От моста до самых окраин
Сегодня мы продолжаем рассказ об истории улицы Коммунистической в Боровске. Но для начала вернёмся к предыдущей публикации (18 октября), которая была посвящена большому мосту через Протву
Боровский краевед Сергей ГЛУХАРЁВ сделал уточнение. Деревянный мост, сооружённый в конце XIX в., пострадал во время Великой Отечественной войны. В 1942 году военнослужащими 87-го мостостроительного батальона был построен новый мост. А в начале 1960-х на его месте появилась бетонная конструкция. К слову, при строительстве погиб младший воентехник Иван Григорьевич ПРИХОДЬКО. Он похоронен в бору, неподалёку от комплекса районной больницы.
Сразу за мостом в двухэтажном доме появился на свет будущий Олимпийский чемпион Алексей Александрович ПАРАМОНОВ. Движемся дальше вдоль пологой возвышенности. И по ходу заглядываем в путеводитель, составленный боровским краеведом Петром ПОДШИВАЛОВЫМ. Читаем: «В старину это Троицкая слободка. Троицкая церковь упоминается ещё в 1621 г. Поначалу была деревянная, а в 1793 году выстроена каменная. Ликвидирована в 1930 году.
На месте дома №63 были склады купца Жданова. Здесь же располагалась тайная старообрядческая молельня. Когда гонения на старообрядцев ослабли, Жданов дал деньги на строительство Покровского собора, который был освящён в 1912 году. В советское время церковь закрыли, и она служила хозяйственным помещением для автоколонны».
Красотами этого храма какое-то время успели полюбоваться из окон своего дома (№69) представители купеческого рода КАПЫРИНЫХ. Правда, сам глава семейства, купец I гильдии Павел Захарович КАПЫРИН, к тому времени уже давно покоился на Записном старообрядческом кладбище.
Изначально дом был деревянным, но однажды он сгорел. На его месте вырос значительно больший по площади каменный. А во дворе появилось много хозяйственных построек. Некоторых старых заслуженных работников Павел Захарович оставлял жить у себя в усадьбе и обеспечивал их, даже если они уже не могли выполнять своих обязанностей. Для таких людей рядом с главным зданием были построены два одноэтажных домика.
С приходом советской власти сюда переселили всех членов семьи КАПЫРИНЫХ. А в главном здании организовали детский дом. Впоследствии он трансформировался в детский сад, который процветает по сей день и называется «Рябинка».
Разные судьбы
Этому зданию повезло, его удалось сохранить. А вот судьба двух других исторических объектов, расположенных на противоположной стороне улицы, оказалась печальной. Дом № 86 считается одним из лучших в городе по качеству резного декора второго этажа. В соответствии с утверждёнными в 1983 году Зонами охраны, не утратившими юридической силы до сего времени, здание принадлежит к категории наиболее ценного историко-архитектурного и градостроительного наследия города. Он включён в Свод памятников архитектуры РФ и входит в жилую застройку улицы Коммунистической, поставленной на государственную охрану Решением Калужского областного совета народных депутатов в сентябре 1992 года.
В этом доме жил священник старообрядческого храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1916 году здесь поселился выходец из купеческой семьи Алексей ЯГОДИН. Он работал в Боровске финансовым инспектором. Кроме того, в литературных кругах прославился как драматург.
Творческий дар Алексея Николаевича передался и его сыну Николаю. Но больше он известен как активный общественный деятель. В первые годы советской власти Николай возглавлял уездный комитет комсомола. За упорство, бескомпромиссность, твёрдость в убеждениях соратники прозвали его «Стальным». Эта партийная кличка так прикрепилась, что стала впоследствии официальной фамилией, под которой старожилы и помнят этого человека. ЯГОДИНЫ-СТАЛЬНЫЕ жили на первом этаже, а на втором в 1947 году поселилась семья известного боровского хирурга Ивана Васильевича СТУДЕНИКИНА.
В расположенном неподалёку доме № 96 проживала старообрядческая семья ПУХОВЫХ. Виктор Андреевич ПУХОВ – писатель, поэт, журналист, краевед. Свою творческую деятельность он начинал в нашей районной газете, которая тогда называлась «За коммуну». В 1973 году в соавторстве с Василием БЛАГОВЕЩЕНСКИМ издал историко-краеведческий сборник «Боровск».
Это одно из самых старых зданий города, его строительство относят к рубежу XVIII-XIX вв. Строение примечательно многими архитектурными особенностями. И вот оба этих исторических объекта сейчас находятся в плачевном состоянии. Хотя энтузиасты (в частности, представители районного отделения Всероссийского общества охраны памятников) предпринимают попытки затормозить процесс разрушения.
Возрождение из пепла
Когда-то эта территория именовалась Мякишевской слободой. В краеведческом сборнике «Боровский край» Виктор ОСИПОВ приводит статистические данные на начало XVII в. «В Мякишевской слободе 33 человека владели 36 лавками и амбарами, 16 человек торговали в наёмных лавках. 30 человек торговали отъезжая. Из ремесленников здесь жили: 2 сапожника, 5 портных, 2 иконника, 1 колесник, 5 кузнецов, 3 серебряника». Сохранились обрывочные сведения о некоторых жителях этой слободы. Например, некий Степан Кузьмич ДРЫКИН был одним из самых успешных боровских огородников.
Эта слобода больше других пострадала от нашествия польских интервентов в 1610 году. Но в скором времени восстановилась. В «Дозорной книге» 1621 г. указывается, что «живут в слободе Мякишеве монастырские служебники: кузнецы, портные, сапожники, хлебники, огородники, масленники, рыболовы».
От рук поляков сгорела и церковь Бориса и Глеба. Впоследствии она полыхала ещё неоднократно, но каждый раз её восстанавливали. Чего только не пришлось пережить этому храму! Любопытную историю описывает научный сотрудник ИКК «Стольный город Боровск» Нелли ЛОШКАРЁВА в книге «Святые свидетели вечности».
«Во время Отечественной войны 1812 года французы расположили в храме конюшню. По местному преданию, через некоторое время обнаружилась пропажа скакуна. В краже обвинили местных жителей и взяли в заложники 12 старейших крестьян с условием: они будут сидеть закрытыми в храме до назначенного срока, в который должен был объявиться похититель коня. В противном случае всем заложникам грозила смертная казнь. И вот один из узников – крестьянин по имени Тит из села Федотово принял вину на себя. Французы не стали разбираться в правдивости показаний старика и утопили его в пруду. Этот сильно заросший пруд сохранился до настоящего времени. Только с той поры его стали именовать Титовым».
Во время Великой Отечественной немецко-фашистские оккупанты устроили в храме склад боеприпасов. После войны здесь было зернохранилище. Но это ещё цветочки по сравнению с тем, что в начале 1980-х церковь вовсе могли снести. Кому-то показалось, что культовое сооружение мешает нормальному движению автотранспорта. Отстоять церковь удалось благодаря активному вмешательству представителей общественности. Среди них была известная боровская художница, благотворитель Людмила КИСЕЛЁВА. Которая, к слову, родилась и провела детские годы в этом микрорайоне. Людмила Георгиевна вспоминала, что она дружила с журналистами газеты «Правда», которые в сентябре 1983 года написали заметку о том, что памятник федерального значения под угрозой сноса. Областное управление культуры отреагировало мгновенно: были выделены средства на начало реставрации церкви.
А напоследок вернёмся к путеводителю ПОДШИВАЛОВА. Краевед указывает, что после революции участок от церкви Бориса и Глеба до Красивого поворота получил название Красная улица. А много лет спустя городское начальство подумало: не слишком ли много названий, пусть и на такой протяжённый участок? «И 17 декабря 1968 года, в честь 50-летия образования Боровской партийной организации, Горсовет объединил Красную, Московскую, Октябрьскую в единую улицу – Коммунистическую».
Дмитрий ОДИНОКОВ