Наставники будущего
«Боровские известия» продолжают серию публикаций, посвящённых Году педагога и наставника. В совместном с районным отделом образования проекте мы рассказываем о людях, в чьих заботливых руках находится самое дорогое – наши дети
Пред тем, как перейти к портретам педагогов необходимо напомнить, что у отдела образования есть официальная группа в социальной сети «ВКонтакте». Перейти на неё со страницы газеты можно по QR-коду, прикреплённому к статье. Там вы сможете прочитать больше историй о наставниках по хештегу #япедагогиэтоклассно.
От путешествий к географии
Педагог балабановской четвёртой школы Наталья КОНДРУСЕВА считает, что понятие «учитель» не вмещается в рамки должностных обязанностей и инструкций. Это прежде всего ПРИЗВАНИЕ.
«Мой путь к профессиональной деятельности довольно-таки тернистый, но он был предопределен еще до моего рождения. Как часто шутит моя мама, учитель с более чем сорокалетним стажем: “педагогическую науку ты начала осваивать еще в утробе матери”. Рождение совпало с периодом ее подготовки к сдаче дипломной работы на последнем курсе пединститута», – вспоминает Наталья Фёдоровна.
И хоть учительница не стала литератором, но с детства любила книги, увлекалась философией. На выбор «географии» как предмета для преподавания повлияла любовь к путешествиям. Так как мама учителя работала экскурсоводом на школьных каникулах, ей открывался целый мир поездок: «Кавказ, Крым, Юг России – мои детские путешествия. Студенткой геофака довелось побывать во всех уголках европейской части бывшего Советского Союза». Этот опыт оказался как нельзя кстати на уроках, проводимых Натальей Фёдоровной.
Тяжёлые девяностые годы на некоторое время разорвали связь со школой. Педагог сменила несколько мест работы. Но, по её же словам, ей снились уроки. Также она уверена, что детство, проведённое в учительской среде: мамины ученики, коллеги, кипа тетрадей на рабочем столе, книги по педагогике на полках дома – всё это подействовало на неё и никем иным она бы стать не смогла.
Также на формирование менталитета и желание стать учителем повлияли коллеги, которых можно назвать мастерами: «Их методики преподавания я до сих пор применяю на своих уроках. Поэтому девять лет назад, попав на беседу к директору четвертой школы Надежде РАСЧЕСКОВОЙ, я приняла решение вернуться к педагогической деятельности. Эта встреча предопределила мою дальнейшую судьбу. Я благодарна Надежде Александровне, потому что вернулась к своему призванию и работаю сейчас в замечательном учительском коллективе четвёртой балабановской школы».
В профессии, считает Наталья КОНДРУСЕВА, главное – это кропотливый труд, связанный с самообразованием. Как в предмете, который преподаёшь, так и в области психологии. А ещё это умение найти подход к каждому ученику, увлекая его в мир знаний, открывая горизонты возможностей для будущего самоопределения во взрослой жизни. Учитель – это душа, мудрость, опыт и неустанный ежедневный труд.
Педагог – это 100 профессий в одной
Людмила КОРОТУН работает в балабановской первой школе 41 год, из них 32 – учителем начальных классов.
Свою педагогическую карьеру Людмила Алексеевна начинала с должности музыкального работника в детском саду профилактория «Сказка» в поселке Макат Гурьевской области в Казахстане. С 1983-го, переехав в наш район, работала учителем музыки в балабановской первой школе. «Окончив в 1993 году Калужский государственный педагогический институт, стала вести начальные классы. И по сей день продолжаю заниматься любимым делом – обучать и воспитывать будущих граждан своей страны», – делится Людмила Алексеевна.
К выбору жизненного пути учительницу подтолкнул классный руководитель Пава ТВАРДИЕВИЧ. «В 8 классе на классном часе по профориентации мы заполняли анкеты, где я выразила свою мечту стать диктором телевидения и музыкантом. Прочитав это, Пава Яковлевна рекомендовала мне специальность учителя начальных классов, где я смогу полноценно проявить все свои качества и возможности. Она сказала, что там я ежедневно буду и музыкантом, и артистом, и организатором. И это стало моей судьбоносной целью», – вспоминает педагог.
После восьмого класса в 1977 году девушка поступила в Актюбинское педагогическое училище на музыкальное отделение. Закончив обучение, отработала два года в детском саду музыкальным работником. А потом с семьей переехала в Балабаново, где девять лет трудилась учителем музыки и шесть лет завучем по воспитательной работе, параллельно получая высшее образование. Получив его, она стала преподавателем начальных классов.
Педагог понимает, что находится на своём месте: «Испытываю чувство гордости за своих подопечных и удовлетворение от работы, когда вижу заинтересованный, любознательный взгляд каждого ученика. За искреннюю радость побед на различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях, за безграничное желание учиться и впитывать новые знания, за интерес к окружающему миру и активную жизнь вне стен школы вместе с классом. И уже более 32 лет отдаю себя этой профессии», – рассказала нам Людмила Алексеевна.
Педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень. В 2002 году она участвовала в областном состязании «Учитель года». Дважды – в конкурсе на присуждение премий лучшим специалистам за достижения в деятельности. Стала призёром Всероссийского методического конкурса «Разговор о правильном питании».
Людмила КОРОТУН удостоена ряда наград: почетные грамоты федерального и областного Министерств образования, диплом победителя Всероссийского конкурса «Разговор о правильном питании». Медали Российской Академии Естествознания: «Сократа», «За успехи в образовании юношества» и «За новаторскую работу в образовании». Также ей вручён знак отличия «Наставник», в 2019 году занесена на Доску Почета «Трудовая слава города Балабаново». Присвоено звание «Ветеран труда».
Радость общения
Учитель-логопед детского сада «Чудо Радуга» Надежда ЕГОРОВА дарит ребятам возможность говорить правильно. Как отмечает её коллега Инна КЛИНЧИНА, каждый день работы позволяет ей ощутить себя доброй волшебницей, которая дарит малышам и их родителям радость общения: «Она никогда не считала детей, которым помогла, но поверьте, самые запоминающиеся моменты в её деятельности – это горящие глаза ребятишек от восторга, что у них наконец-то получилось. Она специалист по речевому развитию, и её подопечные, как спортсмены, усердно тренируются и выдают результат. И этому результату радуются и Надежда Петровна, и сами дети, и родители, и воспитатели, и все педагоги детского сада. Ведь все они, как единое целое в педагогическом процессе заняты одним важным делом – воспитанием, обучением и развитием детей».
Учитель-логопед – второе образование Надежды Петровны. По первому призванию она является учителем русского языка и литературы. Только судьбе было угодно отправить её не в школу, а в детский сад, работу в котором она совмещала с получением ещё одной специальности.
Каждый родитель знает, насколько важна подготовка к школе, но не всем известно, что фундаментом этого процесса служит речь, которая рука об руку идёт с развитием мышления, памяти, внимания. И, как следствие, нарушение в произношении влекут за собой проблемы в чтении и письме, мелкой моторике, а следом и психологические.
В своей работе педагог постоянно совершенствует традиционные формы и методы коррекционно-речевой работы. Коллеги отмечают, что она находится в поиске новых вариативных способов организации логопедического сопровождения дошкольников. «Она разработала собственную систему профилактики нарушений письменной речи у старших дошкольников в процессе подготовки к обучению грамоте. Сейчас трудится над играми для проработки звуков. Надежда Петровна щедро делится накопленным опытом с коллегами», – говорит Инна КЛИНЧИНА.
В основе её работы лежит индивидуальный подход к каждому ребенку. Со всеми своими подопечными они проходят свой путь к правильной речи. У каждого ребенка собственный маршрут развития, подкрепленный наиболее подходящими методами работы.
За 27 лет служения педагогом она открыла маленькую тайну, о которой не говорят в институте: нужно по-настоящему любить детей, и только тогда работа с ними будет эффективной и приносящей радость!
Материалы полосы подготовлены совместно с сотрудниками районного отдела образования