Мама, я иду в сад
Очень многие родители задаются вопросом, в каком возрасте лучше всего отдавать своего малыша в садик. Стоит ли отправить его в ясельную группу или «посидеть» дома до заветного трёхлетия? А что делать если нужно выходить на работу и возможности ждать нет? Корреспондент газеты «Уголок России» постаралась найти ответы на актуальные темы.
Очень многие родители задаются вопросом, в каком возрасте лучше всего отдавать своего малыша в садик. Стоит ли отправить его в ясельную группу или «посидеть» дома до заветного трёхлетия? А что делать если нужно выходить на работу и возможности ждать нет? Корреспондент газеты «Уголок России» постаралась найти ответы на актуальные темы.
На шаг впереди
В нашей стране наметилась устойчивая тенденция восстановления системы общественного воспитания детей раннего возраста. В современном мире существенно повысился спрос родителей на места в детском саду для малышей от полутора лет.
В Ермолине «первопроходцем» в работе с детьми раннего возраста стал детский сад «Алёнушка».
«Наше учреждение начало образовательную деятельность в 2015 году. Тогда мы набрали пять групп, три из них состояли из детей от двух лет. Это были неохваченные малыши, которым не хватило места в других дошкольных организациях», - вспоминает заведующая «Алёнушки» Елена САМОКРУТОВА.
В 2019 году в детском саду была набрана полная ясельная группа с детками в возрасте от полутора до двух лет, сейчас эти ребята уже на следующей образовательной ступени, а на смену им пришло другое поколение крох.
«Возрастной порог был введён из-за недостатка мест в дошкольных учреждениях, соответственно и задача стояла в охвате детей от трёх лет. Сейчас в районе нет дефицита мест в детских садах, поэтому активно создаются ясельные группы», - утверждает Елена Анатольевна.
Детский сад «Алёнушка» изначально на шаг опередил своих коллег, разработав основную образовательную программу в соответствии с новыми государственными стандартами, в которую были включены все возрастные категории, начиная с 1,5 лет.
Конечно же, такие возможности у вновь открывшегося сада появились во многом благодаря современному оборудованию, рассчитанному в том числе и на совсем маленьких воспитанников.
«В «Алёнушке» всё продумано и сделано так, чтобы создать комфортную среду для всех без исключения. У нас очень уютные и красочные группы. Мебель подобрана по росту согласно возрасту ребятишек. Игрушки и пособия - из экологичных материалов», - отмечает заведующая.
Елена Анатольевна не даром заострила внимание на развивающем окружении. Ведь ведущая деятельность детей раннего возраста - предметная, поэтому и общение со взрослым протекает на фоне практического взаимодействия, определенных манипуляций с предметами.
Однако, руководитель подчёркивает, что далеко не оснащение способствовало успешной работе учреждения на «передовой» возрождения ясельных групп, а прежде всего его сотрудники, которые не побоялись перемен в системе дошкольного образования, став признанными профессионалами в вопросах адаптации и воспитания малышей.
«На сегодняшний день с ранним возрастом у нас работают два воспитателя - Любовь Александровна КОРОСТЕЛЁВА и Марина Сергеевна КУЗОВОВА. Я считаю, что это особенные люди, с которыми адаптация детей проходит намного легче. У одних специалистов лучше получается готовить ребят к школе, другие раскрываются в работе с малышами», - говорит Елена САМОКРУТОВА.
Любовью и терпением
Действительно, с детками до трёх лет - кадры решают всё! Ведь ранний возраст характеризуется обострённой чувствительностью к разлуке с мамой и страхом новизны, поэтому адаптация у малышей может проходить крайне болезненно. Справится с этой нелёгкой задачей помогает любовь к детям и знание их возрастных особенностей.
«Работать в ясельной группе можно только действуя с любовью, вниманием и терпением. Здесь требуются особенная чуткость и индивидуальный подход к каждому воспитаннику», - делится Любовь КОРОСТЕЛЁВА.
Любовь Александровна трудится воспитателем уже 24 года, но последнее время занимается исключительно детьми раннего возраста.
«У каждого специалиста есть свой любимый возраст, у меня – от полутора и до 3 лет. Малыши – это сама непосредственность, они действуют на основе эмоций без всякого умысла или притворства, от них заряжаешься позитивом, поэтому стараешься отдать обратно ещё больше энергии», - замечает педагог.
Но каким бы хорошим и любящим не был воспитатель для полуторогодовалого ребёнка символом безопасности в первую очередь являются его родители.
«Самое сложное в нашей работе – это момент отрыва от мамы. В эти мгновения ребёнок испытывает сильный стресс, нервничают взрослые и вся обстановка, конечно же, психологически тяжёлая», - рассказывает Марина КУЗОВОВА.
В период привыкания малыша к новым условиям вся деятельность специалистов детского сада направлена на создание вокруг ребёнка благоприятной эмоциональной среды.
«Мы увлекаем кроху игровыми сюжетами, сказкотерапией, музыкой. Игры и общение со сверстниками, еще не выходят в детском развитии на первый план, поэтому они ждут соучастия именно от взрослых», - говорит Марина Сергеевна.
Таким образом малыш может увлечься на какие-то 10-15 минут, потом ему становится скучно, и необходимо менять вид деятельности.
«На работе я не замолкаю ни на минуту, комментирую каждый свой шаг и действие, пою, что-то рассказываю, читаю стихи. Ребёнку важно знать, что мы будем делать дальше, так он чувствует себя защищённым», - считает Любовь КОРОСТЕЛЁВА.
По словам педагогов, полуторогодовалые детки требуют постоянного внимания, ведь у них более выражено беспокойство от отсутствия значимого взрослого.
«Очень ярко это проявляется во время дневного сна, если с более старшими ребятами достаточно просто присутствия в комнате, то с малышами приходится входить в непосредственный тактильный контакт - кого-то укачать, кого-то погладить», - признаётся Любовь Александровна.
Без подгузника и соски
Безусловно, психологический аспект «играет первую скрипку» в сложности адаптации малышей к дошкольной образовательной организации, но есть и сопутствующие трудности, такие, как не освоенные навыки самообслуживания.
«В нашем детском саду мы стараемся отказываться от подгузников и сосок - они не приветствуются в группе, - говорит Любовь КОРОСТЕЛЁВА, - Ребёнок, который носит подгузник не вполне осознаёт, когда нужно подойти к горшку, так как дискомфорт ощущается буквально несколько секунд и не причиняет ему неудобств, но зато это ощутимо замедляет его привыкание к санитарно-гигиеническим нормам. Что же касается пустышки, то это скорее своеобразная вредная привычка, потому что естественная потребность в сосательном рефлексе к полутора годам исчезает».
Среди родителей бытует мнение, что не обязательно прививать своему малышу умение пользоваться горшком и самостоятельно кушать до начала посещения детского сада. Конечно же, воспитатели приучат кроху к режимным моментам, а из чувства коллективизма, и нежелания отставать от сверстников, он довольно быстро приобретёт необходимый опыт - научившись уверенно держать ложку в руках и ходить «по своим делам» в строго отведённое место.
«В саду всё расписано по минутам, система отлажена годами, поэтому педагог уже интуитивно знает, когда нужно отправить ребёнка в туалет, как помочь ему самому поесть», - отмечает Марина КУЗОВОВА.
Однако малышу будет легче освоится в новом месте, если он придёт в детский сад уже подготовленным, да и градус стрессовых ситуаций снизится, а значит адаптация пройдёт намного быстрее.
«Нет детей, которые бы не проходили через сложный процесс привыкания, и у каждого этот период индивидуален: у одних он занимает месяц, у других может затянуться на полугодие и даже год. Сколько времени понадобится малышу, чтобы приспособиться, зависит не только от особенностей его характера, но и от слаженной работы родителей и педагогов», - подчёркивает Любовь КОРОСТЕЛЁВА.
На чаше весов
Существенные перемены в жизни маленького человека, которые влечёт за собой решение идти в сад, не могут не сопровождаться определёнными проблемами. Но стоит подробнее остановится и на плюсах, которые дошкольные учреждения могут дать вашему ребёнку.
Во-первых, если малыш в этом возрасте успешно адаптируется к новым условиям, то в будущем ему будет проще быть самостоятельным и легче общаться.
«В коллективе сверстников дети учатся устанавливать новые контакты, на этом фоне происходит ускоренное становление речевых функций, которые требуются для полноценной коммуникации. Дома родные понимают кроху с полу жеста, поэтому ему не обязательно спешить говорить», - объясняет Любовь КОРОСТЕЛЁВА
Ещё одним несомненным преимуществом садиков является то, что развитие ребенка находится в руках профессионалов, которые обладают необходимыми знаниями, опытом и навыками, а значит могут грамотно заниматься его воспитанием.
«Малыши впитывают информацию, как губки. Поэтому в группах проводится всестороннее их обучение, и делается это ненавязчиво во время игры. Например, в ролевых сюжетах с помощью игрушек мы знакомим воспитанников с названиями предметов и тем, как их использовать в повседневной жизни. Стихи и сказки помогают в изучении цветов или природных явлений», - поясняет Марина КУЗОВОВА.
Внутри социума, несколько быстрее идет процесс развития различных умений, в том числе и творческих проявлений. Поэтому так часто дети, посещающие дошкольные учреждения, начинают делать успехи в рисовании, заинтересовываются лепкой или разучиванием стихов.
«Глядя друг на друга они постоянно учатся чему-то новому. Например, дома ребёнку не нужен был пластилин, он не обращал на него внимания, но вот в группе провели занятие, где все детишки что-то лепили и малыш, вдруг, тоже проявил интерес, и этот процесс его затянул», - делится наблюдениями Любовь Александровна.
Тем не менее несмотря на то, что в пользу посещения детского сада говорит ряд положительных моментов, а явных «противопоказаний» для полуторогодовалых детей нет, обе наши собеседницы всё же сходятся во мнении, что лучше повременить с этим решением до двух -двух с половиной лет.
Отдавать не отдавать?
К сожалению, далеко не у всех родителей есть возможность подождать до определенного возраста. Могут сложиться самые различные обстоятельства, и тогда вопрос - стоит ли отдавать ребенка в сад, превращается в необходимость. Что же делать в этом случае? Как помочь малышу освоится? Об этом «Уголок России» поговорил с детским психологом Алиной МОШУРОЙ.
«У детей раннего дошкольного возраста от 1,5 до 2 лет адаптационный период проходит в естественном восприятии мира. Конечно, при условии соблюдения определенных правил со стороны родителей и воспитателей», - успокоила Алина Александровна.
Если на семейном совете вы приняли решение отдавать ребёнка в дошкольное учреждение, то стоит начинать готовить его к перестройке обычного ритма жизни.
«Для начала поговорите с ребенком о том, что такое сад и как там здорово. Дайте понять крохе, что его там ждут друзья, игрушки и любящие воспитатели», - советует психолог.
Не мешает познакомиться с режимом дня детского сада, и постепенно приучать к нему ребёнка, чтобы это не стало для него неожиданностью.
«Чтобы малыш воспринимал сад как место, где ему хорошо, привыкание должно быть последовательным, плавным и систематическим», - говорит Алина МОШУРА.
Поэтому специалист рекомендует, первое время посещать детский сад не более чем по 2 часа. Также по словам психолога, в адаптации хорошо помогают вещи, связанные с домом: «Это может быть любимая игрушка малыша, которая сможет снять повышенную тревогу, и помочь поддерживать незримую связь с родителями».
Взрослым тоже стоит уделить время своему эмоциональному состоянию, ведь малыш подсознательно чувствуют тревогу родителей, которая передаётся и ему.
Итак. Если возможности ждать нет – смело отдавайте кроху в сад, главное, будьте в тандеме с педагогами. Они всегда смогут помочь в поисках решения возникающих сложностей.
Юлия ВОЛОСАТОВА