Оберегайте детей от психологического воздействия в интернете
Министерство образования и науки Калужской области информирует
Министерство образования и науки Калужской области информирует
Всем нам сегодня нелегко. Неуверенность в завтрашнем дне, тревожные ожидания, санкции, экономические трудности, специальная военная операция. В наиболее тяжелой ситуации в это непростое время оказались наши дети, которые могут быть вовлечены в разнообразные деструктивные группы, в том числе и экстремистские. Ведь опасность вовлечения подростков в экстремистские формы поведения наиболее проявляется в подростковом и юношеском возрасте, так как для него характерна потребность в романтизме, стремлении к активности и преодолению препятствий. Еще С. Холл емко определил юность как период «бури и натиска», а Л.С. Выготский указывал на «доминанту романтики» – стремление юноши к рискованному поведению, к приключениям, к социальному героизму.
С одной стороны, это создает благоприятные возможности для воспитания, однако, с другой стороны, стремление к «смелости» и «оригинальности» может приводить к асоциальным поступкам. Другая особенность юношеского возраста, названная Л.С. Выготским «доминантой усилия», характеризует тягу молодых людей к сопротивлению, преодолению преград, которая в условиях мирного времени и благоустроенной городской среды чаще всего проявляются в виде разнообразных форм протеста и протестного поведения.
С другой стороны, причина распространения экстремистских установок среди школьников и студентов – проблемы поиска идентичности. Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов. Но социальная неопределенность свойственна современному российскому обществу. Кризис ценностей затрудняет построение молодым человеком собственной социальной идентичности на основе традиционных и устойчивых норм и ценностей, делая его уязвимым к разнообразным девиациям. Экстремистская идентификация связана, с одной стороны, с игнорированием молодыми людьми норм и ценностей, предлагаемых социумом, с другой, поиском иных норм и ценностей, отличающихся от общепринятых. Неважно при этом с кем и против кого объединяться – против другой национальности или против фанатов другой команды. Занимая экстремистскую позицию, подросток или юноша укрепляет собственную Я-концепцию.
С третьей стороны, причина молодежного экстремизма может быть связана и с формированием у молодого человека комплекса авторитарной личности и своеобразной «культуры насилия в обществе». Данная культура включают в себя установки на неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов, стереотипность суждений и оценок, нетерпимость к неопределенности, оправдание насилия и признание его в качестве социальной ценности, как эффективного средства разрешения проблем.
Не стоит забывать о том, что у молодежи ярко выражена потребность в поиске разнообразных новых ощущений. Эта необходимость бывает столь сильной, что молодежь рискует в физическом или социальном плане только ради того, чтобы получить данные ощущения. Такая склонность объясняет популярность многих молодежных занятий, в частности, экстремальными видами спорта.
Однако экстремальность как свойство молодости может проявиться по-разному. В условиях стабильного общества на групповом и индивидуальном уровнях она находит, как правило, общественно приемлемые и социально-регулируемые формы. Но в ситуации, когда подростки предоставлены сами себе, экстремальные и экстремистские поведенческие проявления могут преобразовываться в социально опасные формы поведения.
Прежде всего такая ситуация возникает в общении посредством сети Интернет. Не секрет, что по данным исследователей современные дети и подростки в сети контролируются родителями в минимальной степени. Не стоит забывать и о свойственной онлайн-общению «иллюзии анонимности».
Интернет в настоящее время заполнен разнообразным экстремистским контентом. Распространение лживой, недостоверной, тенденциозной информации с первых минут специальной военной операции резко возросло, а в дальнейшем, по-видимому, еще и будет усиливаться. Попадая под этот информационный вал, подросток не способен его критически осмыслить, понять и оценить. К этому добавляются многочисленные комментаторы и «очевидцы», которые повышают градус дискуссий. Каждый из нас, кто общался в социальных сетях, знает, что периодически в самые благонамеренные группы попадают люди, которые заводят толпу в сети. Некоторые из этих распространителей недостоверной, но эмоционально заряженной информации делают это умышленно и целенаправленно. Результатом такого информационного воздействия могут являться создание паники и распространение страха, увеличение количества членов (вербовка), материальное подкрепление (сбор материальных ценностей, денег), манипулирование родителями подростков и организация массовых беспорядков, столкновений, противоправных политических протестных акций, в том числе насильственного характера.
Информационное воздействие на подростков и молодежь в социальных сетях ставит своими целями как оказание информационного воздействия через распространение ложной и недостоверной информации, так и создание паники и культивирование страхов. Поэтому стоит обучать подростков навыкам критического мышления и распознавания заведомо не соответствующей действительности информации. Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) предлагает следующие приемы, которые помогут отличить фейковые новости в Интернете:
Во-первых, изучить источник новости. Зайти на сайт-первоисточник новости и внимательно изучить его. Что это за сайт, какова его цель и предназначение? Можно ли на этом сайте найти данные о регистрации, сотрудниках, контактную информацию? Фейковые ресурсы умело маскируются под другие популярные новостные агентства, копируя их дизайн и меняя в написании URL-адреса всего одну или две буквы.
Во-вторых, изучите новость целиком. Не судите о новостях только по заголовкам, так как с целью привлечения внимания массовой аудитории названия фейковых статей делаются намеренно сенсационными и вызывающими. Но при внимательном прочтении новости оказывается, что заголовок не соответствует внутреннему содержанию статьи. Проверить авторство. Это реально существующий автор? Можно ли ему доверять? Что о нем пишут в Интернете? Если у статьи нет автора, то это часто делается во избежание ответственности. Рассмотреть ссылки, указанные в новости. Ссылки ведут нас к надежным, авторитетным источникам или к каким-то сомнительным безымянным сайтам? Стоит проверить дату выпуска. Актуальна ли данная информация? Проверьте датировку событий, описываемых в статье. Часто старые новости перерабатываются и выпускаются как новые, даже если они больше не актуальны. Желательно обратиться к мнению реальных экспертов. Получить подтверждение специалистов, которые действительно разбираются в данной теме. Кроме того, существует много порталов, которые помогут вам быстро вычислить фейковую новость.
Основная цель вовлечения в экстремистскую деятельность подростка или молодого человека – сделать его жертвой для достижения собственных целей. Социальные психологи выделили ряд этапов подобного вовлечения. Сначала это знакомство и мотивация, затем «интоксикация любовью и обещаниями». Когда у замкнутого и неуверенного в себе подростка появится надежный, понимающий друг, у неформала и индивидуалиста – осознание своей исключительности, ценности и избранности. Тех, кто остро чувствует несправедливость общества и его расслоение, заинтересуют моделью другого общества. Новые знакомые пообещают любому человеку предоставить то, в чем тот нуждается. Подросток все больше вовлекается в сообщество. Постепенно под воздействием новых «друзей» у него возникают представления о несправедливости жизни и неправильном поведении всех окружающих, подчеркивается и усиливается граница между вербуемым и реальным миром. А единственное место, где может быть по-другому, где подросток может себя реализовать, внести личный вклад, изменить мир в сторону справедливости, это в компании новых «друзей». Далее наступает следующий шаг – приглашение на встречу. Это может быть встреча с «кругом избранных», знакомство с «важным человеком» и т.п. На этой встрече человеку дадут понять, что его заметили, выбрали. Причем одного из немногих и для важного дела… Заканчивается, как правило, плохо, подростков используют новые «друзья» для достижения собственно поставленных целей.
В настоящее время для создания «массы» в противоправных столкновениях на улице используют, как правило, молодежь. Привлекают молодежь с помощью «флешмобов», заранее спланированных массовых акций, организованных посредством современных социальных сетей, при которых множество ранее незнакомых и не связанных между собой участников собираются и производят некоторые заранее определенные действия. Классические флешмобы планируются так, чтобы не вызывать агрессивной реакции случайных зрителей, нарушать закон и моральные устои. Но данная техника может иметь как политические цели, так и криминальную направленность.
Как противостоять попыткам использования молодежи в противоправных целях? В первую очередь, подросток или молодой человек не должен остаться один перед лицом данной опасности. Обсуждайте с ним различные проблемы и действия. Постарайтесь развивать у него установку на отрицание насилия как ценности и как средства решения проблем. Объясните ему разницу между силой и насилием. Ключевое значение здесь имеет позиция взрослого человека. Осуждаться должны любые формы насилия независимо от мотивов и целей.
С любыми проблемами, связанными с поведением Ваших детей, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам:
ЕДИНЫЙ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЕЙ:
8-800-200-01-22
КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Центр психологического сопровождения образовательной деятельности
Отдел профилактики девиантного поведения детей и подростков и оказания экстренной психологической помощи:
8 (4842) 22-61-52
бесплатно, с 09.00 до 17.00 по рабочим дням
Обнаружив сайты в Интернете с опасным содержанием или узнав, что от кого-то исходит угроза жизни и благополучию ребенка, Вы можете обратиться в подразделение по делам несовершеннолетних или оперативную часть полиции, а также в Управление Роскомнадзора по Калужской области:
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ МВД В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ:
502-800
Если Вы обладаете информацией о совершенном или готовящемся преступлении против несовершеннолетнего или малолетнего ребенка, можете позвонить по бесплатному, круглосуточному номеру телефона:
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ «РЕБЕНОК В ОПАСНОСТИ» СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
8-800-200-19-10
Если Вам необходима помощь по проблемам безопасного использования детьми и подростками Интернета и мобильной связи, Вы можете обратиться за консультацией:
ЛИНИЯ ПОМОЩИ «ДЕТИ ОНЛАЙН»:
8-800-250-00-15
бесплатно, с 11.00 до 18.00 по рабочим дням
Берегите себя и своих детей!