Не проблема, а ресурс
Способна ли услуга по вывозу мусора стать не головной болью, а доходом?
Способна ли услуга по вывозу мусора стать не головной болью, а доходом?
Каждое утро жителей Боровского района встречают переполненные мусорные контейнеры, что, безусловно, не добавляет ни оптимизма по дороге на работу, ни санитарной идиллии. В общем, ни настроения, ни экологии, зато квитанции на оплату вывоза ТКО приходят регулярно.
Ежедневно в наши группы в соцсетях приходят десятки фотографий, ярко иллюстрирующих, как региональный оператор «справляется» со своей работой. Недавно администрация района пригласила руководителя КРЭО Дмитрия КОЗАКОВА.
Совещание началось с претензий руководителей муниципалитетов к регулярности, а вернее, её отсутствию, вывоза мусора. И что мы слышим в ответ? «Подрядчик не выбран», «в течение 2-3 месяцев будет определён новый», «пока будем вывозить сами».
Попробуем разобраться, в чем же все-таки проблема. Основной документ, по которому происходит обращение с ТКО, – это «Территориальная схема обращения с ТКО», размещенная на сайте администрации Калужской области.
Интересно посмотреть, что происходит с нашим мусором после того, как он попал в контейнер. А путь его следующий: он попадает на площадку в Обнинске, где сортируется (желающие могут найти кадры в обнинских соцсетях о появлении, по сути, свалки в черте наукограда), после чего остатки, так называемые «хвосты», «уезжают» на полигон в Износковском районе. Прокладываем до него маршрут, и видим 100 км расстояния и два часа езды в одну сторону. На грузовой машине, видимо, больше. Таким образом, в рабочий день, вероятно, 1 машина = 1 поездка. Так сколько же отходов едет таким путем?
Боровский район в такой схеме не одинок – мусор из Обнинска, Жуковского и Тарусского районов проделывает тот же путь. Общий итог: 1,4 миллиона кубометров, или 200 тысяч тонн в год принимает полигон.
Логично, что в процессе сортировки часть отходов подвергается вторичной переработке, и количество мусора для отправки на полигон должно быть значительно меньше (во всяком случае, мы так думали), но…. Обращаемся все к тому же документу – схеме обращения ТКО – и видим, что на сортировку уходит без малого 12 процентов всего мусора, то есть 24 тысячи тонн, а остальные 176? Видимо, едут на полигон….
Изучив текущее положение дел, зададим традиционный вопрос: кто виноват в том бардаке с ТКО, что творится сегодня в районе? И тут однозначного ответа нет.
На совещании с руководителем КРЭО главы поселений просили предоставить доступ к базе всех домохозяйств, производящих ТКО. Однако даже на третий год работы регионального оператора такого реестра не родилось. А это приводит к недостаточной собираемости платежей с абонентов и, как результат, – отсутствию нормального вывоза мусора.
Вообще складывается ощущение, что без кардинальных мер ситуацию уже не решить. Посудите сами: ежегодно на расстояние 100 километров необходимо возить 176 тысяч тонн мусора. Это ж никакого автопарка не хватит, а машины стоят недёшево, так что для идеальной работы придётся либо сильно повышать тариф, либо зарастать мусором…
Попробуем ответить на другой традиционный вопрос «Что делать?», съев этого «слона» по частям.
Как справиться с большим плечом доставки?
Тут ответ очевиден: давайте перестанем возить мусор далеко и найдем места поближе. Многие скажут: решив одну проблему, получим следующую: только закрыли полигон в Тимашове и тут же откроем новый… Но нет, организация полигонов в чистом виде сейчас на территории нашей страны вне закона. Теперь мусор надо сортировать и обрабатывать, попутно уменьшая его количество для захоронения. И здесь можно обратиться к чужому успешному опыту. Но для начала давайте разберемся, из чего же состоит наш мусор.
Бумага, полимеры, металл, текстиль, а также стекло – прекрасно поддаются вторичной переработке и повторному использованию в производстве чего-то полезного.
Пищевые отходы – это органические отходы, которые путем компостирования превращаются в удобрения. Примером тому могут служить как ряд предприятий, так и вполне себе бытовые компостные ямы, до недавнего времени бывшие на огороде у каждого.
Оставшиеся отходы можно спокойно подвергать тепловой обработке, после чего они теряют всякую вредность и подходят для отсыпки площадок, рекультивации закрытых полигонов, а также ряда дорог.
Таким образом, вторичной переработкой мы попутно получаем ряд преимуществ, а именно, создаем новые рабочие места, вовлекаем в промышленный оборот новое сырье (правда, вторичное) для предприятий, а еще получаем налоговые поступления от этого комплекса, которые пойдут на ремонт дорог, реконструкцию коммунальной инфраструктуры и многое другое вплоть до постройки новых школ и детских садов.
Все бы хорошо, но где гарантии, что это все не превратится в тривиальные свалки, спросите вы. Чтобы этого избежать, активное участие в процессе должны принимать как надзорные органы, систематически контролируя происходящее, так и органы власти, создающие для инвесторов в этой отрасли комфортные условия.
Например, строительство подобного комплекса переработки ТКО – процедура довольно дорогая, и люди, вкладывающие в него деньги, должны быть уверены, что они пришли работать не на месяц. Соответственно, договор с ними должен быть долгосрочным, а обеспечить это можно, к примеру, путем государственно-частного партнерства. И тогда мусор станет не досаждающей всем проблемой, а ресурсом.
Ещё одна проблема – отсутствие у муниципалитетов возможности влиять на перевозчика, нарушающего график вывоза. Решить её можно, передав полномочия в район, который сам будет заключать договоры и контролировать процесс как вывоза мусора, так и создания новых контейнерных площадок для сбора. Ведь на местах виднее, что и как надо делать.
Ну и напоследок отметим, что руководство области уже дало поручение муниципалитетам найти у себя на территории участки для организации процесса обращения с отходами, и, по имеющейся у нас информации, один из соседних районов уже определился с площадкой. Поэтому ситуация с вывозом ТКО имеет все шансы улучшиться. Открытым остается вопрос: не получим ли мы новую свалку в окрестностях нашего района, но тут, как говорится, время покажет…
Есть мнение
Глава администрации Совхоза «Боровский» Антон МАСНЯК:
«Проблема своевременного вывоза ТКО стоит очень остро, но мы, к сожалению, ограничены в инструментах для ее решения, так как это не относится к полномочиям поселения. Мы стараемся наладить конструктивный диалог с региональным оператором и сделаем все от нас зависящее для нормализации жизни наших граждан».
Глава ворсинской администрации Алексей ГЕРАСЬКИН:
«Вопрос утилизации отходов нуждается в комплексном решении, наряду с корректировкой графика вывоза необходимо практически с чистого листа создавать инфраструктуры переработки, а точнее, обращения с отходами. Я не вижу возможности реализации такой системы только за счет бюджета, поэтому целесообразно рассматривать механизмы государственно-частного партнерства».
Индивидуальный предприниматель, депутат Районного Собрания Николай КУЗНЕЦОВ:
- Для поддержания порядка на контейнерных площадках должна быть единая организация, отвечающая за вывоз мусора и содержание таких объектов в чистоте.
- Население платит за отходы, которые образовываются от жизнедеятельности каждого человека, независимо от категории: коммунальные и другие.
- Необходимо исключить посредника при исполнении данной услуги, как это было раньше, между Заказчиком (население) и Исполнителем (перевозчик).
- Закон о региональном операторе включает в себя верную идею, но в связи с его недоработкой и необоснованным ценообразованием пострадали и население, и предприятия, занимавшиеся транспортировкой и сортировкой отходов, которая в настоящее время не производится в должной мере.
Наш корр.