Маршрут проложен
Появится ли в ворсинской школе свой автобус, когда ученики кривских деревень смогут добраться до образовательного учреждения и чем заманить на рейс новых водителей, разбирались «Боровские известия»
Времена, когда школьники из дальних деревень добирались пешком до образовательного учреждения, проходя полями по несколько километров, ушли в прошлое. Теперь их туда доставляют школьным автобусом. Причём, по закону, если в каком-либо населённом пункте, который пока этим транспортом не охвачен, появляется ребёнок, нуждающийся в нём, то задача отдела образования – организовать новый маршрут. На деле, казалось бы, легко: есть дорога до деревни, значит, и автобус там проехать сможет. И только те, кто занимается решением этого транспортного вопроса, знают, какой кропотливый труд разделяет желание запустить маршрут и тот момент, когда школьный автобус появится на въезде в отдалённый уголок района.
Есть ребёнок – должен быть автобус
Школьные маршруты комиссионно обследуют дважды в год. Делают это не только для того чтобы поддерживать в надлежащем состоянии имеющиеся, но и чтобы заглянуть на перспективу. К примеру, когда появляется обращение от жителей с просьбой открыть новое направление.
Последний такой выезд состоялся на днях. По итогам составили акты, по которым до конца лета всем ответственным службам предстоит провести довольно масштабные работы: заменить или добавить дорожные знаки, подсыпать щебнем разбитые дороги, обустроить обочину, нанести разметку на дорогу, установить освещение, смонтировать светофор там, где это необходимо, организовать разворотную площадку. То есть создать все условия, чтобы запустить автобус по новому направлению.
Что же в перспективе в Боровском районе? Это, во-первых, запуск школьного автобуса в деревне Киселёво. К этому событию шли несколько лет, решая и сложные земельные вопросы, и теперь осталось сделать совсем немного: отсыпать дорожное покрытие, установить дополнительно пять дорожных знаков и внести их в общую схему. В районном отделе образования считают, что к новому учебному году уже ничто не помешает продлить имеющийся маршрут балабановской третьей школы до Киселёво. Для того чтобы добавить сюда этот населённый пункт, пришлось перенести остановку с одной части деревни в другую. На прежнем месте павильон был неудобен, а потому пришлось менять дислокацию, организовывать разворотную площадку и устанавливать освещение. Так что теперь осталось совсем немного, чтобы создать все условия для запуска сюда школьного автобуса. К слову, как рассказал представитель ГКУ «Школьный автобус», с нового учебного года решено увеличить вместимость транспорта с 20 до 30 пассажиров. Помимо Киселёво, он заезжает в деревни Добрино, Аристово и Коряково.
Дождутся транспорта и жители улиц Некрасова и Рябенко в Боровске. Автобус и водитель уже в арсенале имеются. Пока они задействованы на другом маршруте. До начала следующего учебного года городской администрации предстоит привести дорожное полотно в надлежащее состояние и установить дополнительные дорожные знаки, что позволит и здешним детям добираться до школы на автобусе.
Заехала комиссия и в деревню Бобровники, юные жители которой добираются до автобусной остановки прямо по обочине областной трассы. Акт с указанием необходимости оборудования там тротуара направят в региональное Министерство транспорта. Но привести территорию в соответствие с требованиями будет непросто.
Работа на перспективу
Однако это всё цветочки по сравнению с тем объёмом работы, который предстоит провести, чтобы открыть школьный маршрут в Ворсине. В часть деревень этого поселения добирается автобус балабановской третьей, в которой учатся ребята. Однако появилась необходимость в организации доставки детей в сельскую школу. Это целая россыпь дачных обществ (СНТ «Ворсино-1», «Ворсино-2», «Меркурий» и КП «Иван Купала») и несколько деревень (Курьяново, Пекино, Рогачёво, Климкино), в которых проживают около двух десятков детей. Как рассказал руководитель комплекса ЖКХ, транспорта и связи районной администрации Игорь ПАНФИЛОВ, каждый такой пункт назначения имеет свои особенности: в дачных обществах сложно организовать разворотную площадку; въезд в Климкино проходит через дамбу, которая по нормам для запуска школьного автобуса должна быть оборудована барьерным ограждением; где-то дорога фактически есть, но на бумаге отсутствует, и необходимы её документальное оформление и передача на обслуживание.
Предполагаемый маршрут обследовали уже несколько раз, и вложений в него для запуска нужно очень много: практически везде необходимо устанавливать павильоны, освещение и организовывать разворотные площадки, что в узеньких СНТ, проезд в которые осуществляется через пропускные пункты, – задача сложная. И в первую очередь всё ложится на плечи администрации, которая вряд ли потянет всю финансовую нагрузку разом. Но тут придётся действовать по принципу: глаза боятся – руки делают, а значит, главное начать: к примеру, рассчитать смету, которая даст полное представление о предстоящих денежных вливаниях. «В этом году, учитывая все нюансы, этот маршрут мы вряд ли откроем», – считает Игорь Николаевич.
Просто только на словах
Казалось бы, ткнул пальчиком: автобус поедет здесь, остановится тут и уедет в школу. На деле же это множество согласований, требований законодательства в сфере организации дорожного движения. Над киселёвским маршрутом плотно работали без малого год – это всего лишь добавление одного пункта к имеющемуся маршруту. Что уж говорить об организации такого с нуля.
Но иногда такая работа превращается в мартышкин труд. Как рассказала главный специалист отдела образования Ирина КАРИЦКАЯ, в прошлом году в деревне Башкардово возникла потребность в организации доставки ребёнка в школу. «Год над этим работали, сделали разъездные карманы на дороге, установили павильон, сотрудники электросетей смонтировали фонарь, укатали разворотную площадку. В итоге открыли этот маршрут, а родители приняли решение, что учиться школьник будет в Обнинске. Конечно, с одной стороны, хорошо, что он существует: если там появятся дети, у нас уже всё готово к их доставке. Но с другой – пока деньги и усилия потрачены впустую», – отметила Ирина Дмитриевна.
Танцы с бубнами
Сегодня в Боровском районе за школами закреплён 21 автобус. Но в рейс выходят не все – муниципалитет ощущает острую нехватку водителей. Низкие зарплаты при высоких требованиях не дают собираться соискателям на эту должность в очередь. До сих пор без подвоза детей остаётся кривская школа, которая собирала полный автобус с дальних деревень и СНТ. Решая вопрос, выкручиваются, как могут. В третьей четверти договорились с коммерческой организацией по перевозке, чтобы доставлять детей в образовательное учреждение раз в неделю. Оплачивала это удовольствие районная администрация. В остальное время школьники обучались дистанционно.
В первой и второй четверти на две недели предприятие «Школьный автобус» присылало подменного водителя. В рамках договора больше не положено. «Дело в том, что таких сотрудников на замену на всю область – четыре человека. А потому закрывать такую потребность только в нашем районе не получится», – объяснила КАРИЦКАЯ.
В течение такой важной четвёртой четверти, закрывающей учебный год, коммерческая транспортная организация будет доставлять детей в кривскую школу три раза в неделю. В отделе образования боятся сглазить, но очень осторожно говорят о том, что кандидат на должность водителя кривского автобуса появился. Сейчас он занимается оформлением документов, и, в случае успешного завершения этой долгой процедуры, на этом маршруте появится свой извоз. Надеются на его выход хотя бы к концу учебного года, чтобы ребята смогли спокойно ездить на экзамены. Ведь речь о тех населённых пунктах, во многие из которых общественный транспорт не заходит вообще.
Нашли второго водителя и в балабановскую пятую школу, куда долгое время ходил только один автобус из трёх необходимых. «Но свободные вакансии у нас ещё есть. Район делает, что может. С 1 января утвердили местную доплату водителям школьных автобусов в размере 10 тысяч рублей. Но требования очень высоки, ведь речь о детских перевозках: и стаж работы не менее двух лет, и отсутствие вредных привычек, и чистая биография», – перечислила специалист отдела образования.
Тем не менее, если сравнивать в масштабе всей области, то в Боровском районе самое большое количество школьных автобусов. Но и проблема с водителями ощущается особенно остро именно в нашем муниципалитете. Однако это не значит, что в других она отсутствует совсем: в соседнем Малоярославецком шофёра в одну из школ ищут уже полтора года.
На данный момент новых заявок на организацию дополнительных школьных маршрутов в отдел образования не поступало. Так что сейчас основной прицел будет направлен именно на ворсинскую зону. Технически запуск там автобуса возможен, нужно анализировать финансовую сторону и обговаривать организационные моменты в частных СНТ.
Анастасия БОЛТАЧЕВА