На перекрёстках судьбы

19 ноября 2021 г.

Мы продолжаем серию публикаций, посвящённых 100-летию «Боровских известий». Сегодня знакомим вас с воспоминаниями Николая Андреевича БРЫЛЯКОВА, который возглавлял районку в 1960-х годах

На перекрёстках судьбы

Мы продолжаем серию публикаций, посвящённых 100-летию «Боровских известий». Сегодня знакомим вас с воспоминаниями Николая Андреевича БРЫЛЯКОВА, который возглавлял районку в 1960-х годах

Дополняя друг друга

Я родом с Алтая. Окончил факультет журналистики Казахского университета. Фортуна повернула своё колесо так, что я оказался в Калужской области, на родине жены, куда раньше приехали её родители с Алтая. Дом, который они строили в Боровске, ещё не был готов, и мы первое время ютились в избушке родственницы в Ермолине.
Сразу встал вопрос, где работать. Отыскав в Боровске редакцию районной газеты, я заглянул в кабинет редактора Ивана МЕЛЬНИКОВА. Он меня приветливо встретил, внимательно выслушал и порадовал сообщением, что в редакции имеется вакансия литсотрудника.
И вот 21 сентября 1956 года я начал работать в газете «За коммуну». А уже на следующий день сел на велосипед (их в редакции было два) и отправился в колхоз (кажется, в Федотово).
В коллективе меня приняли радушно. И в человеческом, и в профессиональном плане мне многое дало общение с Петром ГОРАНОВЫМ, Александром ЧУШИНЫМ, Анастасией НИКУЛИНОЙ. Анастасию Сергеевну через полгода я сменил на посту заместителя редактора, когда её направили на работу в Райком.
Всеобщим уважением в редакции пользовались скромные и незаменимые работницы – бухгалтер Полина ТРЕТЬЯКОВА (СЁМИНА) и машинистка Наталья СОКОВА. Сёстры ГУРОВЫ – Таня и Катя пришли в редакцию сразу после десятилетки. Таня поступила учиться на филологический факультет Калужского пединститута. Её корректорский стол всегда был завален стопками книг. Усидчивости Тани приходилось только удивляться. С другим корректором – Зинаидой ПОДШИВАЛОВОЙ (ТИШИНОЙ) они хорошо дополняли друг друга.
А вот маленькая непоседливая Катя (впоследствии известная как Екатерина ТЕРНОВАЯ) была противоположностью сестры. Она постоянно куда-то мчалась, звонила, договаривалась о встрече и тут же срывалась с места. И перо у Кати было быстрое, бойкое.
Иван Николаевич МЕЛЬНИКОВ по образованию был учителем истории. Сам писал мало. Но мне нравилось, что он не подавлял инициативу, давал каждому возможность раскрыть свои способности.
Часто бывая на комсомольских мероприятиях, я обрёл немало друзей среди молодёжи. Некоторые стали активно сотрудничать с газетой, приносили стихи, заметки. После окончания техникума пришёл в штат редакции Анатолий ЧЕРЕПКОВ. Следом появился Александр ФРАНЦУЗОВ, ставший заведующим сельхозотделом. Пополнили коллектив Виктор ПУХОВ и демобилизованный офицер Станислав ОРЕХОВСКИЙ.

Ломка системы

В 1960 году я получил диплом МГУ (учился заочно). Вскоре мне предложили должность собственного корреспондента по Боровскому району в областной газете «Знамя». Так закончился первый этап моей работы в районке, хотя связь с ней я никогда не прерывал.
За время моей работы в Калуге произошли большие кадровые изменения не только в руководстве Боровского района, но и в местной газете. МЕЛЬНИКОВ был снят с редакторской должности. Вместо него был назначен Сергей РАТТАС. Но поработать Сергею Александровичу довелось недолго, так как хрущёвские эксперименты привели к ломке всей налаженной системы печати. Были закрыты газеты в Боровске, Угодском Заводе, Высокиничах. Жители этих районов стали получать издававшуюся в Малоярославце межрайонную газету «Маяк». В районах остались лишь по одному собкору. Представителем Боровского района в «Маяке» был Пётр ГОРАНОВ.

Возвращение

В 1964 году БРЕЖНЕВ, придя к власти в стране, отменил разделение партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные, восстановил районы, а значит, и районные газеты. Мне предложили вернуться в Боровск и вернуть к жизни главный печатный орган района. Так начался второй период моей работы в газете, которую теперь решено было назвать «За коммунизм».
Что легко было разрушить, оказалось сложно восстановить. Хорошо, что сохранилась типография, которая всё это время продолжала работать, печатая бланки, этикетки, квитанции. Помещение для редакции нашлось на первом этаже здания райкома партии.
Но самым главным был кадровый вопрос. Вернулись некоторые бывшие сотрудники, к которым добавились новички. Находкой стали корреспонденты Евгений НАЙДИН, Николай ПАФНУТОВ. Рад, что довелось работать с фотографом Ильёй КОМАРОВЫМ, я восхищался его талантом.
Надо сказать, что вокруг редакции всегда было немало способных любителей фотографии, снимки которых мы печатали. В своё время я поддержал начинания Анатолия БЕЛОУСОВА, ставшего профессиональным журналистом и много лет проработавшего в жуковской районной газете.
Когда мы начали публиковать снимки балабановского школьника Володи СВАРЦЕВИЧА, я понимал, что из этого парня выйдет толк. И впоследствии пригласил его в штат «За коммунизм». Не ошибся я и тогда, когда через годы, работая в ТАСС и являясь куратором фотохроники, порекомендовал Володю в эту организацию.
Некоторое время работали в редакции Виктор ТРЫНКОВ, Николай КОРАБЛЁВ, Виктор ГОРАНОВ, Нина СТЁПОЧКИНА и ряд других молодых людей. Некоторые не задержались в журналистике. А вот корректор Люба БУЛЕЙКО осталась в газете на много лет, доросла до должности ответственного секретаря.
Перед выпуском первого номера возрождённой газеты я выступил по местному радио, сообщив о радостном событии. Предложил жителям района принять участие в создании газеты. Эта весть была воспринята с энтузиазмом. Коллективом, собранным из опытных и совсем зелёных журналистов, нам удалось наладить выпуск разнообразной по тематике газеты, рассчитанной на разные читательские вкусы.

История с детективом

Надо сказать, что ни обком, ни райком партии не довлели над нашими поисками, не сдерживали благородных порывов. Первый секретарь райкома КПСС Станислав БОРИСЮК, вызывая меня к себе в кабинет, не устраивал разносов, а тактично пытался высказать свои замечания, своё видение газетной стратегии. Выслушав мои доводы, он обычно заканчивал: «Тебе виднее, ты специалист в этом деле. И, в конце концов, как редактор, несёшь за всё ответственность».
Бывало, и доставалось нам по первое число. Как правило, незаслуженно. Однажды было высказано недовольство тем, что мы продолжили печатать детектив, начатый межрайонной газетой. Областное начальство дало понять, что районка должна освещать местные события, а за детективами надо ходить в библиотеку. Я ответил, что боровчане начали читать повесть ещё в «Маяке», и нельзя лишать их возможности дочитать произведение до конца.
Ещё один разнос устроили газете в мае 1965 года, когда страна отмечала 20-летие Великой Победы. К нам в большом количестве приехали участники боёв за Боровский район. После того, как был опубликован репортаж о праздновании и фото генерала КОЗЛОВА – командира дивизии имени Дзержинского, на нас гневно обрушились цензоры. По их мнению, мы не должны были открыто называть фамилию командира и место дислокации дивизии. Я вынужден был объяснять, что военные сами снимали торжество и показали репортаж по телевидению, где озвучили и фамилии, и звания военачальников. К тому же место дислокации подразделения было указано очень обтекаемо – Подмосковье. Так что о разглашении военной тайны не может быть и речи. В итоге инцидент был исчерпан.

Оставил частичку сердца

Август 1968 года стал ещё одним крутым поворотом в моей судьбе. Меня неожиданно вызвали в обком партии. Секретарь по идеологии Алексей АКСЁНОВ (бывший первый секретарь Боровского райкома КПСС) объявил, что принято решение назначить меня главным редактором обнинской газеты «Вперёд». Я пытался доказать, что лучше меня оставить в Боровске, где всё мне дорого и знакомо. Только-только наладились бытовые вопросы, в «За коммунизм» сложился замечательный коллектив, которым приятно было руководить, и у меня не было никакого желания переезжать. Выслушав мои доводы, Алексей Васильевич сдержанно, но твёрдо сказал: «Добровольцев на это место хоть отбавляй. Но нам нужен здесь надёжный, проверенный человек».
Затем была встреча с первым секретарём обкома Андреем КАНДРЁНКОВЫМ, с которым разговор был кратким. Дав согласие АКСЁНОВУ, хоть и со скрипом, я не стал упрямиться в этом высоком кабинете. И всё же мне очень не хотелось покидать тихий уютный Боровск. Здесь я обрёл много друзей, здесь родились мои дети, здесь осталась частичка моего сердца.
Не могу судить, каким я был журналистом, редактором, человеком. Но, судя по публикациям, добрый след оставил в памяти многих. А это уже немало.

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки