Оркестр под управлением любви
Бывает, что фамилия очень подходит человеку, соответствуя его внешнему облику, характеру, профессиональным наклонностям. А бывает наоборот, как в случае с Николаем МАЛОМОЩНЫМ. Он был во всех отношениях очень мощной личностью. Крепкий торс, широкие плечи, мускулистые руки… Этот человек обладал не только физической, но и духовной силой
Вдохновляющая сила
Он родился в Калуге в 1914 году. Став профессиональным музыкантом, получил направление в Боровск, где возглавил клуб фабрики «Красный Октябрь». Одновременно руководил духовым оркестром. Этот коллектив хорошо знали многие поколения боровчан, редко какое торжественное мероприятие городского масштаба обходилось без его участия. Помимо духовых инструментов, МАЛОМОЩНЫЙ прекрасно играл на баяне, аккордеоне, фортепиано.
Когда началась Великая Отечественная война, Николай Афиногенович отправился на фронт в должности капельмейстера. Возглавляемый им военный духовой оркестр призван был поднимать боевой дух красноармейцев. А когда требовала ситуация, музыканты откладывали в сторону инструменты и брали в руки оружие. Так было, например, в ходе Сталинградской битвы, в мясорубку которой боровчанину было суждено попасть. И медаль «За оборону Сталинграда» была особой гордостью МАЛОМОЩНОГО.
Музыка нас связала
После войны вернулся в Боровск, вдохновенно взялся за любимую работу. В этот период народ, воодушевлённый Великой Победой, думал не только о хлебе насущном, но и был готов на трудовые и творческие подвиги. В свой оркестр Николай Афиногенович начал приглашать детей. Он понимал, что многие в войну остались без отцов, матери днём и ночью работали, дети оставались без внимания, и их нужно было чем-то занимать.
«Когда меня пригласили в этот коллектив, я поначалу сомневался, – вспоминает бывший участник коллектива Юрий КРЫЛОВ. – Мне очень хотелось заниматься музыкой. Но сдерживало то, что большинство ребят, ходивших в оркестр, жили в фабричном микрорайоне, а я в другой части города – на улице Очаково. Мы враждовали между собой, периодически устраивали драки улица на улицу. А МАЛОМОЩНЫЙ сумел нас объединить, убедил, что в жизни есть куда более интересные занятия, чем драки. Он изменил наше мальчишеское мировоззрение.
Для нас он во всём был примером – и в творчестве, и в быту. У него можно было поучиться такту, деликатности, уважительному отношению к искусству. Постоянно собран, подтянут, элегантно одет, чисто выбрит, независимо от того, рядовая ли это репетиция или торжественное мероприятие. Всегда приходил заранее, чтобы прочувствовать атмосферу зала, настроиться, прочувствовать дыхание инструментов. Искусство отвечало взаимностью. МАЛОМОЩНОМУ были подвластны самые сложные произведения.
И педагогом прослыл прекрасным. Редко повышал голос, но говорил очень убедительно. В его лексиконе не было оскорбительных (и уж тем более нецензурных) слов, зато звучали какие-то необычные, смешные, придуманные им самим словечки и фразочки, которые запоминались и действовали эффективно».
Традиция приглашать в коллектив подростков укоренилась, этой концепции оставался верен и последователь МАЛОМОЩНОГО на посту руководителя оркестра – Владимир Иванович МЕЛИХОВ.
А педагогический талант Николая Афиногеновича проявился в детском саду и яслях, где он некоторое время работал музыкальным руководителем. К каждому уроку придумывал новые игры, сочинял весёлые песенки. По ходу занятий незаметно и сам перевоплощался в большого ребёнка.
Театральный роман
Любимый фабричный клуб он, конечно, не оставлял. Оставался важным звеном в духовом оркестре. А ещё ярко проявил себя в труппе народного театра. В течение четверти века выходя на сцену, МАЛОМОЩНЫЙ каждый раз доказывал, что как драматический артист он не менее талантлив, чем музыкант. Ему одинаково успешно удавались роли помещиков и крестьян, чиновников и героев-любовников. Особенно любил участвовать в постановках произведений ЧЕХОВА.
Театр сыграл определённую роль в личной жизни Николая Афиногеновича. Судьба связала его с партнёршей по сцене Ниной Семёновной ОСИЮК. До этого музыкант был дважды женат, во втором браке у него родился сын Владимир (сейчас проживает в Обнинске). Нина Семёновна рано овдовела, одна воспитывала двоих детей. МАЛОМОЩНЫЙ не сразу решился сделать предложение. Но совместная работа в театре показала, насколько эти люди близки духовно. Союз этот оказался крепким и счастливым. И дети Нины Семёновны, вопреки опасениям мужчины, его приняли и в дальнейшем полюбили как родного.
Огород на крыше
Он проявил себя отличным семьянином, и в домашнем хозяйстве на него можно было положиться. Любил что-то мастерить, изобретать. Однажды руководство фабрики решило списать старые пианино и рояль. МАЛОМОЩНЫЙ попросил, чтобы эти музыкальные раритеты отдали ему. Коллеги удивлялись: «Зачем вам эта рухлядь?» Но Николай Афиногенович сумел вернуть инструменты к жизни – отремонтировал и настроил.
Прекрасно готовил, стараясь, чтобы блюда были не только вкусными и сытными, но и выглядели эстетично, вкладывал творчество в процесс готовки.
Этот человек полностью опровергал стереотип, что музыканты, артисты, как и все творческие люди, не приспособлены к быту. Его страстью была техника. Купил сначала мопед, потом мотороллер. Любил повозиться с ними, поколдовать, что-то усовершенствовать в конструкции. Когда приобрёл автомобиль «Запорожец» (модель, которую в народе называли «горбатый»), обхаживал машину, как любимую женщину. Перед каждой поездкой, протирая тряпочкой стёкла, приговаривал: «Ну, милая, не подведи». И она не подводила, даже когда в Крым на ней всей семьёй ездили.
Гараж для машины построил своими руками. А на крышу установил ящики с землёй, выращивал овощи и даже арбузы.
Николай Афиногенович ещё многое мог бы сделать для искусства, для окружающих. Но тяжёлая болезнь не позволила – его не стало в 65.
Дмитрий ОДИНОКОВ