О трудностях переправы

18 октября 2024 г.

В номере от 11 октября мы рассказали историю боровской улицы Молчановской, которая была составляющей частью нынешней Коммунистической. Напомним, что она завершалась у большого моста через Протву. Учитывая стратегическую важность объекта, он заслуживает отдельного разговора

О трудностях переправыО трудностях переправы

Под водным напором

Когда появилось первое сооружение, соединяющее берега Протвы, доподлинно неизвестно. Но с уверенностью можно сказать, что к 1782 году оно уже существовало, поскольку упомянуто в «Атласе Калужского наместничества», выпущенном в том же году. Когда осенью 1812-го через Боровск проходила наполеоновская армия, один французский офицер написал в своём дневнике, что по этому мосту переправляли пушки и обозы.
В справочнике «Города Калужской губернии» указано, что «деревянный мост на сваях» французы сожгли, и его восстановили «от казны» в 1814–1815 гг. В 1825 году правительство, учитывая огромный ущерб, понесённый Боровском от неприятеля, и недостаточность городских доходов, разрешило «ежегодный ремонт моста оставить до времени на счёт земских повинностей всей губернии, а организацию перевозов поручить городу».
«Военно-статистическое обозрение Российской империи» содержит сведения о Калужской губернии по состоянию на 1842 год. Про Боровск, в частности, написано: «Через р. Протву устроен деревянный мост на сваях. Ежегодно до вскрытия реки верхняя часть моста разбирается, а сваи вырывает стремлением воды и напором льда. Их ловят уже между льдинами и вытаскивают на берег. По убыли воды мост снова возводят из того же леса. При разливе переправа осуществляется на пароме. Река покрывается льдом в последних числах октября или в первых ноября, вскрывается на исходе марта».

Куда унесло паром?

Водная стихия приносила городу немало проблем. В «Журнале Министерства внутренних дел» (1857 г., № 2) описана «внезапная оттепель в ноябре 1856 г. в Калужской губернии»: «В Боровске вскрывшаяся река вышла из берегов и быстрым напором воды и льда сорвала мост и унесла его вместе с паромом вниз по течению».
Местные власти неоднократно поднимали вопрос о сообщении между берегами Протвы. В сентябре 1870 года Боровское земское собрание слушало доклад своей управы «О переправе на реке Протве в Боровске». В нём говорилось, что 549 рублей в год, выделяемых губернским бюджетом на содержание парома, недостаточно. И что у арендатора парома купца СТЕСНЯГИНА средств маловато. Работа парома поддерживалась лишь усердным участием купца МОЛЧАНОВА, помогавшего СТЕСНЯГИНУ пиломатериалом и деньгами.
7 апреля 1871 года Боровская земская управа сообщала, что «по случаю сильного напора льда и сверхобыкновенного разлива Протвы состоящий на оной для переправы паром унесён водою неизвестно куда. Остановить его при всех усилиях перевозчиков и народа не было возможности». Тогда же был «разнесён», по выражению СТЕСНЯГИНА, мост. Вместо парома соорудили плот, но и его быстрая вода уносила далеко от места переправы.

Дважды в одну реку

30 сентября того же года уездное собрание рассматривало вопрос «Об устройстве постоянного моста». Как сделать так, чтобы новый объект не постигла участь предыдущего? Рассматривался вариант постройки низкого моста, который в половодье затапливался бы, и массы льда проходили выше, не разрушая конструкции. Но у этого варианта было много недостатков. В то же время арочный мост на каменных быках позволить не могли – слишком дорого. Наконец, в 1874 г. построили деревянный мост, сваи которого укрепили ледорезами. Финансово помогли губернские власти. Через четверть века, в 1901 году, был проведён капитальный ремонт сооружения.
Оно простояло ещё полвека, но со временем износилось, перестало отвечать новым требованиям, особенно с учётом увеличения транспортного потока. И в 1960 году был возведён новый бетонный мост. Немало любопытного происходило на нём. Бывало, вдоль перил выстраивались рыбаки и ловили подлещиков, шелеспёров, щук. А ещё находились сорвиголовы, которые любили понырять с моста в Протву. Забирались на парапет и прыгали вниз, кто «солдатиком», а кто и «ласточкой». Сейчас повторять такое – самоубийство. Но были времена, когда наша река была достаточно глубокой, чтобы не сломать шею.
Кто-то нырял добровольно, а кто-то по недоразумению. Бывали случаи, когда лихие водители на высокой скорости пробивали ограждение и в следующую секунду оказывались на дне. Что удивительно: шофёр одного из боровских предприятий ухитрился совершить такой «подвиг» дважды. И оба раза он отделался незначительными травмами. Вот ведь везунчик! Так что зря говорят, что в одну реку нельзя войти дважды.
За эти годы мост претерпевал различные изменения: обновлялись перила, бордюры, тротуары, система освещения, снизу укреплялись опоры. В начале нынешнего века сооружение пережило капитальный ремонт. На несколько месяцев автомобильное движение было перекрыто. В тот период боровчане особенно остро почувствовали важность этого объекта. Говорят, что в скором времени ожидается новая реконструкция.

Дмитрий ОДИНОКОВ

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки