На тихой родине героя
Как интересно: вроде бы находится деревня вблизи больших дорог (Киевское шоссе и железнодорожная магистраль), всего в шести километрах от центра сельского поселения Ворсино, под боком – целый комплекс промышленных предприятий. Тем не менее про деревню Аристово иначе как «глухомань» не скажешь. Но, если покопаться, и здесь можно найти немало любопытного
В XIV в. территория, на которой располагалось Аристово, относилась к Суходольской волости. Суходол впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. А уже в духовной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича (1389 г.) князь Владимир Андреевич боровско-серпуховской «ведает свою треть» Москвы, князю Юрию – сыну Дмитрий Донского – даются волости звенигородские, где опять упоминается «Суходол с Ыстею, с Истервою» (Истьей и Истермой).
По жалованной грамоте великого князя Василия Васильевича (1415-1462) земли вокруг Ворсина были подарены Архангельскому собору Московского кремля. Но Аристово в списке указанных деревень отсутствует. Вероятно, как поселение оно сформировалось позже.
Своим названием деревня, скорее всего, обязана купцам АРИСТОВЫМ. Основателем династии считается Василий Ассонович АРИСТОВ (1807-1882). Его сын Андрей Васильевич (1844–1907) был церковным старостой в соседнем селе Иклинское. Представители этого семейства жертвовали значительные суммы на церкви, на строительство церковно-приходской школы в Ворсине. При этом в самом Аристове не было ни храма, ни клуба, ни магазина, ни учебного заведения. За товарами, знаниями, развлечениями, религиозными обрядами приходилось ходить в соседние селения. В этом плане до сих пор ничего не изменилось, но об этом чуть позже.
Дважды воскресшая
Аристово оказалось в гуще событий во время Великой Отечественной войны. В октябре 1941 года здесь героически дрались с фашистами части 110-й и 113-й стрелковых дивизий, пытаясь удерживать натиск превосходящих сил противника. Как утверждают в книге «Боровск» Виктор ПУХОВ и Василий БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, а вслед за ними калужский историк Илья ПИСАРЕНКО в краеведческом сборнике «Боровск: страницы истории», Аристово стало последним населённым пунктом Боровского района, который был сдан врагу. Это случилось 22 октября.
Два месяца спустя избавление деревни от оккупантов упоминается дважды. В журнале боевых действий войск Западного фронта запись об освобождении Аристова 93-й стрелковой дивизией относится к 22 декабря. Официальное донесение опубликовано в книге Сергея ГЛУХАРЁВА «Освобождение Боровского района». А 23 декабря в описании положения войск 43-й армии указано, что противник создал опорные пункты в ряде населённых пунктов, в том числе и в Аристове. В донесении командира 93-й стрелковой дивизии генерал-майора Константина ЭРАСТОВА вечером 23 декабря деревня была ещё во вражеских руках. И только в записи от 25 декабря сообщается о взятии деревни к 10 часам утра. В некоторых источниках приводятся воспоминания местных жителей, которые также рассказывают, что Аристово как минимум дважды переходило из рук в руки.
Количество людских потерь Красной Армии в тех боях исчислялось тысячами. До сих пор поисковики поднимают останки бойцов, которые потом переносят в братскую могилу в соседней деревне Добрино.
Прыжок в неизвестность
А в 2016 году в окрестностях Аристова был найден самолёт. Рассказывает командир поискового отряда «Звезда» Максим ШЕЛЕХОВ: «Однажды знакомый охотник рассказал моему отцу, что в лесу он обнаружил двигатель самолёта. Мы сообщили о находке руководителю боровского отряда “Отечество” Алексею ШЕСТОПАЛОВУ (на тот период мы входили в это поисковое объединение). Прибыли на место. Благодаря металлодетектору стали находить фрагменты двигателя, фюзеляжа. Это был советский истребитель “МиГ-3”. В течение нескольких лет представители разных поисковых отрядов проводили в этом месте работы, которые окончательно завершились в прошлом году. Фрагменты самолёта были переданы в школьные музеи Ворсина, Балабанова, Ермолина».
Поисковикам удалось установить бортовой номер истребителя. По нему определили лётчика. Это уроженец Ростовской области Григорий МОНАСТЫРСКИЙ. Он открыл свой счёт сбитым немецким самолётам в первый же день войны – 22 июня 1941 года. К октябрю лётчик совершил 120 боевых вылетов, поразил 15 вражеских летучих машин. За свои воздушные подвиги был награждён Орденом Красного знамени.
19 октября старший лейтенант МОНАСТЫРСКИЙ вылетел с аэродрома Внуково в составе авиазвена в район Наро-Фоминска для прикрытия наших наземных войск от ударов вражеских бомбардировщиков. Он успел уничтожить немецкий «Хенкель», прежде чем его самолёт был подбит и загорелся. По свидетельству очевидцев, пилот успел выброситься с парашютом, дальнейшая его судьба неизвестна.
Удивительно, как пересекаются пути боевые! Уроженец Аристова Константин ФРОЛОВ в начале 1944-го оказался в той самой 113-й стрелковой дивизии, которая двумя годами ранее сражалась за Боровский район, и за его родную деревню, в частности. А до того наш земляк показал себя прекрасным бойцом, стал опытным разведчиком, был награждён медалью «За отвагу».
В конце марта 1944 года части 113-й дивизии вышли к Южному Бугу и приступили к форсированию реки. Старший сержант ФРОЛОВ одним из первых переправился на правый берег. Захватив плацдарм, наши солдаты, несмотря на ураганный огонь противника, удерживали его в течение двух суток до прибытия подкрепления. При этом они отразили девять контратак противника.
26 марта, участвуя в бою за расширение плацдарма, Константин ФРОЛОВ, проявив инициативу, выдвинулся вперёд. Автоматным огнём он подавил пулемётную точку противника. Будучи тяжело раненым, он продолжал поддерживать действия своей группы. В результате умелого руководства и отваги нашего земляка был расширен плацдарм и разгромлена превосходящая по силе группа противника.
От полученных ранений 19-летний парень скончался. Похоронен в братской могиле в Николаевской области Украины. 3 июня 1944 года Константину Ивановичу ФРОЛОВУ было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
На глади пруда отраженье жизни
Имя ФРОЛОВА сегодня носит ворсинская средняя школа. Сохранился и дом, где родился и провёл детство герой. В первую очередь с целью увидеть этот дом мы и отправились в Аристово. Всё в духе современности: из-за глухих высоких заборов торчат крыши коттеджей. Вокруг – пустота и тишина, вся жизнь спрятана за этими заборами. Объехали всю деревню, по пути встретив лишь два автомобиля. И вдруг – один из уходящих символов российской деревни – корова, безмятежно поедающая травку около дома. Заметив нашу машину и фотокамеру, бурёнка прервала трапезу и начала позировать, демонстрируя свою благосклонность к непрошеным гостям. Подумалось, что это единственное живое существо, которое повстречается нам в деревне. Но вот увидели женщину. Услышав вопрос о доме Героя Советского Союза, она сначала удивлённо подняла брови. Откуда москвичам знать нашу историю? Хотя в деревне есть даже улица, носящая имя ФРОЛОВА. Но тут наша собеседница вдруг что-то вспомнила: «Кажется, где-то там есть какая-то табличка на доме». «Где-то там» – это в старой деревне, представляющей собой некий анклав, втиснутый в современный коттеджный массив. Эти дома отличаются своей простотой и скромностью. И заборчики выполняют чисто символическую функцию – не больше метра в высоту, всё через них просматривается. Сразу вспоминается песня из советского фильма «Дело было в Пенькове»: «От людей на деревне не спрятаться, нет секретов в деревне у нас».
А вот и тот самый дом Героя Советского Союза. Нам навстречу выходит его внучатый племянник Владимир Геннадьевич ФРОЛОВ. Рассказывает истории из жизни семьи. Как хозяева два месяца жили в погребе, когда дом заняли немецкие оккупанты. Сестра Константина Ивановича после войны была председателем местного колхоза. Когда произошла реорганизация, и хозяйство вошло в состав совхоза «Ворсино», всё имущество отсюда забрали. Оставалась только пилорама.
Всё это хорошо помнит проживающая в соседнем доме 82-летняя Анна Демьяновна ЗЮЛЯЕВА – самая старшая на сегодняшний день жительница Аристова. По данным переписи населения 2010 года, в деревне было прописано 46 человек. Сегодня, наверное, и того меньше. Вот явно нежилой домик – покосился так, что крыша скоро сравняется с землёй. Судьба его незавидна – либо совсем сгниёт, либо будет сломан, и на его месте появится новое строение.
Украшение старой деревни – пруд. Владимир ФРОЛОВ по мере возможности ухаживает за водоёмом – очищает от тины, на берегу установил лавочки и столик. И рыба водится. Причём, не только караси и ротаны, но и окунь, щука, белый амур.
На окраине деревни два остановочных павильона – старый и новый. Сюда заезжает школьный автобус. Судя по переполненной урне, это ещё и место тусовок. На этих остановках вся инфраструктура деревни и заканчивается. Продукты люди покупают в автолавке, которая приезжает два раза в неделю. Либо ходят в Добрино. В этой связи актуальным становится качество дороги. Асфальтовое покрытие заканчивается между Добрино и Аристово, аккурат у ворот садоводческого товарищества. По словам и.о. главы ворсинской администрации Анатолия КОЛЮКАЕВА, эта дорога областного подчинения. Разговоры о том, чтобы продолжить асфальтирование, ведутся. На очереди Аристово и в программе газификации. Но когда придут блага цивилизации в эти места, и придут ли вообще? На эти вопросы сейчас, наверное, никто не ответит. Так что местные обитатели живут сегодняшним днём – тусуются на остановке, ловят рыбу в пруду и ждут приезда автолавки.
Дмитрий ОДИНОКОВ