Крути педали, пока не…
В ближайшее время новых велодорожек в Боровском районе не появится. Нет денег или нет желания? Разбирались «Боровские известия»
В ближайшее время новых велодорожек в Боровском районе не появится. Нет денег или нет желания? Разбирались «Боровские известия»
Велосипед – уже давно одно из самых популярных средств передвижения. Он мобильный, не требует затрат на содержание и к тому же самый экологичный вид транспорта. Приятный бонус всех его любителей – повышение выносливости и укрепление здоровья. Количество людей, предпочитающих велосипед другому транспорту, значительно растёт. Его используют не только для прогулок, но и для поездок на работу.
В крупных городах не обязательно иметь свой велосипед, на помощь приходит доступная сеть велопроката. И велосипедные дорожки уже стали частью не только парковых зон, но и некоторых улиц. Но стоит ли делать подобное в городах поменьше? И есть ли необходимость встраивать их в инфраструктуру Боровского района?
Мнение с улиц
Из разговора с несколькими десятками боровчан стало понятно, что подавляющее большинство считают велодорожки необходимой частью нашего района. В основном горожане используют велосипед для прогулок либо для поездок по делам, куда пешком идти далеко.
Но любители этого транспорта сталкиваются с массой проблем. Практически у каждого велосипедиста есть история о том, как он чуть не наехал на пешехода или никак не мог объехать толпу людей. А с приходом хорошей погоды число идущих и едущих по улицам заметно увеличилось. И обе категории, не без оснований, нервничают, когда пересекаются.
Велопрогулки не для слабонервных
Взрослые велосипедисты обычно ездят по краю проезжей части. Хотя при небольшом скоплении людей они используют и пешеходную зону. Тем более, в маленьких городах это в порядке вещей.
Дети, само собой, катаются только по тротуару. Часто для велопрогулок молодёжь выбирает места подальше от центра города. Гоняют по просёлочным дорогам, полям, чтобы не подвергать опасности ни себя, ни встречных пешеходов.
Поездки по краю проезжей части – удовольствие не для слабонервных: во-первых, из-за большого потока машин и скорости их движения в отдельных районах; во-вторых, некоторые водители автомобилей невнимательны, а то и хамоваты по отношению к велосипедистам и не считают последних участниками дорожного движения; в-третьих, само качество дорог не отвечает требованиям безопасности. Например, если высота асфальтного покрытия гораздо выше уровня обочины дороги, колесо велосипеда может соскочить дороги. Обычно это происходит, если велосипедист инстинктивно жмётся вправо, когда мимо несётся машина. В лучшем случае, человек упадёт на щебёнку и поцарапается. Но встречаются травмы и посерьёзнее.
Где их место?
Практически все люди, которых опросили «Боровские известия», задают один и тот же вопрос: есть ли возможность для размещения велодорожек? Есть ли вообще для них место?
И действительно, на первый взгляд всё не очень оптимистично. В Боровске гораздо больше узких тротуаров, где компании ребят и мамы с колясками с трудом расходятся. Да и там, где не так давно обновили покрытие пешеходных зон и положили брусчатку, велосипедные дорожки не вошли в планировку.
Конечно, было бы здорово построить велодорожное сообщение между разными населенными пунктами. Из центра Боровска до Русиново, например, или до Комлева. Но если руководствоваться принципом «надо же с чего-то начинать», можно стартовать с внедрения их в местах скопления людей, возле парковых зон, скверов, на площадях и главных улицах. С этого начинают крупные города.
Сытые и голодные
Именно по такому пути пошли в Балабанове. Здесь их можно увидеть в скверах «Молодежном» (за «Родным»), «Городском» (на Гагаринском поле) и ещё на нескольких пешеходных зонах улиц города.
По словам мэра Сергея ГАЛКИНА, в первую очередь велодорожки появились благодаря инициативе жителей. Обращения граждан были учтены при строительстве скверов.
Сергей Павлович и сам с удовольствием ездит на велосипеде и планирует дальше развивать комфортную среду для любителей этого вида транспорта. Но пока в этом году появления новых велодорожек ожидать не стоит.
А вот в Ермолине не до велодорожек. Мэр города Евгений ГУРОВ кивает на нехватку финансирования: размеры бюджета весьма скромны. В этих условиях дороги для машин бы в нормативном состоянии держать, не то что велосипедные строить. Хотя он не отрицает, что такая инфраструктура необходима. Однако пока в приоритете решение других, более острых проблем города. Так что строительство велосипедных дорожек в Ермолине не запланировано.
На недостаток бюджета ссылаются и в райцентре. Вице-мэр Боровска по «коммуналке» Виталий КОРАБЛЁВ объясняет, что городу хватает других проблем и задач, на которые нужно выделить деньги в первую очередь. Например, на ремонт дорог и других муниципальных объектов.
Правда, он уточнил, что и люди не идут в администрацию с инициативой создания велосипедных дорожек. Так что острой необходимости в них пока нет. Виталий Валерьевич также отмечает, что крайне сложно перепроектировать такой старый и исторический город под создание подобной инфраструктуры. В Боровске преимущественно узкие улицы. И чтобы построить велодорожки, нужно отсечь кусок либо от тротуара, либо от проезжей части. Так или иначе, кому-то будет неудобно. Строить их в обозримом будущем не будут.
Надежда умирает последней
Боровский район постепенно двигается в сторону современной и комфортной среды. Пусть и не очень быстро. Приятно видеть новые детские площадки, городские скверы и отреставрированные дома. И все прекрасно понимают, что велодорожки сделают передвижение более мобильным и безопасным. Однако кардинальных перемен в этом направлении не ожидается, разве что в Балабанове.
Так что пока доступные велосипедные дорожки нам только снятся. Тем не менее один факт остаётся неизменным. Рано или поздно общество придёт к такой точке развития, когда велодорожки станут не только необходимостью, но и реальностью. Начало уже положено – в Балабанове. И если соседние муниципалитеты сдвинутся с более лёгкого пути, перестав прятаться за скромный бюджет, а попробуют запроектировать велодорожки, например, в парках и скверах, которые сейчас активно строятся на федеральные деньги «Комфортной среды», то «заражение» этой инфраструктурой неизбежно.
Мария ВАСИЛЬЕВА