здание приспособили под музей. Однозначного мнения у краеведов по этой ситуации нет. Зато достоверно установлено, что 17 декабря 1919 года ГЛУХАРЁВУ была выдана охранная грамота: «Сим удостоверяется, что музей г. Боровска, собранный Н. П. Глухарёвым, заключающий в себе коллекции картин, гравюр, художественных предметов древности и быта Калужского края, состоит под охраной и ведением Всероссийской Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного Комиссариата просвещения». Документ подписан самим наркомом Анатолием ЛУНАЧАРСКИМ.
После смерти ГЛУХАРЁВА в 1920 году музей, оставшийся без руководителя, работал лишь формально. Некоторое время штат состоял из одного только сторожа. В 1922 году музей закрыли окончательно. Официальная причина – отсутствие средств на содержание. Вскоре здесь расположился детский санаторий Здравотдела. Часть глухарёвского фонда передали в музей при Пафнутьев-Боровском монастыре, часть – в ведение отдела народного образования. А экспонаты, пригодные для домашнего обихода и не имевшие художественной ценности, было решено использовать для нужд культурно-просветительских учреждений. Ещё раньше многие предметы растащили боровчане. Одним словом, осиротевшая без ГЛУХАРЁВА коллекция была попросту разбазарена.
В дружеской тесноте
После войны на месте разрушенного дома построили контору молокозавода. А сохранившийся дом № 122 заселили семьи рабочих. «Я жила напротив и каждый день приходила в этот двор играть, – рассказывает Зоя Дмитриевна БУРМИСТРОВА. – Все семьи в этом доме были многочисленными. Одних только детей человек 30. Например, СИЛАЕВЫ растили семерых. Их отец, дядя Ваня, занимался починкой обуви. Ему для этого даже отдельную каморку выделили. Семён СИЛКИН работал кузнецом. Крепкого сложения, плечистый, с огромными кулаками. У меня с тех пор слово «кузнец» ассоциируется именно с этим человеком.
У всех были огородные участки, все держали скот. Большой чердак приспособили под сеновал. Некоторые в тёплое время там ночевали, поскольку в комнатах было очень тесно. А когда мы затевали военные игры, то чердак служил нам штабом.
Жили очень дружно. По праздникам все выходили во двор, накрывали столы, приносили гармошки. Вдвойне веселее стало, когда бывшую конюшню приспособили под жильё цыгане. У них вообще – вечный праздник.
Каждый день с утра до вечера мимо дома ехали подводы с молоком – приёмный пункт находился в отдалении от конторы, в глубине бывшей шутовской усадьбы. Мы держали корову, и я ходила сдавать молоко. А заодно можно было взять сыворотку, чтобы кормить ею поросят.
Одним словом, много интересного происходило вокруг этого дома ШУТОВЫХ. Столько лет я им любуюсь, но не перестаю восхищаться. Без сомнения, это одно из самых красивых строений нашего города».
Здание как образец
Полюбоваться действительно есть чем. Два боковых ризалита завершаются аттиками. Правда, на сегодняшний день аттики демонтированы. Дело в том, что они мешали ремонту крыши, когда она начала протекать. Но архитектор Юрий РЯЗАНЦЕВ попросил руководителей управляющей компании предварительно сделать обмерные чертежи, фотофиксацию, чтобы впоследствии можно было восстановить первоначальные архитектурные детали.
Карнизы с большим выносом, пояс из кирпичного орнамента, выполненная рустом подоконная часть фасада на первом этаже. Обращают на себя внимание закруглённые углы здания. Подобные конструкции встречаются редко. Бросается в глаза нетрадиционный способ кладки кирпича, когда через 4-5 выступающих рядов следует заглубление. Такой стиль создаёт ощущение массивности, монументальности.
По словам Юрия РЯЗАНЦЕВА, многие элементы этого здания он взял за образец при проектировании дома № 60 по улице Ленина (возле Сбербанка).
Люди, которые сегодня проживают в этом историческом доме на Калужской, должны такие моменты ценить, чтобы мы не потеряли красоту. Тем более, что многое уже утрачено. Некогда цветущий приусадебный парк, с которого открывался прекрасный вид на Текиженский овраг, давно зарос, и, кажется, начинает превращаться в стихийную свалку. Внутри здания всё уже неоднократно переделывалось. О первых хозяевах напоминает лишь мраморная лестница, над которой время не властно. Эти ступеньки – словно связующее звено между прошлым и будущим.
Дмитрий ОДИНОКОВ