Легенды и были Абрамовского
22 февраля в рубрике «Моя деревня» журналисты «Боровских известий» коснулись истории деревни Асеньевское. Настал черёд соседней – Абрамовское, которая также официально была упомянута 590 лет назад
Самый лучший сыр
Среди первых владельцев селения встречается фамилия ОВРАМОВ. Вероятно, отсюда и название деревни, которая со временем трансформировалась в Абрамовское. Между тем краевед Евгений ТРОФИМОВ не исключает и другую версию возникновения топонима. «В XI–XII вв. средне-верхний бассейн реки Лужа принадлежал Смоленскому княжеству. По легенде, проповедовал и крестил местных жителей Преподобный Авраамий Смоленский – известный религиозный деятель. Конечно, наличие этой версии придаёт этимологии названия религиозно-мифологический оттенок, но сама легенда, думаю, имеет право на жизнь».
В конце XVII в. Абрамовское относилось к Лужецкому стану. А век спустя упоминается как сельцо Боровского уезда, владельцами которого являются Александр Иванович БОЛТИН и Алексей Васильевич ХИТРОВО. Соседняя деревня Хитрово – след древнего дворянского рода.
По берегам реки Лужи располагались заливные луга. Наличие большого количества молочного скота и качественного корма для него способствовало развитию сыроваренного производства. Эту тему основательно изучила историк Нелли ЛОШКАРЁВА. Она выяснила, что в середине XIX в. абрамовский помещик Иван Николаевич БАРАНОВ первым в Калужской губернии открыл сыроваренный завод. В тот период на всю губернию было всего три подобных предприятия, и продукция от БАРАНОВА признавалась самой лучшей. В Москве она продавалась дороже, чем сыр других заводов, – по 8 рублей за пуд.
В 1882 г. производство арендовал швейцарский сыровар Христиан ГИЛЬДБРАНТ. Он производил около 300 пудов швейцарского сыра в год. Машин на предприятии не было. Работали двое мужчин и одна женщина семь месяцев в году.
Постепенно производство сыра снижалось в связи с сокращением поголовья скота у местных землевладельцев. Но этот факт не смутил статского советника Михаила Андриановича БАРЩОВА, который в 1889 г. открыл в соседнем сельце Юрьевское свой сыроваренный завод. Он сдавал его в аренду швейцарской подданной Анне ЭЙМАН. Производство располагалось в деревянном здании, где помещались котёл для варки сыра и две печи. Сыр варили два сына арендаторши, которые трудились по 10 часов в сутки с мая по октябрь.
По мнению ЛОШКАРЁВОЙ, при всех внешних предпосылках к развитию сыроварения, «самым главным условием было желание, а может быть, и прихоть помещика».
Чудо-родник и чудо-икона
Едва ли не в каждой деревне есть свои символы, легенды, загадки. Примечательностью деревни Абрамовское является святой колодец Николая Чудотворца, расположенный на высоком месте в лесу. «Этот колодец находился здесь издревле, – рассказывает директор МКК «Стольный город Боровск» Александр МОРОЗОВ. – Это был сруб из обтёсанных брёвен размером примерно метр на метр. В колодце бил ключ. В советское время на этом месте была вкопана металлическая ёмкость, из которой поили коров. Сейчас колодец частично восстановлен, и из него течёт тонкий ручеёк длиной метров 20, теряющийся в траве. Это настоящее чудо, что родник бил не под горой, а на возвышенности. Через это место в старину проходил крестный ход из села Юрьевского в Боровск, несли икону Боголюбской Божьей матери».
С крестным ходом и с иконой связана интересная история. Легенда гласит, что царь Пётр I передал икону своему крестнику – стольнику Борису БАТУРИНУ. Тот в свою очередь подарил её на свадьбу своей дочери, когда она выходила замуж за помещика Семёна ЗАГРЯЖСКОГО – владельца Юрьевского. Икона Боголюбской Божьей матери сразу завоевала репутацию чудодейственной. Однажды в дом ЗАГРЯЖСКИХ попала молния, и начался пожар. Здание сгорело полностью, кроме того угла, в котором находилась икона. Чуть позже её перенесли в новый храм. Сельчане не раз обращались к этому образу за спасением во время войн, эпидемий, стихийных бедствий. В августе 1848 г., когда в уезде свирепствовала холера, был совершён крестный ход из этого села в Боровск. В течение 12 дней икона побывала во всех боровских церквях и в Пафнутьев-Боровском монастыре. Сразу после этого эпидемия прекратилась. Впоследствии августовский крестный ход стал традицией, которая просуществовала до начала XX в.
Пожар на Пасху
Однажды Абрамовское едва полностью не исчезло с лица земли. 23 апреля 1910 г. в ночь на Пасху случился большой пожар. В самом центре селения загорелся дом, и ветер быстро разносил огонь по соседним строениям. Вот как описывали это ЧП «Калужские губернские ведомости»: «Из-за скученности строений в течение каких-нибудь 10-12 минут пожар охватил около десятка жилых домов и надворных построек. На улице в ужасе толпились полураздетые старики, женщины, дети, оглашая воздух воплями. Население старалось бороться с пожаром под руководством волостного старшины, и все старались парализовать действие стихии, но напрасно. Пожарной трубы в самом селении не имеется, и борьба стала успешнее только тогда, когда из имения г. Барановой и из селения Деревенек привезены были пожарные трубы. К горевшим строениям из-за сильного жара подойти не было никакой физической возможности. С восходом солнца Абрамовское представляло страшно печальную картину человеческого несчастья».
Пожар, длившийся чуть более часа, истребил половину домов – 17 из 34. Кроме того, было уничтожено много надворных построек, огромное количество скота. К счастью, обошлось без человеческих жертв, но селение ещё долго восстанавливалось после таких драматических событий.
Доктор Фортунатов
В начале XX в. в Абрамовское вместе с женой и тремя детьми приехал врач Константин Алексеевич ФОРТУНАТОВ. После получения диплома медицинского факультета Московского университета ему прочили большое будущее, предлагали остаться в Москве, но молодой врач отказался. Считал, что его призвание – работать среди простых людей в глубинке.
С первых дней пребывания в деревне Константин Алексеевич начал очень активную деятельность. Кроме ежедневной врачебной деятельности с выездом в соседние деревни и сёла, он занялся строительством нового здания больницы. Регулярно ездил в Боровское земство, выбивал деньги и лес на строительство. Сетовал, что леса дают мало, возить его далеко и вообще в земстве процветает бюрократия. Из-за этого ФОРТУНАТОВ не мог добиться расширения количества койко-мест в абрамовском стационаре.
Будучи хорошо знакомым со столярным и плотницким делом, лично принимал участие в строительстве. Кроме того, создал сельскохозяйственный кооператив, занимался культурным просвещением крестьян. Вокруг него кипела сельская жизнь. До сей поры сохранились посаженные доктором ели. Окружающие отмечали необыкновенную скромность, ответственность, глубокий ум и отзывчивое сердце ФОРТУНАТОВА.
Когда началась Первая Мировая война, Константин Алексеевич отправился на фронт. В должности врача полевого госпиталя он без устали оперировал раненых. А себя не уберёг – заразился брюшным тифом и умер в январе 1915 года в возрасте 32 лет.
По полю танки грохотали
Если Первая Мировая коснулась здешних мест лишь отдалённо, то Великая Отечественная ударила самым непосредственным образом. В октябре 1941 года Абрамовское с соседними деревнями составляли оборонительную линию. 12 октября, прорвав оборону в Ищеино, немцы двинулись на Абрамовское. На поле между деревнями Хитрово и Абрамовская слободка их контратаковал батальон 1083 стрелкового полка Красной Армии. После тяжёлого боя врагу всё же удалось занять Абрамовское.
«Немцы действовали грамотно, – пишет Евгений ТРОФИМОВ. – Их основные силы располагались в деревне Хитрово, держа под контролем основную дорогу, как наиболее вероятное направление контрудара. 14 октября немцы, не решаясь переходить реку Лужу на открытом пространстве, проводили разведки боем в сторону наших частей за рекой. В результате артиллерийских перестрелок были жертвы и среди мирного населения».
В это же время над Абрамовском происходили воздушные бои. Из воспоминаний местного жителя Виктора ЗАХАРОВА: «Один наш самолёт подбили, и он упал в лес в сторону Юрьевского. Лётчик выпрыгнул с парашютом, а немецкие самолёты летали вокруг него и стреляли».
Утром 15 октября наши подразделения 17-й танковой бригады, скрываясь за высоким берегом Лужи, подошли из Отякова к Абрамовскому и нанесли врагу серьёзный урон. Было уничтожено около 150 пехотинцев, ночевавших в стогах сена, 15 противотанковых орудий, несколько автомашин и мотоциклов. В помещении абрамовской школы был захвачен штаб одной из немецких частей.
Примечательно, что командиром 2-го танкового батальона был местный житель, уроженец деревни Асеньевское, старший лейтенант Пётр Петрович ФЕНОГЕНОВ. Кто-то из сельчан сообщил ему, что в районе деревень Хитрово и Абрамовское вражеской артиллерии нет. Сведения эти оказались ложными. И когда наши двинулись в этом направлении, они были встречены массированным огнём артиллерийских батарей противника. Два танка были обездвижены, ещё три подожжены. Один «Т-34» получил три пробоины моторного отсека, у него заклинило башню.
Несколько вышедших из строя бронемашин так и оставалось в поле, даже ещё некоторое время после окончания войны. После освобождения Боровского района девятерых танкистов похоронили на территории абрамовской школы. В 1950-х их перезахоронили в братскую могилу.
Хотя перерезать дорогу на Боровск нашим танкистам не удалось, но всё же в результате их действий было задержано продвижение немцев на д. Тюнино с целью захода в тыл, а также сорвано продвижение к Ильинскому участку Можайской линии обороны.
Деревня та же, да не та
В память о событиях Великой Отечественной в нескольких деревнях сельского поселения установлены мемориалы. По словам главы местной администрации Ирины ЖИЛЬЦОВОЙ, за последнее время несколько памятников отреставрировали в рамках федеральной программы. За памятниками ухаживают педагоги и ученики абрамовской средней школы, носящей имя Героя Советского Союза, уроженца здешних мест Ивана Никитовича САМОХИНА.
Двоюродный брат героя, Анатолий БАКАНОВ, с самого рождения (вот уже 75 лет) проживает в деревне Абрамовская слободка. Анатолий Иванович много может рассказать об истории этой местности. Что-то слышал от предков, что-то изучал самостоятельно. И о том, что первую школу в Абрамовском в XIX в. построил некий купец ЖЕМЧУЖНИКОВ, и о ювелирной лавке ГОРЯЧЕВЫХ.
«В советской время жизнь бурлила, – вспоминает БАКАНОВ. – В нашей деревне были зерновой склад, зернохранилище, мельница, ферма, конюшня, кузня. Давно уже ничего этого нет. Да и слободка наша обезлюдела. Осталось несколько пенсионеров вроде меня, да на лето дачники приезжают».
Но, кажется, жизнь здесь не совсем замерла. Через дорогу от слободки появились теплицы, где выращивают цветы и клубнику, построен животноводческий комплекс. Но, по мнению старожилов, нет уже такого, как раньше, когда деревня и колхоз были единым целым. Разве что некоторые местные жители получили рабочие места на новых предприятиях.
Ещё больше о прошлом здешних мест мог бы рассказать 300-летний дуб, растущий в Абрамовской слободке. Жаль только, деревья не могут разговаривать.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала сотрудников МКК «Стольный город Боровск» и Асеньевской сельской администрации
Дмитрий ОДИНОКОВ