Не главный экспонат
Суд не поддержал музей – Дом самолёта ЯК-40, ставший эпицентром очередного градостроительного скандала. Какова теперь его судьба, разбирались «Боровские известия»
Этот арт-объект, появившийся в Боровске, своим видом привлёк внимание, пожалуй, всех горожан. Его невозможно не заметить, если проходить или проезжать по Калужской улице, благодаря установленному на фасаде элементу носовой части лайнера с кабиной экипажа.
Нет места для посадки
Всего в России таких три, первый находится в Казани, а второй – в Магаданской области, в Сусумане. Владелец музея Эдуард КАЦ экспонаты собирал долго и кропотливо. А сейчас люди со всей страны стали приносить и присылать различные вещи, поддерживая развитие уникального объекта. В его арсенале уже есть коллекция фуражек, различные авиационные энциклопедии и даже несколько бортовых аварийных самописцев. А недавно на экскурсию заглянул бывший капитан именно этого ЯК-40, который подарил музею самое ценное – свою командирскую книжку!
Тем не менее интересный объект был объявлен вне закона. Ведь после того, как Боровск получил статус исторического поселения, это наложило определённые ограничения на вид здания и фасада. И дом-самолёт, как окрестили его в народе, увы, в него не вписывается.
Согласно регламенту, есть требования, которые нужно соблюдать, чтобы исторический город дошёл до наших потомков таким же красивым, без высотных домов в центре, без искажённых ландшафтов и панорам. «Увы», потому что взявший курс на туризм Боровск уже получил приток гостей, заинтересованных этим оригинальным местом.
Тем не менее городская администрация должна исходить не из субъективных впечатлений, а из норм закона. А потому она подала в суд на предпринимателя, который назначил по объекту экспертизу. И она оказалась не на стороне дома-самолёта.
В суде объект не рассматривали как музей – он зарегистрирован как обычный жилой дом, и при его регистрации собственник воспользовался ещё пока действующей дачной амнистией, позволяющей узаконивать строение в уведомительном порядке через Росреестр, не запрашивая разрешение на строительство у администрации. Тем не менее это не избавляет от необходимости соблюдать закон.
Пока шло разбирательство, несмотря на требование администрации приостановить строительство до получения всех согласований, предприниматель ему не последовал, продолжая преображать своё детище.
Ломать – не строить
Судебный иск Эдуард Евгеньевич проиграл уже в двух инстанциях, но не отчаивается отвоевать полюбившийся туристический объект в том виде, в котором тот находится сейчас. Он продолжает попытку оспорить решение суда, так что разбирательство ещё не завершено.
«Менять облик пока не планируем. Да и строили объект не для того, чтобы сломать. Над оформлением работали члены Союза художников, а значит, это уже произведение искусства, мы не можем взять его и разрушить», – пояснил Эдуард КАЦ.
Понятно, что авиационный музей не может выглядеть, как купеческий дом 19 века. Кроме того, ранее на его месте были мусорная площадка и пункт сдачи стеклотары, что явно было не лучше для исторического поселения. Предпринимателю предложили перенести кабину самолёта на сторону оврага, где он не нарушал бы «красной» линии улицы Калужской, но КАЦ уверяет, что демонтаж её технически невозможен. После него носовую часть лайнера можно отправить на мусорку.
Новость о том, что знаменитый ЯК-40 могут демонтировать, подогрела интерес у людей, так как все хотели успеть посетить необычное место и посидеть за штурвалом настоящего самолёта.
На территории музея открылся кемпинг, номеров не много, но все уютные. А наличие выбора гостиниц в городе, взявшем курс на туризм, тоже важный критерий. Казнить или помиловать дом-самолёт, решит суд.. И это время Эдуард КАЦ использует для развития своего, пусть пока незаконнорожденного, но от этого не менее любимого детища.
Эдуард КАЦ решил, что самолётов много не бывает, и привёз ещё один, на этот раз ТУ-134. На этом экспонате раньше летали на Байконур космонавты, а на штурвале еще лежит лист с записями командира.
В планах у Эдуарда Евгеньевича создать ещё один авиационный музей и привлекать еще больше туристов в наш город. Сбыться им суждено, если на интересном арт-объекте не поставит крест статус исторического поселения. Ведь размести его Эдуард КАЦ в любом другом городе района, ничего, кроме благодарности от руководства поселения и посетителей, он бы не услышал. Вот и смотрят теперь боровчане на это противостояние, как фильм, в котором волей-неволей начинаешь переживать и «болеть» за нарушителя закона.
Дарья ПЛОТНИКОВА
Анастасия БОЛТАЧЕВА