Оплот веры

10 декабря 2021 г.

История России неотделима от истории православной церкви. Важна она и для нашего района, в котором много веков возвышается духовный очаг Пафнутьева Боровского монастыря

Оплот веры

История России неотделима от истории православной церкви. Важна она и для нашего района, в котором много веков возвышается духовный очаг Пафнутьева Боровского монастыря

В ноябре 2021 в обители преподобного Пафнутия произошло печальное событие - на 88 году ушел из жизни её духовник схиархимандрит Власий (ПЕРЕГОНЦЕВ). Все эти годы с момента открытия монастыря в 1991 году он являлся без преувеличения его духовным стержнем, и этот уход стал для братии невосполнимой потерей.
«Боровские известия» побеседовали с наместником обители епископом Тарусским Иосифом о современной жизни Пафнутьевой обители.
- Владыка Иосиф, добрый день. Непосвященному человеку тяжело понять уникальность нашего монастыря, как центра православной жизни. Расскажите, что отличает боровскую обитель?
Епископ Иосиф: Каждый подобный комплекс уникален по-своему, как внешне, так и внутренне. Приезжая в любой из них, вы почувствуете это. Не плохое или хорошее, а что-то своё, особенное.
Наша обитель основана в пятнадцатом веке преподобным Пафнутием, он же сформировал и ее устав. Основатель был строг в вопросах благочестия и любвеобилен к братии. К моменту своей кончины он собрал к себе 95 человек братии. Уже тогда к старцу Пафнутию шли люди со всей Руси за духовным советом, чудесами и исцелениями. В 1477 году, когда святого хоронили, люди с трудом пели, так как не могли сдержать слёз.
- А на сколько строгий устав у монастыря?
Епископ Иосиф: Достаточно строгий. Так, для братии обязательно посещение всех служб, самая ранняя из которых начинается в 5:30 утра. Сообща проходит и приём трапезы, каждый день соборно служится повечерие с чином прощения.
Монастырь - это прежде всего братство. Сейчас на территории обители проживает 27 человек. Пополнение рядов проходит медленно, желающие стать с нами в один ряд подолгу живут в монастыре, мы присматриваемся к ним, испытываем.
- Какие процессы проходят внутри монастыря, какие отделы существуют в его организации?
Епископ Иосиф: Стержень ПБМ - это богослужение и молитва, всё остальное должно помогать духовному. У каждого брата есть своё послушание - круг задач для выполнения. В монастыре работают трапезная, ризница, своё издательство, библиотека. За каждой из этих структур стоят люди. Есть должности казначея, эконома и благочинного. Особая роль у регента хора, на нем фактически держится видимая прихожанам часть богослужения - пение и чтение на клиросе. Поэтому от регента во многом зависит, понравится ли паломникам монастырское богослужение.
Также при монастыре существуют дом паломника, гараж с техникой и подсобное хозяйство. В хозяйстве мы держим коров и кур, выращиваем рыбу. Также у нас есть свои свечной и столярный цеха, где мастера могут изготовить мебель для нужд монастыря и на заказ.
- На сколько современная РПЦ является открытой обществу?
Епископ Иосиф: Сейчас Церковь как никогда открыта людям. Главная её миссия - нести веру. Кто-то это делает вживую, кто-то осваивает интернет. У нас издаются газета «Вестник» и журнал «Кораблик». Для того, чтобы идти в ногу со временем я веду инстаграм. Это позволяет гораздо проще доносить свои мысли до прихожан, общаться со многими из них на расстоянии. Для размещения официальной информации работает сайт монастыря. Иеромонах Роман (Кропотов) модерирует его, а также ведет собственный видеоблог. Это сложное послушание, поэтому не каждому монаху даётся благословение на подобную деятельности. Только имея внутри себя свет можно делиться им с другими.
ПБМ - это духовный центр. Даже для тех, кто приезжает сюда в качестве туристов. У нас существует практика дежурного священника по субботам и воскресеньям, для духовного окормления прихожан. Священник дежурит в храме, любой человек может подойти и не торопясь поговорить, исповедоваться, задать вопросы
- Как меняется Церковь с развитием технологий и общества?
Епископ Иосиф: Нам никуда не уйти от цивилизации. Хотя бы в том, что мы используем электричество. В этом году мы установили динамики внутри храма и на улице. Такое нововведение появилось и в трапезной. Теперь братии стало удобнее слушать жития святых во время приёма пищи - слышно каждое слово чтеца.
Завершилась газификация монастыря, и мы смогли провести отопление в кельи, до этого они согревались с помощью печей, многим из которых 300-400 лет.
- Какие религиозные и исторические реликвии хранятся в монастыре?
Епископ Иосиф: К сожалению, после октябрьского переворота обитель очень сильно пострадала. Особенно этому способствовало нахождение на её территории детского дома в 20-30 годах прошлого века. Руководитель учреждения целенаправленно уничтожал духовные сокровища.
В нашей обители открыт музей, где хранятся древности, найденные во времена советских археологических раскопок. Их передал нам реставратор, работавший в монастыре в 20 веке.
Одним из главных сокровищ обители принято считать его монументальную живопись, - роспись колокольни и паперти, созданные в шестнадцатом веке. Фрески имеют уникальные сюжеты – на них изображены греческие философы и Сивиллы. Образ Спаса нерукотворного в подклете колокольни - также признанный шедевр русской иконописи.
В 1590 годах монастырь активно перестраивался, древний собор с росписями кисти Андрея Рублева был разобран, а на его месте выстроен новый, более вместительный храм. А в шестидесятых годах прошлого века во время археологических раскопок в фундаменте собора были обнаружены блоки с фресками Дионисия от древнего собора. Теперь они хранятся в музее Андрея РУБЛЁВА в Андрониковом монастыре. Также в музеях России хранятся оригинальная риза преподобного Пафнутия и Евангелие митрополита Московского Макария, когда-то изъятые из монастыря.
В музее «Усадьба Коломенское» хранятся древний часовой механизм и Царские врата из древнего собора. В Санкт-Петербурге лежит древнейший покров преподобного Пафнутия с его изображением. Похожее облачение 1700 года находится в Калужском краеведческом музее. Там же хранится обнаруженный в 1952 году клад с богослужебными предметами семнадцатого века.

Рука помощи

Социальной функции монастыря, в какие процессы он вовлечён, с какими светскими структурами взаимодействует?
Епископ Иосиф: Если говорить о такой широкой проблематике, то необходимо вспомнить, что ПБМ вёл такую деятельность изначально. Монастырь кормил приходящий народ во времена большого голода. Люди могли не только поесть в стенах обители, но и получить хлеб с собой. Преподобный Пафнутий говорил, что никто не должен уйти из монастыря голодным. Эта традиция сохраняется до наших дней. Три раза в день в трапезной бесплатно кормят всех желающих горячей едой.
В этом году при монастыре был открыт социальный центр «Доброхот». Его задача – одевать нуждающихся. Прихожане везут нам свои хорошие, но уже ненужные им вещи, а мы раздаем их. К этому в скором времени может добавиться услуга по бесплатному предоставлению продуктов питания.
Мы сотрудничаем с воинскими частями, привозим ребят-срочников на наши службы. Ведём систематическую работу с подрастающим поколением.
- А как вы работаете с молодёжью?
Епископ Иосиф: Это обязательная часть нашей миссии. При монастыре многие годы существует воскресная школа, где кроме уроков православия, существует много творческих занятий.
Филиал этого учебного заведения сравнительно недавно открыт при Высоковской церкви в Боровске.
Летом проходит православный лагерь дневного пребывания «Стратилат», который проводят иеромонах Лазарь (Антипенко) и Алексей СКРИПКИН. Они же организовывают для ребят пешие походы. В этом году молодежь побывала в пешем походе в Троице-Сергиеву Лавру, а потом- в горном стокилометровом походе в республике Адыгея. Такие мероприятия объединяют детей, воспитывают их, учат преодолевать трудности.
В этом году при монастыре была образованна молодёжная дружина в честь князя Михаила ВОЛКОНСКОГО. Для подрастающего поколения мы часто проводим экскурсии по монастырю с погружением в его историю и духовную суть.
- В январе исполнится равно год как Вы стали наместником ПБМ. Чего удалось добиться в качестве руководителя обители, какие планы на перспективу?
Епископ Иосиф: Прежде всего, очень много времени уходит на решение хозяйственных вопросов. Кроме того, о чём я уже упоминал ранее, мы поддерживаем ансамбль монастыря в порядке, это забирает уйму сил и ресурсов.
В этом году были восстановлены надгробия на месте погребений в усыпальнице при разрушенном в 1836 году храме в честь Архистратига Михаила. Там покоились представители таких родов как ЛЫКОВЫ-ОБОЛЕНСКИХ, РЕПНИНЫХ ЩЕРБАТОВЫХ, ПРОНЧИЩЕВЫХ. Они связаны с историей обители и являлись ее меценатами.
За это время я написал научную статью о канонизации преподобного Пафнутия, где доказывается, что почитание его как святого началось ещё при его жизни.
На сегодняшний день в планах еще много необходимых дел. Так, например, ждёт своего восстановления монастырская купель.
И конечно братия продолжит свою миссионерскую работу в сохранении базовых христианских ценностей- Церковь по-прежнему стоит на страже семьи, патриотизма и нравственной чистоты.
- В окончании нашего интервью хотелось бы услышать пожелания настоятеля для наших читателей.
Епископ Иосиф: Наш монастырь всегда являлся центром Боровского края, посещайте его! Так поступали наши с вами предки, а они знали, как правильно жить. В каждом доме в старые времена хранилась икона преподобного Пафнутия. В трудную минуту к нему шли с просьбой о защите. Обращайтесь к святому, ведь он покровитель наших земель.
А еще хочется напомнить, что в эти смутные времена важно сохранить веру. Только тогда мы будем сильны.

Беседовал Александр САМСОНОВ

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки