Лед тронулся?
Возможность восстановления здания типографии обсудили с участием представителей Управления по охране объектов культурного наследия и экспертов этой сферы федерального уровня. Предпринимателю Виталию РЕУКОВУ пообещали поддержку. В ответ тот заявил о готовности начать проектирование
В конце прошлого года «Боровские известия» снова подняли на своих страницах тему снесённой типографии. Стряхнуть с неё пыль предложил экс-мэр Боровска, почетный гражданин райцентра Владимир КАНУННИКОВ. Повод логичный: город давно стал историческим поселением. Любой муниципалитет начинается с центральной площади, а она сегодня в Боровске далека от совершенства. В исторической застройке зияют сразу несколько брешей, и один из таких вырванных зубов – снесённое несколько лет назад здание типографии. Пообщавшись с его владельцем – Виталием РЕУКОВЫМ, журналисты выяснили, что желание восстановить объект культурного наследия у того есть. Но возник другой вопрос: что этому мешает? Сам предприниматель объяснил это невыполнимостью условий мирового соглашения: в историко-культурной экспертизе площади Ленина (которая родилась уже после того, как типография была разрушена) здание фигурирует как Дом с лавками XIX века, однако ни одного документа, который бы демонстрировал, как оно выглядело в то время, нет. Между тем, за долгое время типографию несколько раз перестраивали, превратив её в типовое советское помещение.
После этой публикации на страницах «Боровских известий» выступил автор историко-культурной экспертизы площади Ленина, архитектор Илья ЯРОВОЙ, который утверждал, что искать первое фото Дома с лавками не надо. По его мнению, при воссоздании стоит опираться на фотофиксацию и информацию экспертизы, и этого вполне достаточно, чтобы соблюсти предмет охраны.
Закрыть брешь
После этих двух интервью стало понятно, что данный воз не сдвинуть с места, пока его не начнут тянуть в одном направлении. А потому все заинтересованные лица должны перестать спорить и сесть за один стол. Такую встречу журналисты попросили организовать руководителя районной администрации Николая КАЛИНИЧЕВА, подключив к ней и представителей Управления по охране объектов культурного наследия. Недавно круглый стол состоялся.
Как отметил глава районной администрации Николай КАЛИНИЧЕВ, несмотря на разные взгляды многих участников совещания, цель у всех одна – воссоздание исторически ценного объекта. «Но уже в течение семи лет этого сделать не получается. А потому на данной встрече хотелось бы наметить шаги, чтобы наконец начать движение в этом вопросе», – отметил он.
Согласился с ним и руководитель областного Управления по охране объектов культурного наследия Евгений ЧУДАКОВ. Он рассказал, что на данный момент всё упёрлось в разработку проекта реставрации и приспособление здания под современное использование. Этому документу необходимо в будущем пройти историко-культурную экспертизу, после чего его предстоит согласовать Управлению.
Как рассказал предприниматель Виталий РЕУКОВ, выполнить этот пункт мирового соглашения он пытается уже четыре года. Он напомнил, что покупал здание типографии, чтобы при его использовании получать прибыль (это задача любого коммерсанта). И думая о том, что получится по итогу работы по восстановлению, он должен заботиться не только о том, чтобы просто закрыть брешь на площади «чем-то», что согласует Управление, но и о том, какой доход данный объект принесёт ему. «Однако после того, как Боровск получил статус исторического поселения, инвестиционная составляющая города упала более чем в два раза. Теперь построить здесь красивое и выгодное здание очень сложно», – считает Виталий Георгиевич.
О целых и сытых
Архитектор, автор историко-культурной экспертизы ансамбля боровской площади Илья ЯРОВОЙ утверждает, что и тогда, и теперь существенные ограничения при реконструкции здания типографии касаются лишь его «лицевого» фасада и западного (который также видно с улицы). В остальном у инвестора есть достаточно солидное поле для полёта фантазии. Тем не менее этот полёт всё же ограничен предметом охраны, соблюдение которого должны будут подтвердить три эксперта, которым предстоит поставить свои подписи в историко-культурном резюме проекта.
Евгений ЧУДАКОВ подчеркнул, что, согласовывая документ, учитывать будут не только соблюдение охранного законодательства, но и наличие экономического интереса коммерсанта. Ведь типография должна быть не только построена, но и в будущем активно использоваться, дабы не превратиться в обычную заброшку.
Чтобы в очередной раз не получилось так, что Виталий РЕУКОВ потратит солидную сумму на проектную работу, а ей потом не дадут «зелёный» свет, сотрудники Управления по охране объектов культурного наследия готовы участвовать и в предпроектной подготовке. «Мы постараемся сделать всё, чтобы от Управления не было отказа в согласовании этой документации, потому что наша задача – устранить этот градостроительный пробел, чтобы площадь Ленина приобрела свои первоначальные пространственные параметры. Но не стоит забывать, что наша структура выступает в первую очередь как надзорный орган. И если предприниматель будет злостно уклоняться от исполнения решения суда, то может понести уголовную ответственность. Сейчас материалы находятся в отделе дознания службы судебных приставов», – отметил Евгений ЧУДАКОВ.
Тем не менее сейчас мяч на стороне Виталия РЕУКОВА. Почему же пока никаких действий от него Управление не видит? «Мы хотим построить здание, которое не только подойдёт под наше дело, но и украсит город. Но у нас нет ни одного документа на него: ни паспорта объекта, ни обменных чертежей, ни высотности здания, только фотографии, как оно выглядело перед сносом», – утверждает Виталий Георгиевич.
Автор экспертизы площади Ленина Илья ЯРОВОЙ не видит в этом никаких сложностей. По его словам, всё, что нужно – восстановить облик здания, который зафиксирован в госэкспертизе. «Именно он лёг в предмет охраны. В том, что будет внутри здания, предприниматель не ограничен. Всех волнует лишь облик, воссоздание которого составит лишь 10-15 процентов стоимости реализации всего проекта строительства типографии», – убеждён он.
Под копирку или красиво?
А вот должен ли предприниматель повторить ровно тот фасад, который имело здание перед сносом? Вопрос философский, если учитывать, что датируется объект XIX веком, но после этого не раз перестраивался и в итоге преобразился в классический советский дом. «Конечно, мы должны построить здание, соответствующее всем законодательным требованиям. Но оно должно украсить город, а не вернуть его в советское время», – считает Николай КАЛИНИЧЕВ.
Эксперт Илья ЯРОВОЙ подтвердил, что необязательно воссоздавать точную копию фасада – главное, соблюсти основные положения предмета охраны. Также возможно и увеличение площади здания. Экспертизе ансамбля это не противоречит. «Главное, чтобы в плане здания сохранилась его форма буквы «Г». Эксперты на это будут смотреть. Но объёмы можно менять в сторону увеличения. Предмет охраны коммерческим интересам не помешает», – пояснил он.
Руководитель Управления по охране объектов культурного наследия тоже считает, что шоу «Точь-в-точь» здесь устраивать не стоит.
«Главное, чтобы здание соответствовало стилистике и архитектурным приёмам конца XIX века. Здесь все карты в руки мы даём Виталию Георгиевичу. Именно он здесь играет первую скрипку. Проектируйте, утрясайте решения с экспертами, – обратился ЧУДАКОВ к предпринимателю. – Мы должны идти на какие-то разумные компромиссы, чтобы соблюсти и интересы народа, и тех, кто платит за этот праздник жизни».
На это Виталий РЕУКОВ заявил: деньги и желание есть: «Дайте нам возможность эти средства не потерять и воплотить проект в жизнь».
Поводя итоги диалога, Николай КАЛИНИЧЕВ предположил, что если бы в таком формате беседы состоялись ещё шесть лет назад, то здание типографии уже давно бы радовало глаза боровчан и гостей города. «Потому что за всё время встречи я не услышал ни одного противоречия между сторонами. Давайте дальше так же продолжать работать», – предложил Николай Александрович.
Как отметил Виталий РЕУКОВ, само строительство займёт всего три-четыре месяца. Главное, сделать проект в лицензированной организации. Если этот процесс пройдёт без лишних задержек, то от начала проектирования до захода техники на стройплощадку нужно около года.
Чтобы исключить возможность потери средств предпринимателем, решено устроить очередную встречу, когда появятся первые наброски проекта, чтобы обсудить его с участием уже тех экспертов, которым предстоит утвердить его перед подачей в Управление по охране объектов культурного наследия.
Анастасия БОЛТАЧЕВА