Марлен и Мария
Фестиваль «Пять вечеров» продолжается. Очередной показ в балабановском Доме культуры состоялся в минувшее воскресенье
Зрителей ждал сюрприз: вместо анонсированного спектакля «До последнего взмаха» московский театр минимализма S.T.E.R. показал другую работу – сюрреалистическую постановку «Разве я не любила тебя?» по пьесе Александра Игнашова, основанной на книге Марии Ривы «Моя мать Марлен Дитрих». Замена не разочаровала публику.
- Вы увидите последний, может быть, никогда не состоявшийся разговор между двумя женщинами, - обратился режиссёр Алексей Гусаров к зрителям. - Мы взяли их взаимоотношения – странные, сложные, интересные.
Спектакль – монолог дочери, исповедь, полная воспоминаний, обвинений, прощения и молитвы за мать, ушедшую из жизни, и одновременно диалог с ней.
История знаменитой актрисы, певицы, законодательницы моды, которая создала незабываемые образы в кино, открывается по-новому. Икона стиля 40-х годов прошлого века, певица, звезда Голливуда, многочисленные поклонники – с одной стороны, и дочь, которая просто хотела материнской любви, с другой. Жизнь актрисы, полная славы, шокирующая и неоднозначная, и судьба ребёнка с большими и маленькими трагедиями. Одиночество на закате дней и пронзительное обращение к матери после её ухода – всё, что было недосказано при жизни.
В исполнении Надежды Исаевой зрители увидели сразу два образа – Марии Ривы и Марлен Дитрих. Эмоциональные, порой безжалостные, яростные слова дочери и холодность, надменность блистательной матери в одном диалоге. Женщина, которая кричит: «Разве я не любила тебя, мама?», изменение интонации, тембра голоса, жест – и зритель через мгновение уже видит звезду кинематографа.
- У дочери с матерью никогда не было разговора по душам. И эта беседа уже после смерти может быть только такой рваной, где всплывают боль, любовь, обида. Ты уже переосмысливаешь и свою жизнь, свои отношения с близкими, – поделилась Надежда Исаева. - Не могу сказать, что я всегда была влюблена в творчество Марлен Дитрих, изучала его, но что-то в ней мне близко. Может быть, то, как она скрупулёзно подходила к созданию образа, желание в него попасть. Мне самой всегда интересно за что-то – вербальное, невербальное – схватиться в роли.
Образ уже ушедшей из жизни властительницы экрана воплотила Вера Новикова. Молчаливая тень – то ли как укор, то ли как последний привет и поддержка дочери – появляется на сцене.
Примечательно, что две актрисы, представившие героинь пьесы, объединены родственными узами. Только, в противоположность сюжету постановки, в жизни Надежда Исаева – мать, а Вера Новикова – дочь.
Можно сказать про ещё одну роль – Эриха Марии Ремарка, которая была озвучена Надеждой Исаевой. Это письма литератора к кинодиве, восторженная любовь к ней. «Моя фамилия – Дитрих. Что это значит? Крючок, отмычка. Я способна открыть любой замок. И взломать любое сердце!». А что было у неё на сердце?
Алексей Гусаров, режиссёр, так отозвался о постановке:
- Мы всё время иллюзорно представляем себе жизнь звёзд. А они такие же, как и другие смертные. И с ними всякое происходит, и страшное иной раз. Сюрреализм придаёт какое-то особое дыхание рассказу об этом человеке. Когда смотришь на картину – Малевича, Ван Гога – художников, у которых есть свой стиль, своё видение мира, твоё ощущение и их сознание соприкасаются, возникает боль, любовь или ещё что-то. Так и в этой истории.
Марлен Дитрих окружали выдающиеся мужчины – Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй, Жан Габен, Джозеф Кеннеди, Юл Бриннер. Созданный ею женский образ –притягательный и недоступный, ангел и демон в одной плоти, – стал эталоном красоты. Но не все знают, что Марлен Дитрих – этот секс-символ эпохи – считалась в Германии изменницей из-за её антифашистских взглядов. Её песню «Лили Марлен» союзники распространяли на западном фронте, по их мнению, она оказывала пацифистское воздействие на немецких солдат. В течение трёх лет Дитрих ездила с концертами в войсках союзников в Северной Африке, Италии и Франции. Об этом времени она сказала: «Это было единственно важное, что я когда-либо сделала».
Кончатся снаряды, кончится война,
Возле ограды, в сумерках одна
Будешь ты стоять у этих стен,
Во мгле стоять, стоять и ждать
Меня, Лили Марлен,
Меня, Лили Марлен…
Полина НИКОЛАЕВА