Панацея от мутной жидкости
Боровчане регулярно жалуются на качество питьевой воды и поломки бытовой техники. Даже несмотря на то, что в конце прошлого года построили новую станцию обезжелезивания
Боровчане регулярно жалуются на качество питьевой воды и поломки бытовой техники. Даже несмотря на то, что в конце прошлого года построили новую станцию обезжелезивания
Мнения экспертов
Так почему из кранов течёт мутная жидкость? «Природная вода в Калужской области содержит большое количество железа, что придает ей жёлтый цвет. Именно для того, чтобы очистить ресурс от различных примесей, и строятся станции водоочистки», – гласит комментарий Министерства строительства и ЖКХ региона под очередным постом с жалобой на продаваемый ресурс. Казалось бы, такая забота о жителях райцентра. Вот только никто, кроме самих боровчан, не учитывает тот факт, что станцию для подачи качественного ресурса только запустили, а платят люди за якобы чистую воду уже очень давно и на регулярной основе.
Стоит отметить, что руководитель боровского отделения «Калугаоблводоканала» Александр МАМОНОВ, ссылаясь на СанПиН, считает воду питьевой, с небольшой примесью железа. «Существующие до этого станции не справлялись, они рассчитаны на меньшие мощности. Для того чтобы ресурс доходил до всех, добавляли небольшой процент неочищенной воды. Из-за этого и появляется характерный рыжий оттенок», – пояснил Александр Викторович. Вот только та самая примесь доставляет боровчанам массу проблем.
Признаки повышенного содержания железа в воде, согласно сводке «Роспотребнадзора»
- Металлический привкус
- Рыжий налет на сантехнике, арматуре, посуде
- В изначально прозрачной воде на открытом воздухе появляется студенистый рыжий осадок, не оседающий на дно
- При кипячении воды и приготовлении пищи образуется ржавый осадок
- При стирке белье быстро обесцвечивается
- Напитки (компоты) темнеют
Фильтры всех спасут?
Практически каждый житель райцентра сталкивался с поломками дорогостоящей бытовой техники или обогревательных приборов. Самая распространённая причина этого – накипь и ржавчина. На вопрос, кто должен компенсировать боровчанам нанесённый ущерб, Александр МАМОНОВ ответил: «Чтобы техника не ломалась, лучше ставить фильтры для воды».
Допустим, но как быть тем, у кого нет такой финансовой возможности? «Хотите сказать, что потратить 10 000 рублей на стиральную машину человек может, а 150 – на фильтр нет? Да он по техусловиям там должен стоять», – говорит МАМОНОВ. Однако если реально подойти к проблеме боровчан, то становится понятно, что платят они намного больше, чем должны. Составим примерный чек-лист расходов на воду в месяц:
- оплата квитанции, в среднем 700 рублей;
- магистральный фильтр, чтобы технику не «убить» – 1090 рублей (один из самых дешёвых);
- питьевая бутилированная вода (исходя из расчёта 5 литров в сутки на человека) 126 рублей за двенадцатилитровую канистру × 30 дней = 1575 рублей.
Добавляем сюда испорченную одежду, бесчисленное количество погибших нервных клеток и ремонт бытовой техники (потому что фильтры по факту не всегда справляются) и складываем. Получается 3365 рублей (если повезёт), плюс подпорченная нервная система. Возникает логичный вопрос: а не много ли мы отдаём? Ведь остальные коммунальные платежи никто не отменял.
Получается, что пенсионеры должны отдавать минимум 60% своей пенсии на оплату ЖКУ. У большей части трудоспособного населения города кредиты, ипотеки и дети, да и продукты питания дорожают. Возвращаясь к вопросу Александра Викторовича об установке допоборудования для фильтрации жидкости, выходит, что многие жители города не могут себе позволить купить хорошие фильтры. Да и зачем? Ведь, по мнению того же руководителя местного отделения «Водоканала», ресурс подают с небольшой примесью… «Если жителей не устраивает качество воды, мы готовы компенсировать разницу, пусть обращаются в свою управляющую компанию», – пояснил Александр Викторович.
А как это сделать?
Согласно 354-му постановлению правительства РФ от 6 мая 2011 года, вернуть деньги за подачу некачественного ресурса всё же можно. Давайте разберёмся, как именно.
Для начала нужно установить сам факт ненадлежащего качества подаваемой воды. Обратимся к пятой главе постановления и переведём написанное с юридического на человеческий.
Итак, пункт 105: если потребитель (мы с вами) обнаружил, что ему подают некачественный ресурс, он должен сообщить об этом в единую диспетчерскую службу или управляющую компанию.
Пункт 106: заявление может быть как письменным, так и устным, его обязаны принять и зарегистрировать. При подаче жалобы нужно сообщить свои фамилию, имя и отчество, а также точный адрес (где из крана течёт «жижа»). Принимающий информацию диспетчер, в свою очередь, также должен назвать свои инициалы и номер регистрации заявления.
Пункт 107: если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины нарушения качества услуги, он обязан сразу вам об этом сообщить и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. После чего уведомление должно поступить и поставщику ресурса – «Водоканалу».
Пункт 108: если же сотруднику ЕДДС или управляющей компании неизвестна причина некачественного ресурса, то он должен согласовать с вами дату и время проведения проверки воды. А после информировать об этом и её поставщиков.
Пункт 109: после окончания проверки составляется акт.
Пункт 110: если кто-то из присутствующих не согласен с результатами экспертизы, он вправе потребовать повторной проверки качества воды.
После того как факт всё же был установлен, вам нужно написать заявление о перерасчёте, и его произведут.
Теперь важное уточнение от руководителя управляющей компании «Строй-Белан» Анатолия БЕЛЯКОВА: «По закону мы обязаны за трое суток уведомить ресурсоснабжающую организацию о проведении экспертизы». А коль так, возникает логичный вопрос: как доказать, что из крана течёт мутная жидкость, если до того момента, пока приедет эксперт, качество её может измениться?
Сделать это очень сложно. За последние два года подобных обращений поступало от горожан много, а вот вернуть свои кровные удалось далеко не всем. «Жители Боровского района несут колоссальные потери из-за плохой воды. И это не только здоровье. Из строя выходит бытовая техника и обогревательные котлы. К нам регулярно обращаются пожилые граждане с просьбой почистить или починить оборудование. Изнашиваются и системы коммуникаций», – поделился Анатолий Николаевич.
Но на самом деле не все требуют вернуть деньги. Большинство просто хотят мыться в чистой воде, набирать её в чайник из крана и как страшный сон забыть о «псивых» вещах. Сейчас это звучит как несбыточная мечта, однако шанс на светлое будущее всё же есть.
Волшебная коробочка
О том, что в Боровске на улице Некрасова построили станцию обезжелезивания, слышали, пожалуй, уже все. «Её запуск должен избавить горожан от проблем с водой как минимум на пять лет», – заявил Александр МАМОНОВ. Уверены в этом и главы боровской и районной администраций. На её создание было выделено десять миллионов рублей. По задумке, станция возьмёт на себя те самые объёмы воды, которые не очищают мощности уже существующих сооружений. Выработка «волшебной коробочки» составляет 40 кубометров в час. Этого должно с запасом хватить и на будущее.
Первый заместитель генерального директора «Калугаоблводоканала» Антон КОСЬКОВ заверил, что станцию обезжелезивания запустили 29 декабря. Так почему же ощутимых улучшений качества воды жители города не заметили? Всё дело в том, что пусконаладочные работы оборудования завершились только 18 января. Соответственно, корректно и на полную мощность запустили его только 19-го. Однако это вовсе не означает, что качество подаваемого ресурса резко изменится в лучшую сторону.
«На выходе со станции ресурс чистый. Но проблема в том, что долгое время по трубам текла вода с железом. Естественно, в них остался осадок. Поэтому до жителей может доходить ресурс с примесью. Система будет промываться ближайшие три месяца», – пояснила руководитель производственно-технологического департамента Екатерина ГАВРИЛИНА.
Кроме того, со слов Екатерины Александровны, в феврале-марте в райцентр доставят специальное оборудование, которое должно будет очистить сети от наростов железа. Получается, что качественной воды боровчане дождутся не раньше начала лета. Это явно лучше, чем ничего.
Диана ФЕДУЛОВА