Лезем в петлю!
Реконструкция Киевского шоссе грозит стянуть в узкие горлышки ремонтируемые участки на ближайшие два года. В районе «Самсунга» стартовала организация первой развязки. По какому сценарию пройдёт этот дорожный «ремейк» и что он принесёт, кроме пробок, разбирались «Боровские известия»
Впервые о реконструкции Киевского шоссе и последующем его переводе в платный режим заговорили ещё более десяти лет назад. С тех пор проект меняли несколько раз, и муниципалитеты, через которые проходит трасса М-3, волновали в первую очередь не качество и ширина дорожного полотна после «ремейка», а условия, в которых окажутся местные жители: как они будут передвигаться внутри района. К чести руководителей администраций и области, им удалось отстоять на нашем участке довольно неплохой вариант развязок, дублёров и съездов.
Шоу начинается
Тем не менее реконструкция «киевки» в своё время бодро перешагнула через Боровский район, и таким образом наш участок (от Ворсина до Малоярославца) оказался последним в очереди на «апгрейд». Однако неизбежность – то самое слово, которое прошагало рука об руку при воплощении этого дорожного проекта в жизнь. О том, что реконструкция ступила на территорию нашего района, знают все, кто пользуется Киевским шоссе. Об этом красноречиво намекают стартовавшие земельные работы на месте будущей развязки.
На днях представители «Автодора» и подрядчика провели совещание с участием руководителей района, поселений, которые затронет реконструкция, и резидентов индустриального парка «Ворсино», чтобы рассказать, каких сюрпризов стоит ждать во время этого процесса.
Как рассказала заместитель директора калужского филиала «Автодора» Олеся НОВИКОВА, торги на проведение работ на участке М-3 с 86 по 124 километр выиграла компания «Автобан». Завершить реконструкцию ей надлежит в декабре 2026 года. Процесс в виде земельных работ по бокам от трассы уже стартовал в двух местах: в районе Спас-Загорья и завода «Самсунг» в Ворсине. По словам руководителя проекта Павла НОСАЧА, в Ворсине они в ближайшее время продвинутся вплоть до «благословенного» моста.
Но это не значит, что прямо сейчас начнётся непосредственно расширение шоссе. Речь пока идёт о строительстве искусственных сооружений: транспортных развязок, водопропускных труб на территориях, свободных от коммуникаций.
Параллельно начнут переустраивать инженерные сети, стараясь завершить основную часть такой работы к весне следующего года, чтобы к началу дорожного сезона заняться прокладкой второстепенных проездов в Балабанове и Обнинске, и только потом возьмутся непосредственно за трассу.
«Усы», петли и мост
Чем грозит такой масштабный план автомобилистам? Сначала о хорошем: на всех этапах закрывать движение полностью не будут. «Ни один съезд перекрыт не будет, светофоры также пока продолжат свою работу», – отметила представитель «Автодора».
А вот после завершения реконструкции свернуть со скоростной трассы можно будет лишь через дублёры и переходно-скоростные полосы. Несмотря на то что схема движения изменится, все существующие выезды сохранятся, просто осуществляться будут через новые примыкания на разных уровнях.
Окончание работ принесёт и введение в эксплуатацию пунктов оплаты. Ближайший для Боровского района в сторону Москвы расположится после завода «Самсунг», в сторону Калуги – за Обнинском. Таким образом, в границах муниципалитета жители смогут пользоваться Киевским шоссе бесплатно. Развернуться на данном участке также получится, минуя посты.
От Ворсина до Балабанова проектом предусмотрены три разворотные петли, однако утвердят ли одну из них, пока под вопросом. Речь о той, что запланирована в районе завода «Промсорт-Калуга» (бывший «НЛМК»). Если из проекта её исключат, то для разворота нужно будет использовать развязку на «благословенном» мосту. Его перестраивать не собираются, однако там появятся дополнительное «кольцо» и новые «усы» – полосы для выполнения манёвров.
Двумя утверждёнными разворотными петлями в районе «Самсунга» сейчас как раз занимается подрядчик – там идут земельные работы.
Не ждите чуда
Теперь перейдём к плохим новостям: реконструкция продлится два года. Примерный масштаб бедствия на этой дороге на время ремонта продемонстрировал недавний «апгрейд» на мосту через Истью в Балабанове. Там потребовалось сужение дорожного полотна, что привело к заторам как на самой «киевке», так и на съезде с неё через «благословенный» мост на «А-108» (на перекрёстке в «городке»), через который люди пытались обмануть пробки на М-3.
Как пояснил подрядчик, при реконструкции они постараются сохранить четырёхполосное движение. Однако если на пути основного полотна появится коммуникация, то для доступа к ней придётся перекрыть какую-то часть дороги. О таких сюрпризах участники совещания попросили сообщать оперативно, чтобы была возможность заранее информировать о грядущих проблемах население и предприятия. Наладится ли взаимодействие, скоро увидим. До этого совещания оно стремилось к нулю, ведь даже о начале реконструкции в администрациях поселений узнали, как и остальные жители: по факту увиденных работ.
Что до перспектив, представитель «Автодора» признала: во время реконструкции пробки будут – такова неизбежность. Это грозит существенным увеличением времени в пути для всех, кто пользуется трассой.
Отдельно поговорили и на тему безопасности, которая пошатнулась уже на самом старте реконструкции. На стройплощадку новой развязки возле «Самсунга» устремились большегрузы. В сутки сюда доставляется порядка 10-15 тысяч кубометров в сутки. Перекрёсток на светофоре, который и так уже получил эпитет «смертельный», они используют как разворотную площадку. Как итог: сразу несколько серьёзных ДТП за последние недели.
Однако повлиять на соблюдение водителями тонаров ПДД и осторожности «Автодор» не может. Как пояснила Олеся НОВИКОВА, из-за такого большого объёма подвоз песка был отдан сразу нескольким субподрядным организациям. А вот откорректировать схему движения для грузовых машин дорожники обещали попробовать.
Простоять два года
Если говорить о графике, по словам подрядчика, в этом году они постараются завершить все земельные работы на новых съездах, а вот асфальтированием займутся весной, как только позволит погода. «Если всё пойдёт по плану, то до конца 2025 года участок от 86 до 91 километра трассы мы реализуем по обеим сторонам в асфальтобетоне», – спрогнозировал Павел НОСАЧ.
Самым сложным этапом станет участок М-3 в Балабанове и Обнинске, строительство протяжённой эстакады на 107-м километре и мост через Протву. Причём, если говорить о ремонте на основной дороге, то здесь через Балабаново снова «перешагнут». Сначала примутся за отрезок от 107 до 124 километра (Малоярославецкий район), ремонт которого намерены завершить ещё в 2025 году. «С точки зрения производства работ это самый простой участок. Обнинская и балабановская территории наиболее проблематичные, потому что насыщены искусственными сооружениями и коммуникациями, а потому реконструкция этого куска растянется на два года», – пояснила представитель «Автодора». В 2025 году подрядчику необходимо построить новые двусторонние второстепенные проезды, чтобы направить туда транзитный транспорт и заняться самой трассой в 2026-м, после чего на территории Боровского района «киевка» превратится в шестиполосник. Основной ход дороги в Балабанове от моста через Истью и на 3,5 километра в сторону Обнинска поднимут в армогрунтовую насыпь, что даст возможность жителям пересекать Киевское шоссе слева направо под ним.
Контролировать процесс реконструкции будет межведомственная рабочая группа при губернаторе области. В её состав вошли и главы муниципалитетов, через которые проходит федеральная трасса. Первое совещание состоится уже на следующей неделе. Хочется верить, что представляющим интересы населения Боровского района удастся свести дорожный дискомфорт к минимуму. Однако есть вещи, на которые они повлиять при всём желании не смогут, будь то погодные условия или заторы в часы пик на ремонтируемых и объездных участках.
Анастасия БОЛТАЧЕВА