Кудесник из Кудинова

02 декабря 2022 г.

Что нам известно о Пафнутии Боровском? Многие знают только, что он был основателем монастыря. Но чем ещё знаменит был этот человек? Откуда родом? Давайте откроем некоторые страницы его биографии

Кудесник из Кудинова

Внук баскака

Дедом Пафнутия был татарский баскак, крещённый с именем Мартин. Баскаки во времена татаро-монгольского ига на Руси являлись представителями ханской власти на завоёванных русских землях. Дед происходил ещё от первого баскака, поставленного в Боровск по велению Батыя.
Жизнь среди православных русских людей, в окружении природы ненавязчиво меняло мировоззрение суровых ханских наместников, смягчая их нрав и побуждая глубже вникать в суть этой жизни и этой веры. Согласно другой версии, Мартин принял православие не по доброй воле, а был вынужден это сделать, опасаясь расправы. Писатель Дмитрий ЖУКОВ в книге «Город за красивым поворотом» пишет: «Как-то боровитяне восстали, и была бы баскаку смерть, если бы не крестился он срочнои не принял имя Мартина».
Как бы то ни было, он обрусел и со своей семьёй жил в селе Кудиново, примерно в четырёх верстах от Боровска. Село это не сохранилось. До 1917 года о нём напоминала часовня. В округе говорили о благочестии и нищелюбии Мартина. Возможно, своим обращением к Христу и благотворительной деятельностью этот человек пытался искупить свои прежние грехи.
Милосердием отличались сын Мартина Иоанн и его супруга Фотиния, которые тоже жили в Кудинове. Все три их сына стали монахами, в том числе и Пафнутий. Он родился в 1394 году и в Святом Крещении был наречён Парфением. В возрасте 20 лет юноша постригся в монахи Высоко-Покровского Боровского монастыря под именем Пафнутий.
Игумен Маркел, распознав в молодом иноке будущего подвижника, отдал его в послушание старцу Никите, ученику преподобного Сергия Радонежского.
Через семь лет старец Никита ушёл в другой монастырь. Звал с собой и Пафнутия, но игумен того не отпустил.

Покровский игумен

Незаметно пролетели 13 лет, наполненных молитвой и трудами. Пафнутий обрёл любовь и уважение братии. Приметил его и боровский князь Симеон Владимирович (сын Владимира Храброго). Когда преставился игумен Маркел, по решению братии и просьбе Симеона (которому трудно было отказать) Пафнутий стал настоятелем Высоко-Покровской обители.
Сам он никогда к высоким званиям и власти не стремился. В его личном монашеском подвиге мало что изменилось. Днём он был рачительным хозяином, а ночи проводил в молитве. Преподобный воспитывал братию собственным примером, врачевал духовные и физические недуги, заботился о необходимых припасах, о строительстве новых келий. Во всех трудах он был первым и брал на себя самую трудную работу.

На другом берегу Протвы

К концу тринадцатого года игуменства в Покровском монастыре Пафнутий тяжело заболел. Размышляя о случившемся, он пришёл к выводу, что недуг случился не по причине слабости организма (преподобный находился в расцвете лет и отличался крепостью здоровья), а по воле Божией. И тогда он решил оставить управление обителью и покинуть её. После чего болезнь отступила.
Была у Пафнутия и внешняя причина коренным образом изменить свою жизнь. Серпуховско-Боровский князь Василий Ярославич был человеком резким и властным. Он считал монастырь своей вотчиной и порой весьма грубо и бесцеремонно вмешивался в его жизнь. До поры Пафнутий с благодушным терпением воспринимал все обиды князя, но терпение оказалось не безграничным.
В апреле 1444 года преподобный вышел из Покровской обители с одним из своих учеников. Они поселились на пустоши, на противоположном берегу Протвы, где в неё впадает Истерьма. Эта земля принадлежала удельному князю Дмитрию Шемяке, который с радостью воспринял решение Пафнутия. Этот момент описывает боровский историк и краевед Виктор ОСИПОВ в книге «Пафнутьев-Боровский монастырь: страницы истории»: «Политические события 40-50-х годов XV в. объясняют появление Пафнутия на земле Дмитрия ШЕМЯКИ. Если Василий Ярославич препятствовал расширению Покровского монастыря, то Шемяка мало вмешивался в дела Пафнутия, предоставив ему земли и ряд привилегий. В ответ князь Василий Ярославич не раз предпринимал попытки сжечь новый монастырь. Но всякий раз посланные с этой целью люди возвращались, не причинив никакого зла. Они были сражены кротостью и миролюбием Пафнутия.
После смерти Дмитрия Шемяки в 1453 г. митрополит Иона запретил поминать его в монастырях. Однако Пафнутий продолжал это делать. Более того, он не признавал Иону митрополитом, так как тот был избран без согласия Константинопольского патриарха.
Видя такое сопротивление, Иона приказал заточить Пафнутия в темницу. Но вскоре вынужден был выпустить, опасаясь массовых недовольств. Поскольку Пафнутий к тому времени приобрёл большую известность в Московском княжестве».

Искусен во всяком деле

Обитель Пафнутия расширялась. К нему приходили не только бывшие соратники по Покровскому монастырю, но и из других уголков. В 1467 г. освящается новый белокаменный собор, возведённый вместо деревянной церкви и названный также в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В своих личных нуждах игумен оставался чрезвычайно скромным и непритязательным. Вот как об этом повествует ученик преподобного Пафнутия, святитель Ростовский Вассиан, который составил его житие: «Не только в пище, но и во всём келейном устроении Пафнутий довольствовался самым малым. И одежда его – мантия, ряса, кожух, сандалии были такими, что ни одному из нищих не годились бы. Беседа же его была проста, усладительно беседовать с ним было не только инокам, но и мирянам и странникам».
Во всём, что касалось жизни обители, Пафнутий был отличным устроителем и распорядителем. Он полностью вёл хозяйство монастыря, вникая во все детали и всё держа в памяти. Сам назначал послушания братии и оброки монастырским крестьянам, заботился о полевых работах и ловле рыбы. Распоряжался выдачей денег на хозяйственные нужды, руководил строительством. И сам же трудился на всех послушаниях, будучи примером для братии. Уже в преклонном возрасте наравне со всеми таскал брёвна и камни, копал землю, рубил дрова. Святитель Вассиан пишет, что «Пафнутий был искусен во всяком деле Божественном и человеческом». А историк Василий КЛЮЧЕВСКИЙ говорил, что «преподобный Пафнутий имел один из самых своеобразных и крепких характеров, какие известны в Древней Руси».
Удивительным образом сочетались в преподобном Пафнутии строгость и незлобивость. Он мог сурово наказать человека, но раскаявшегося грешника миловал и исцелял.
В первую очередь благодаря Пафнутию ещё при его жизни монастырь приобрёл славу одного из самых крупных и богатых на Руси, активно участвовал в политической и церковной жизни Русского государства.

Провидец

Ещё ко времени игуменства в Высоко-Покровском монастыре относятся первые свидетельства о прозорливости Пафнутия, о его чудодейственных способностях. Он мог по жестам, взглядам, мимике определить, что инок впал в искушение, или кто-то замышляет недоброе. Мог понять, чем болен человек. Немало сохранилось любопытных историй об удивительных качествах Пафнутия. Один такой случай описан в Житии. «В лесу водилось множество птиц. Положил Пафнутий заповедь, чтобы их никто не смел губить. Сын воеводы, проезжая мимо, натянул лук и убил ворона. В следующий миг он почувствовал, что не может повернуть голову. Поняв, по какой вине приключилась с ним эта напасть, приходит к преподобному Пафнутию и, испросив прощение, просит святого помолиться о нём. Пафнутий сказал: «Отмстил Бог за кровь воронову». А когда совершил молебное пение и осенил крестом страждущего, голова у воеводина сына повернулась в естественное положение».
Однажды накануне Пасхи в обители не оказалось рыбы. Братия были в растерянности и унынии. Игумен успокоил: «Не скорбите, братия, об этом и не гневите Бога». И случилось одно из чудес, которыми изобиловала жизнь монастыря при жизни его основателя. Незадолго до начала Светлой утрени пономарь пошёл на ручей зачерпнуть воды и вдруг увидел в ручье бесчисленное множество рыб. По свидетельству святителя Вассиана, ни до того, ни после здесь никогда не было рыбы в таком количестве. По благословению игумена рыбы в тот день наловили столько, что всей братии и всем жившим в монастыре хватило на всю Светлую седмицу.
К Пафнутию приводили тяжелобольных людей, казалось бы, обречённых. Но он умел одной только молитвой или святой водой исцелять их. Одна история связана со знаменитым художником Дионисием. Когда была построена белокаменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, расписывать храм пригласили из Москвы двух московских живописцев – Дионисия и Митрофана. У Дионисия сильно болели ноги, и он поначалу не мог работать. Старец помолился за него, помазал ноги елеем, и вскоре хворь прошла.
Вскоре случилось и другое чудо. Пафнутий заповедовал иконописцам и их подмастерьям (все они, за исключением Митрофана, были мирянами): если они захотят мяса или других соблазнительных яств, то пусть питаются за пределами монастыря, а в обитель мирской снеди не приносят. Однако работники забыли об этом и принесли в монастырь печёную баранью ногу, фаршированную яйцами. Когда Дионисий откусил первый кусок, из мяса посыпались черви. И тут же началась у него чесотка, тело покрылось сыпью. Вспомнив про запрет Пафнутия, он бросился к нему каяться. После молитвы игумена болезнь оставила художника.
О деяниях Пафнутия писал и Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин), известный политик, писатель, деятель Русской Православной Церкви, основатель Иосифо-Волоколамского монастыря. Двадцатилетним пришёл этот сын московского служилого человека к Пафнутию, который сделал его иноком Иосифом. Он тоже рассказывает о необычном даре игумена: «Кротостью и незлобием побеждал преподобный Пафнутий все проявления зла по отношению к нему лично, к его обители. Однажды ночью пришли воры и пытались украсть трёх волов. Силой Божией они были удержаны около обители. Когда старцу доложили о ворах, он повелел накормить их и заповедовал им никогда такого не делать, но, приходя в обитель, просить, что нужно, и принимать. По лицу приближавшегося человека Пафнутий угадывал всякую дурную страсть, всякое дурное дело. Проницательность его была так велика, что граничила с ясновидением».
1 мая 1477 г. упокоилась душа великого подвижника. По его воле тело было предано земле у южной стены воздвигнутого им храма. Теперь мощи покоятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы, который построен на месте первой каменной церкви.
В феврале 1547 г. на церковном Соборе, возглавляемом митрополитом Макарием, преподобный Пафнутий был канонизирован и стал почитаться как общерусский святой.

Дмитрий ОДИНОКОВ

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки