Небо. Самолёт. Девушка

29 апреля 2021 г.

«Настоящий лётчик должен любить свою профессию, свой самолёт, а самое главное – небо»

Небо. Самолёт. Девушка

«Настоящий лётчик должен любить свою профессию, свой самолёт, а самое главное – небо», – такими словами Валентины ГРИЗОДУБОВОЙ на аллее Авиаторов открылся митинг памяти легендарной лётчицы, имеющей к ермолинскому аэродрому самое непосредственное отношение

Центральная фигура

Ещё несколько лет назад территория на въезде на ермолинский аэродром была пустырём. Недавно в неё вдохнули жизнь. Рядом с памятником – самолётом «АН-12» – «поселились» бюсты героев Советского Союза, среди которых и женское лицо.
«Здесь именно то место, где ветераны лётной службы могут встретиться и почтить память своих боевых друзей и тех людей, которые создавали историю нашей авиации и нашей страны. И именно здесь, на нашем лётно-испытательном полигоне, ковалось то, что впоследствии стало щитом нашей страны. Испытания проводились в том числе и под руководством Валентины Степановны ГРИЗОДУБОВОЙ», – рассказал руководитель районной администрации Николай КАЛИНИЧЕВ.
Он отметил, что этот митинг – повод вспомнить не только советскую лётчицу, но и тех, кто работал под её началом. Тем не менее центральной фигурой мероприятия стала именно она. Та, чей характер формировался под влиянием неудержимой увлечённости небом её отца – авиаконструктора и изобретателя Степана ГРИЗОДУБОВА. В первый раз Валя поднялась в небо в два года на отцовском аэроплане, привязанная к папе ремнями. А в 14 лет она совершила свой первый самостоятельный полёт на слёте планеристов в Коктебеле. Уже тогда она мечтала о дальних перелётах и уверенно шла к своей цели, добившись сразу пяти международных рекордов скорости, высоты и дальности полёта. Самым значимым стал беспосадочный рейс из Москвы на Дальний Восток, который и принёс ГРИЗОДУБОВОЙ звание героя Советского Союза в 1938 году. Тогда ей было всего 29 лет. Судно пробыло в воздухе 26 часов 29 минут. Рекорд не превзойдён до сих пор.

Небо и музыка

Если отец привил Валентине ГРИЗОДУБОВОЙ собственным примером любовь к небу, то мать – к музыке. Она окончила музыкальную школу и поступила в консерваторию по классу «рояль». Выбирать между этими двумя пристрастиями ей не пришлось: даже на войне во время передышки между боями она музицировала. Боевой командир 101-го авиаполка Авиации дальнего действия, совершившая около 200 боевых вылетов, и пианистка. Пальцы, ещё пару часов назад сжимавшие штурвал боевой машины, виртуозно выводили мелодии, которые помогали бойцам снимать напряжение.
Военный лётчик, испытатель, председатель комиссии по увековечиванию памяти Валентины ГРИЗОДУБОВОЙ Мстислав ЛИСТОВ на аллее Авиаторов возле ермолинского аэродрома побывал впервые, но самолёт «АН-12» ему хорошо знаком. На его борту он участвовал в боевых действиях в Сирии. Он приоткрыл другую страничку биографии 16-летней ГРИЗОДУБОВОЙ – её знакомства с основоположником космонавтики Сергеем КОРОЛЁВЫМ. Валентина Степановна сыграла в его судьбе огромную роль, когда спасла из лагеря под Магаданом.
«Семь раз к ней можно применить слово «первая»: первая международная рекордсменка Советского Союза, первый начальник Управления международных воздушных линий СССР перед войной, единственная женщина в мире и первый командир 101-го бомбардировочного полка, полковник, которая с началом войны ушла в авиацию и в 1942 году личным приказом Сталина назначена командиром, первая женщина, которая возглавила антифашистский комитет, единственная женщина из девяти членов Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию преступлений фашистов на территории СССР, после войны могла бы стать первой женщиной-генералом по предложению маршала Новикова, но отказалась», – перечислил ЛИСТОВ.

Жизнь – подвиг

Председатель совета ветеранов ермолинской лётно-испытательной базы НПО «Взлёт» Юрий ФАФОНКИН вспомнил о помощи партизанам Валентиной ГРИЗОДУБОВОЙ в Великую Отечественную войну. Она вывезла 4 тысячи детей с оккупированных территорий, снабжала боеприпасами Ленинград.
Во время войны она умудрялась в полной темноте сажать боевую машину в 10–15 километрах от фашистских гарнизонов. Летала без парашюта.
Её имя имеет к ермолинскому аэродрому самое непосредственное отношение: она образовала здесь лётную испытательную базу вопреки указанию разместить данный объект в Новосибирске. Создала коллектив, в котором было 27 героев Советского Союза. База входила в состав Научно-исследовательского центра, возглавляемого ГРИЗОДУБОВОЙ. Здесь дислоцировались летающие лаборатории – воздушные суда разных типов. В том числе и тот самый «АН-12».
В 1972 она вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника. Там Валентина Степановна проработала до последнего года жизни.
В день Памяти Валентины ГРИЗОДУБОВОЙ прозвучали не только тёплые слова, но и продолжилось преображение аллеи Авиаторов. Участники митинга высадили на её территории кусты сирени, сорт которой носит имя советской лётчицы, вся жизнь которой может быть описана одним словом – «подвиг».

Анастасия БОЛТАЧЕВА
Фото: Александр УЛЬЯНЕНКО

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки