Магия трёх букв – ВИА

13 января 2023 г.

60-80-е годы прошлого века – время огромной популярности вокально-инструментальных ансамблей. Большое влияние на умы и сердца молодёжи во всём мире оказало творчество «Битлз», «Роллинг Стоунз» и других западных групп. На этой почве как грибы после дождя стали появляться отечественные ансамбли, многие из которых сегодня переживают вторую молодость. Не обошло это поветрие и Боровск

Магия трёх букв – ВИА

А не замахнуться ли нам?

На рубеже 1960-1970-х, в первые годы существования завода «Вега», на предприятии работало много молодёжи – энергичной, творческой. Однажды один из лидеров заводского комитета комсомола Владимир ЕЗДАКОВ принёс на работу гитару, чтобы развлекать коллег во время обеденного перерыва. Оказалось, что кроме него в коллективе есть немало других музыкантов-любителей. Подумали: почему бы не организовать свой ансамбль? В первый состав, помимо ЕЗДАКОВА, вошли: Евгений БУЛАТОВ (баян), Александр КАМОРИН (ударные), Анатолий СУХАНОВ (труба).
Идею поддержал директор «Веги» Владимир ХОЛОДКОВ: «Если у вас это серьёзно, завод всегда поможет». Понимал, что хороший музыкальный коллектив – это часть имиджа предприятия. Впоследствии и он, и его последователи на руководящем посту откликались на просьбы самодеятельных музыкантов.
За полтора десятка лет существования ВИА «Вега» претерпевал кадровые изменения. В разное время здесь пели и играли Александр ЛАНДЫШЕВ, Вячеслав ЧЕРНИКОВ, Евгений БЕЛЯКОВ, Иван КУПРАНОВ, Александр НЕЧАЕВ, Владимир ГЕРАСИМОВ, Виктор ЧУДАКОВ, Александр БАХМУТОВ, Наталья МОЛЧАНОВА, Владимир ГУСЕВ, Александр ВИНОГРАДОВ, Александр ФОМИЧЁВ.
Поднимался исполнительский уровень, особенно с приходом профессионалов. Удачно вписалась в коллектив супруга руководителя ансамбля – Надежда ЕЗДАКОВА, выпускница Калужского музыкального училища.
Ансамбль «Вега» был постоянным участником районных мероприятий: праздники песни в бору, турслёты, школьные выпускные вечера, поездки по колхозам в составе агитбригады. Регулярно получали заказы на свадебные торжества. Доводилось выступать и на столичных сценах. Бывали, к примеру, на юбилейных вечерах конструкторского бюро «Винт», филиалом которого являлся боровский завод.

Вслед за «Синей птицей»

Примерно в тот же период, что и «Вега», при районном Доме культуры его директор Анатолий ТЮПИКИН создаёт ансамбль «Тоника». У истоков помимо ТЮПИКИНА (баян) стояли Юрий КРЫЛОВ (саксофон), Николай СИЛАЕВ (ударные), Василий ГУМЁННЫЙ (контрабас), Виктор ВИКТОРОВ (вокал). В дальнейшем в «Тонике» отметились Александр ФОМИЧЁВ, Александр ТЕНЯЕВ, Александр ПАШНЕНКО, Владимир и Валерий МИШИНЫ, Дмитрий СОРОЧИНСКИЙ, Александр и Николай КАМОРИНЫ, Андрей КОРДАБОВСКИЙ, Григорий ЗУЙКОВ, Тамара ЛЕПИЛИНА, Татьяна СОКОЛОВА, Людмила КОРОЛЁВА, Александр ГРОМАКОВ, Владимир МАЛОМОЩНЫЙ, Александр НАБИЕВ.
В 1975 году «Тоника» завоевала диплом первой степени в областном смотре-конкурсе. К слову, лауреатом тогда стал калужский ВИА, где начинали свой творческий путь Дмитрий ГАЛИЦКИЙ и Владимир ГАПОНОВ, которые вскоре стали ведущими музыкантами знаменитого ансамбля «Синяя птица».
И пусть «Тоника» не достигла высот «Синей птицы», зато в городе и в районе была очень популярна, равно как и другие ВИА. Самобытный коллектив существовал при клубе фабрики «Красный Октябрь». На танцы в клуб народ шёл, чтобы посмотреть и послушать Владимира ГУСЕВА, Михаила ЛАРЮШИНА, Евгения БЕЛЯКОВА, Владимира ПОЛЯНИЦЫНА.
«Тоника» полностью соответствовала критериям, негласно установленным в СССР. Помимо гитар, синтезаторов, барабанов обязательно присутствовали духовые и народные инструменты. В репертуаре помимо лирических и танцевальных песен были произведения патриотической направленности. Для музыкантов специально шили концертные костюмы.

Со съёмок на свадьбу

В конце 1970-х на базе боровской трикотажной фабрики образовалась группа «Краски», которой суждено было стать ярким явлением на нашем эстрадном небосклоне. У истоков стояли Анатолий КРАСНОВ, Александр КОНОВ, Алексей СЕМЁНОВ, Юрий РУСАКОВ, Сергей ГУСЕВ, Алексей МИЛЮКИН, Василий АЛЕШКОВ. Впоследствии состав менялся: в «Красках» «засветились» Аркадий СМИРНОВ, Константин РОМАНОВ, Вячеслав и Юрий СЕМЁНОВЫ.
По выходным играли на летней танцплощадке позади кинотеатра «Родина». Здесь-то весной 1983 года их и приметили руководители киногруппы, снимавшей в Боровске фильм «Серафим Полубес и другие жители Земли». По сюжету, несколько эпизодов происходило именно на танцах. Режиссёру Виктору ПРОХОРОВУ и оператору Павлу ЛЕБЕШЕВУ «Краски» понравились: парни симпатичные, киногеничные, хорошо поют и играют. Зачем приглашать кого-то со стороны?
Вспоминает лидер группы, бас-гитарист Анатолий КРАСНОВ: «Для нас привезли новый комплект аппаратуры, известный молдавский композитор Евгений ДОГА написал песню. Но когда стали репетировать, заметили, что молодёжь, приглашённая в качестве массовки, как-то нехотя двигается. Пришли к выводу, что песня (сама по себе хорошая) не очень подходит для танцев. Придумывать что-то новое не было времени. Так что вживую нам спеть не довелось. Мы остались в кадре крупным планом, к нам добавили исполнителя одной из главных ролей Игоря НЕФЁДОВА и наложили итальянскую мелодию (итальянская эстрада тогда у нас была очень популярна)».
Съёмки затягивались. А «Краски» в выходные должны были обслуживать свадьбу в клубе фабрики «Красный Октябрь». Получилась накладка. Пришлось весь вечер разрываться: отснимутся в двух-трёх дублях, прыгают в автобус и едут в клуб. Там споют несколько песен, и пока гости выпивают и закусывают, снова возвращаются на съёмочную площадку.

Другие «Краски»

В 1985 году начался закат «Красок». Настало время, когда на смену танцам под живой звук стали приходить дискотеки, а на месте музыкантов появились диск-жокеи, которым совсем не обязательно было владеть инструментами или уметь петь. Ещё одним фактором, повлиявшим на судьбу ВИА, стала антиалкогольная кампания, которая запретила банкеты с выпивкой. Пышные свадьбы справлять стали гораздо реже. Соответственно, музыканты перестали получать приглашения и лишились основной части заработка. И что бы ни говорили о любви к искусству, материальный аспект был немаловажным. «Я почувствовал, что у некоторых ребят настроение изменилось, – рассказывает КРАСНОВ. – Стали пропускать репетиции, а если и приходили, то работали спустя рукава. Попробовал поговорить с ними начистоту – ничего не изменилось. В результате было принято решение группу распустить».
После этого кто-то вообще оставил музыку, а кто-то направил свой талант на выступления в ресторанах и кабаках. Через много лет «Краски» возродились, но это был уже другой коллектив. Из прежнего состава вернулись только КРАСНОВ и СМИРНОВ. В разные периоды играли Станислав КУБЫШКИН, Григорий ЗУЙКОВ, Фёдор ГОЛУБКОВ.
Последние несколько лет состав остаётся неизменным: Аркадий СМИРНОВ (руководитель), Андрей БУЧЕНКОВ, Николай БРУШЕВСКИЙ, Валентин ЧЕМЕРИС. Ансамбль часто выступает на различных праздничных мероприятиях, периодически даёт концерты на сцене РДК, исполняя шлягеры разных лет. С большим удовольствием на встречи с «Красками» приходят не только представители среднего и старшего возраста, желающие почувствовать ностальгию советской романтики, но и молодёжь.

Оставить с носом филармонию

Иногда к созданию ВИА подталкивали определённые обстоятельства. Осенью 1987 года открылось новое здание районного Дома культуры. Возглавивший учреждение Валерий МИШИН решил, что было бы неплохо организовать при РДК новый коллектив, который стал бы символом обновлённой творческой жизни. Да и сам соскучился по сцене.
«Главной задачей было подобрать команду, – вспоминает Валерий Юрьевич. – Хорошей опорой стали парни, которые ранее уже имели опыт выступлений в других коллективах – Андрей КОРДАБОВСКИЙ и Владимир ПОЛЯНИЦЫН. Хорошее пополнение получили в лице Александра МИНАЕВА и Игорь СУХАНОВА, которые имели музыкальное образование. Не хватало только клавишника. Нам порекомендовали юного самородка Александра ЛОЩЕНКА. Пришёл этот юноша, поиграл, и сразу стало понятно, какой в нём кроется огромный потенциал. Впоследствии он стал мультимузыкантом, отлично владеющим целым рядом инструментов.
Все отличались друг от друга темпераментом, музыкальными взглядами. Например, у гитаристов СУХАНОВА и КОРДАБОВСКОГО были разные манеры исполнения. ЛОЩЕНОК любил импровизировать, предлагая несколько вариантов записи той или иной песни. Он буквально фонтанировал идеями. Все эти нюансы шли только на пользу. Не имея яркого названия (мы именовались просто «ВИА РДК»), коллектив был очень самобытным».
Но успеха трудно было достичь, не имея хорошего технического оснащения. Инструменты, доставшиеся по наследству от старого РДК, уже сильно поизносились и не отвечали новым требованиям. И тогда директор поехал в областное управление культуры. На тот момент на посту заместителя начальника находился боровчанин Николай ПОТОРОЧЕНКОВ. Как не воспользоваться землячеством? Войдя в кабинет, МИШИН начал с козырей:
– Николай Васильевич, вам привет от вашего племянника, Саши ГРОМАКОВА. Вы, конечно, знаете, что в Боровске открылся новый РДК. А вот оборудования хорошего нет. Не поможете?
ПОТОРОЧЕНКОВ устоять не смог и распорядился выдать боровчанам комплект инструментов и звукового оборудования, который, к слову, предназначался для областной филармонии.
В советское время достать хорошую аппаратуру было невероятно сложно. Без блата не обойтись. В этой связи МИШИН вспоминает ещё одну историю, случившуюся в бытность его участия в «Тонике». Один из высоких руководителей районной власти попросил подобрать хорошую гитару для племянника. С этой целью пришли на склады боровского торга, которые располагались в подвалах под торговыми рядами. А там – продуктово-товарный рай. В какой-то другой мир попали. В то время как полки магазинов были пусты, здесь наблюдалось изобилие. В том числе на полках пылились гитары самых брендовых западных фирм, которых даже в Москве было не купить. И это в то время, когда лучшие музыканты района играли на развалюхах. На это и намекнул МИШИН чиновнику. Тот оказался понятливым, и инструменты перекочевали со складских полок в РДК.

Не нарушая инструкций

У каждого коллектива была своя изюминка, но было и много общего. Например, почти в каждом ансамбле наблюдался симбиоз профессионалов и любителей. Некоторые музыканты за свою карьеру успели поучаствовать в нескольких группах.
Репертуар тоже перекликался. Его основу составляли хиты, исполняемые ведущими ВИА страны («Самоцветы», «Синяя птица», «Ариэль», «Поющие гитары», «Добры молодцы». «Весёлые ребята» и др.). Владимир ЕЗДАКОВ вспоминает, как, приходя домой на обеденный перерыв, он первым делом включал радиопередачу «В рабочий полдень». Там периодически транслировали новые песни, которые Владимир Семёнович записывал на магнитофон, а потом разучивал со своим коллективом. Так в репертуаре «Веги» появились «Листья жёлтые» – гораздо раньше, чем этот шлягер стал звучать, что называется, из всех утюгов. А Анатолий КРАСНОВ рассказывает, как пытались что-то «выудить» из «Голоса Америки». Эта радиостанция транслировала на Советский Союз не только западные композиции, но и отечественные. Например, «Машину времени», которая в какой-то период была в СССР под запретом. С радио мелодии записывались на магнитофонную плёнку, заучивались, а потом перекладывались на ноты.
Руководитель каждого ансамбля должен был регулярно направлять информацию о репертуаре (эти справки называли рапортичками, от слова «рапортовать»). Были песни, которые находились в «чёрном списке». Кроме того, кто-то наверху придумал правило, согласно которому в концерте должно было звучать не больше 20% иностранных композиций. Да и то надо было теоретически обосновать их включение в программу. И тогда, чтобы исполнять песни, к примеру, «Битлз», в «рапортичке» писали так: «Песня прогрессивных английских авторов ЛЕННОНА и МАККАРТНИ, которые выступают против войны во Вьетнаме».
На этом фоне стали популярны кавер-версии западных песен (с текстами на русском языке, часто далёкими от оригинала по смыслу, но фонетически схожими с ним). И в представляемых на утверждение программах такие композиции могли приписываться членам Союза композиторов несуществующим авторам или музыкантам группы. Классический пример такой кавер-версии – американская песня «Билет в один конец», которая в Советском Союзе стала широко известна как «Синий иней».

От ретро до новых ритмов

На рубеже 80-90-х годов прошлого века на волне перестройки ограничений по репертуару стало меньше. И, к примеру, группа «Улица», собравшаяся в РДК, включала в свои программы музыку самых разных направлений, с одинаковым успехом исполняя песни «Кино» и «Ласкового мая». Опытный руководитель Владимир ПОЛЯНИЦЫН собрал молодёжную команду, в состав которой вошли Александр АСТАХОВ (гитара), Светлана ЛОЩЕНОК (клавишные), Максим САДКЕВИЧ (бас-гитара), Виталий ЧАБРИКОВ (ударные), Николай ГУДКОВ (вокал). Коллектив отличался мобильностью. Энергии хватало на несколько выступлений в день. Обслуживали турслёты, Дни молодёжи, ездили с концертами по воинским частям.
В какой-то момент стала возвращаться мода на советские шлягеры. И эту нишу успешно заняла группа «Танцплощадка», основанная Андреем БУЧЕНКОВЫМ. Здесь очень ярко проявились феноменальные вокальные данные Светланы РОПИК.
Свой след в музыкальной истории Боровска оставили группы «Асса» (Андрей БУЧЕНКОВ, Виктор ШАИБОВ, Денис ЕЛОВ, Алексей СТАРЫХ), «Каскад» (Андрей БУЧЕНКОВ, Светлана РОПИК, Сергей АВЕРЬЯНОВ, Евгения МУРОМЦЕВА).
Были коллективы, исполнявшие хэви-метал. Выступала группа, составленная исключительно из девушек. И это только в РДК. Но ведь ещё существовали музыкальные коллективы при различных учреждениях. Во ВНИИФБиП сельхозживотных был ВИА «Сириус». Коллектив районного отдела милиции в 1990-х неоднократно побеждал на областных ведомственных смотрах самодеятельности.
Нельзя не вспомнить трио «Ретро», которое было организовано в картинной галерее. Лирические композиции в исполнении Аркадия СМИРНОВА (фортепиано), Анатолия КРАСНОВА (бас-гитара) и Юрия МАРКОВА (труба) украшали многие городские мероприятия. На небольшой период Анатолий ТЮПИКИН возродил «Тонику». Из старого состава он вернул Александра БАХМУТОВА и Владимира МАЛОМОЩНОГО. К ним присоединились Александр ТЮПИКИН и Ольга КОВАЛЬ.
А жизнь продолжается. Появляются новые коллективы. Скажем, уже заметным явлением стал ансамбль «Лира» (руководитель Аркадий СМИРНОВ). Уже давно на высоком уровне выступает группа «Кавер» (руководитель Николай БРУШЕВСКИЙ). Эти ансамбли успешно работают в РДК.
Возможно, про кого-то мы с вами забыли. И немудрено, ведь пришлось перелопатить такой большой пласт музыкальной культуры Боровска. Будет повод – вернёмся к этой многогранной теме.

Дмитрий ОДИНОКОВ

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки