Мамы разные нужны
Всё могут не только короли, но и мамы. Им под силу воспитывать детей, вести домашнее хозяйство, следить за собой, да ещё при этом выбирать совершенно не женские профессии
Всё могут не только короли, но и мамы. Им под силу воспитывать детей, вести домашнее хозяйство, следить за собой, да ещё при этом выбирать совершенно не женские профессии
В минувшее воскресенье российские мамы принимали поздравления с их «профессиональным» праздником. Однако в современном мире женские дела не ограничиваются только домоводством.
В материале «Уголка России» – истории женщин, которые отважились сломать стереотипы и удачно конкурируют с мужчинами, совмещая семью и карьеру.
Таксистка
В начале двухтысячных на экраны телевизоров вышел сериал с одноимённым названием об уникальной женщине, которая занималась частным извозом. За последние 20 лет ситуация в этой сфере сильно не поменялась, и по сей день за рулём такси редко встретишь представительниц прекрасного пола. Именно таким исключением из общепринятых правил является Ольга ЕРМАКОВА, которая работает в ермолинском таксопарке.
«Первый рабочий день в качестве водителя у меня был 9 марта 2014 года, коллеги-мужчины отметили за рулём Женский день, а утром на смену вышла я», – вспоминает героиня интервью.
Бытует мнение, что в такси идут работать только нереализовавшиеся или оставшиеся без работы люди, но в случае Ольги – это совершенно не соответствует истине. Она довольно долго работала в успешной косметической компании, но в один момент круто поменяла свою жизнь. Решение попробовать себя в необычной и довольно опасной профессии было её осознанным выбором.
«За рулём я морально перезагружаюсь. Люблю дорогу, мне нравится общение с людьми и некоторая степень непредсказуемости», – делится мыслями таксистка.
По словам Ольги, садясь в машину, она никогда не знает, где окажется через час, но как раз это незнание и будоражит воображение.
«Однажды, выйдя в очередной рейс, я, совершенно не планируя дальнего путешествия, уехала во внеочередной отпуск к морю. Заказчики не только полностью оплатили дорогу туда и обратно, но и арендовали для меня комнату», – рассказывает автоледи.
Однако, как и во всех профессиях, в работе таксистом не всегда бывают лишь приятные моменты.
«Несколько раз в моей практике случались ситуации, когда приходилось глушить мотор и выходить из машины. Как правило с неадекватными пассажирами лучше не пререкаться, а просто забрать документы, вынуть ключи из зажигания, покинуть машину и пригрозить вызвать полицию», – советует Ольга ЕРМАКОВА.
Клиенты женщине-таксисту попадаются разные: кто-то пытается «подковырнуть», некоторые подшучивают, третьи с опаской следят за каждым движением, а другие восхищаются.
Изначально коллеги восприняли появление дамы в коллективе скептически, но требования ко всем предъявляются одинаковые, поэтому они стали относится к Ольге на равных и даже в чём-то проявлять заботу.
«Всегда помогут не только советом, но и делом. Часто меняют лампочки в фарах и выручают с мелким ремонтом, у меня ведь маникюр», – улыбается автомобилистка.
Ольга – не только признанный профессионал в нетипичной для женщин профессии, но и прекрасная мама для своих детей. Она воспитывает семнадцатилетнего сына и тринадцатилетнюю дочь.
«Дети к моей работе относятся с пониманием и терпением, а вот мама поначалу очень переживала, но потом и она свыклась с этой мыслью, поняв, что я нашла своё призвание», – говорит Ольга ЕРМАКОВА.
Автосервис не отпускает
Ещё одна сегодняшняя героиня тоже связала свою судьбу с автомобилями, правда, она любит не только водить машины, но и досконально знает их изнутри. Татьяна ГРУБЮК окончила ермолинский техникум по специальности «Обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», и образование она получала не просто для «корочки», как большинство девчонок, а потому что действительно хотела пользоваться полученными знаниями.
«Профессия выбрала меня сама. Одиннадцать лет назад пригласили быть администратором сервиса, а по факту стала мастером на площадках кузовного и слесарного цехов. С тех пор влюбилась в автомобили, и они не отпускают», – говорит девушка.
В её обязанности входят приём автомобилей на сервисное обслуживание, консультирование клиентов по производимым работам, первичная диагностика неисправностей, а также контроль выполненных работ за механиками.
Татьяна не видит ничего особенного в том, что является единственной женщиной, которая трудится на должности мастера-приёмщика у официального дилера, а ведь в её организации – более 10 салонов.
«Самое сложное в моей профессии – это вникнуть в техническую документацию по маркам авто, которые мы обслуживаем», – замечает героиня интервью.
По словам Татьяны, коллеги не воспринимали её всерьёз и не видели в ней конкурента, как оказалось, зря. Своим упорством девушка завоевала авторитет у начальства и расположение у клиентов.
«Сначала часто сталкивалась с предвзятым отношением, для многих женщина и автобизнес, а тем более автосервис, – несовместимы. Но в дальнейшем те, кто меньше всех доверял на начальном этапе, стали самыми преданными заказчиками, и по сей день предпочитают работать только со мной», – делится мастер.
Особенно остро дух соперничества с мужчинами-сослуживцами Татьяна ГРУБЮК почувствовала, когда вернулась из декретного отпуска.
«По выходу из декрета столкнулась с тем, что меня хотели «подсидеть». Их главный аргумент состоял в том, что, скорее всего, я всё забыла, и в голове одни пеленки да памперсы», – признаётся Татьяна.
Тем не менее ей вновь удалось доказать свою компетентность в профессии, хотя было очень сложно переключаться с дома на работу.
«Моя дочь тоже любит автомобили, даже некоторые марки выучила, но сказала, что, как мама, чинить машины не хочет, а лучше будет руководить теми, кто чинит, или станет ветеринаром. Поэтому на работе я – железная леди, а дома помощник ветеринара», – смеётся Татьяна ГРУБЮК.
Военный писарь
Военное искусство с древнейших времён считалось исключительно мужским занятием. Но эмансипация сделала свое дело, и теперь в вооружённых силах страны наравне с мужчинами служат женщины.
Наталья КОТОВА по образованию педагог-психолог, много лет работала воспитателем в ермолинском детском саду «Звёздочка», но в одночасье сменила сферу деятельности и стала старшим писарем батальона в военной части.
«Армия дала мне стабильность и уверенность в завтрашнем дне», – говорит девушка.
Конечно, большинство представительниц прекрасного пола занимают должности при штабе и в тылу, но и армия – это не только окопы, автоматы, стрельбы, как и во всех структурах, здесь приходится обрабатывать много документации.
«Главное в моей профессии – внимательность и добросовестное выполнение поручений. Работа с приказами и секретными документами требует основательного подхода к делу. Помимо этого, важно быстро реагировать и производить обработку полученных данных», – убеждена Наталья.
Девушки в военной части, как и сильная половина, участвуют в учениях. А на учебном полигоне все равны.
«Боевая и физическая подготовка для всех одинакова. Нормативы не делятся по половому признаку», – утверждает ефрейтор.
Для большинства женщин военная служба — это прежде всего социальная защищённость, достойная зарплата, возможность уйти на «заслуженный отдых» в 45 лет и получать гарантированную пенсию. Однако все эти плюсы во многом связаны с тем, что в случае военного конфликта все военнослужащие будут обязаны встать на защиту Родины.
«В случае всеобщей мобилизации я ни в коем случае не буду уклоняться от своего долга», – признаётся девушка в погонах.
Наталья КОТОВА не только стоит на страже безопасности страны, но и хранит тепло внутри своей семьи. Она любящая мама двух замечательных дочек: Виктория – старшеклассница, а Маргарита заканчивает начальную школу.
И сердце замирает от визга тормозов
Если в двадцать первом веке профессии: автомеханик, полицейский, таксист, водитель, военный – считаются традиционно мужскими, и у названий этих специальностей до сих пор нет женских аналогов, то представьте, каково было девушке-шофёру в 1975 году. В это время Нина НАУМКИНА, отучившись на слесаря-водителя в козельском средне-профессиональном училище, пришла работать на Ермолинскую лётно-испытательную базу.
«Сначала была личным водителем у начальника, а позже пересела на скорую помощь. Санитарная машина дежурила на взлёте и посадке самолётов, наравне с пожарными и обслуживающими автомобилями», – рассказывает Нина Алексеевна.
Конечно, мужчины на ЕЛИБе внимательно присматривались к новенькой, недоумевая, как женщина будет справляться с техникой, по этой причине Нине каждый раз приходилось доказывать свой профессионализм и в чём-то даже превосходить коллег.
«Реакция была разной, находились те, кто пытался отпускать шуточки, но я не из робкого десятка, поэтому все подсмеивания сразу пресекала. Да и сослуживцы моментально поняли, что я отнюдь не белоручка, потому сразу зауважали», – говорит Нина НАУМКИНА.
Долгое время против профессии дочери была и родная мать.
«Мы жили в деревне, и шофёр представлялся ей в кирзовых сапогах и по колено в грязи. Но однажды я встретила её за рулём нового блестящего «Рафика», который на аэродром отдали после олимпиады 1980 года, и тогда она впервые почувствовала гордость за дочь-водителя», – признаётся женщина.
Работа советского шофёра была сопряжена с трудностями не только на дорогах, но и в обслуживании машин. Это сейчас ездить за рулём – одно удовольствие, а в те времена приходилось хорошенько потрудиться, чтобы просто завести автомобиль.
«Современные машины запускаются со стартера, в наличии всегда есть специальные незамерзающие жидкости, а раньше приходилось после работы воду сливать, а утром, чтобы прогреть двигатель, вновь заливать обратно», – продолжает свой рассказ Нина НАУМКИНА.
Если же вдруг «железный конь» требовал ремонта, то, как правило, рассчитывать можно было только на себя, поскольку автосервисов и шиномонтажей в СССР в таком количестве, как сейчас, просто не существовало, а на рембазу нужно было записываться загодя.
«Водитель сам должен был следить за своим транспортным средством. Например, я на время могла разбортировать колёса», – вспоминает наша героиня.
Но, по словам Нины Алексеевны, она очень любила свою профессию, поэтому легко справлялась со всеми сопутствующими сложностями.
«Мне настолько нравилась моя работа, что, когда в 1998 году ЕЛИБ окончательно распался и мне пришлось какое-то время быть без транспорта, сердце замирало от каждого звука тормозов», – говорит Нина НАУМКИНА.
После аэродрома она устроилась в московскую строительную компанию, где «крутила баранку» грузовиков ЗИЛ и УРАЛ, перевозя стройматериалы.
Сегодня Нина Алексеевна – пенсионерка, вместе с мужем они вырастили двоих сыновей, которые подарили родителям внука и внучку.
Незримый бой
В полиции давно стёрлась граница разделения на мужчин и женщин, но ведь недаром в главном гимне правоохранительных органов есть строчка «наша служба и опасна, и трудна», а профессии, в которых тяжело и тем более рискованно, испокон веков считались неженскими.
Хотя капитан полиции Екатерина АКИНЬШИНА с этим утверждением не согласна, её подразделение по делам несовершеннолетних полностью состоит из женщин.
«У нас нет деления по гендерному принципу. Надели погоны – значит, все равны, но, конечно же, мужчины всё равно стараются относятся к прекрасной половине более лояльно, поддерживают», – отмечает Екатерина.
Женщины в структуре МВД несут службу наравне с коллегами мужского пола, и спрос с них соответствующий. Полицейский должен уметь все — обезвредить нарушителя, стрелять, если потребуется, и быть хорошо подготовленным физически.
«В нашей работе очень важно находить контакт с разными людьми. По долгу службы часто приходится иметь дело с неблагополучными семьями, где родители злоупотребляют алкогольной или наркотической продукцией. Эти граждане не всегда находятся в адекватном состоянии и часто проявляют агрессию по отношению к сотрудникам полиции», – говорит инспектор ПДН.
Екатерина АКИНЬШИНА считает, что женщинам в принципе тяжелее, чем мужчинам, и это касается не только профессии полицейского: ведь на их хрупкие плечи, помимо работы, ложатся все бытовые хлопоты.
«Порой думаешь, почему в сутках не 48 часов. Хочется все успеть по дому, приготовить вкусный ужин, провести время с близкими, правда, не всегда хватает времени из-за загруженности на работе», – рассказывает представительница правоохранительных органов.
Сейчас Екатерина находится в декретном отпуске, недавно она стала мамой во второй раз – теперь в их молодой семье воспитываются дочка и сын. Однако после отведённого по закону срока она собирается вернуться на любимую работу.
Юлия ВОЛОСАТОВА