Каждая находка – история
Наша газета уже рассказывала о том, что в реконструкции площади Ленина в Боровске принимают участие представители Всероссийского института археологии РАН.
Наша газета уже рассказывала о том, что в реконструкции площади Ленина в Боровске принимают участие представители Всероссийского института археологии РАН. Для руководителя группы Олега ПРОШКИНА этот контракт – возможность очередного прикосновения к боровской земле, давно ставшей для него близкой и родной
Загадки земли
Уроженец Калуги окончил исторический факультет педагогического института им. К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО. В студенческие годы увлёкся археологией. Уже после первой экспедиции понял, что попал в свою стихию. По себе знаю: студенческие археологические туры (особенно на черноморское побережье) – это для большинства возможность расслабиться после трудной сессии, покупаться, позагорать, поразвлечься. Конечно, и ПРОШКИНУ всё это было не чуждо. И всё же в первую очередь его интересовал процесс раскопок. «Боже, как это интересно – отнимать у земли давно ушедшие забытые тайны», – рассуждал он подобно героине «Джентльменов удачи». Потом каждый раз старался в мае досрочно сдать экзамены за семестр, чтобы на всё лето уехать в экспедицию.
После института совмещал археологическую деятельность с работой в Калужском краеведческом музее. А последние 11 лет является научным сотрудником института археологии.
Сколько за это время перехожено, перелопачено! Сколько уникальных, бесценных находок поднято из земли! Сколько поколесил по стране! Пока не обзавёлся семьёй, мог месяцами пропадать в экспедициях, не заезжая в родную Калугу. Поволжье – Северный Кавказ – Прибалтика… Рюкзак за плечами с нехитрой снедью, приборами, инструментами, тетрадями, песни под гитару у костра… Много ли надо для счастья? Но не спешите завидовать. Романтика, конечно, присутствует. Правда, она больше в кино и песнях. А за кадром – изнурительная, монотонная, тяжёлая работа. В дополнение к которой – полчища мошкары, промокшие палатки и другие «прелести». А если результата нет? Все лишения и старания – коту под хвост? Но подобного, по словам Олега Леонидовича, почти не случается. Потому что археологи не тычут пальцем в небо (в данном случае – в землю). Заранее определяются цели и задачи, тщательно изучаются история объекта, его рельефные особенности.
Бесценный материал
В Боровске ПРОШКИН впервые побывал в 1976 году, когда ещё учился в школе. «Мне город сразу очень понравился, и я стал приезжать сюда регулярно, – рассказывает археолог. – А к серьёзному изучению археологии Боровского края подтолкнуло знакомство с местным жителем Виктором ОСИПОВЫМ, с которым мы учились на одном факультете, но на разных курсах. Поначалу совершали научно–познавательные прогулки по уже известным археологическим памятникам. В 1984 году провели первое серьёзное исследование – на селище Петрова гора (участок на левом берегу Протвы неподалёку от больничного комплекса. – Прим. авт.). А на следующий год провели там изыскания. К тому времени я уже работал в краеведческом музее и имел лицензию на проведение археологических работ».
Те раскопки запомнились не только тем, что были первыми, но и своими результатами. Было выявлено немало артефактов, свидетельствующих, что ещё в III тысячелетии до н. э. здесь жили люди: фрагменты гончарных горшков, железные ножи, бронзовый нательный крестик, глиняные пряслица, кремниевый наконечник копья.
Затем было много интересных находок у деревни Маломахово. Очень большое значение имели раскопки на Боровском городище. Они позволили уточнить датировку культурного слоя памятника, выявить и изучить остатки построек XIV–XV вв., то есть времени строительства крепости и образования городского центра. Среди многочисленных находок ПРОШКИНУ особенно запомнился фрагмент браслета редкого типа, который датируется XIV веком, когда впервые официально упоминается Боровск. Такие неожиданные открытия всегда вызывают особое воодушевление.
Впоследствии археолог исследовал территории боровских слобод, древние селища и городища, сопоставлял археологические источники с письменными. Результаты этой объёмной работы стали основой «Археологической карты Боровского района», созданной ПРОШКИНЫМ. Его открытия – бесценный материал для изучения истории Боровского края.
Помимо прочего, в 1989 году Олег Леонидович с коллегами проводили изыскательные работы на улице ЛЕНИНА, когда было запланировано строительство нового здания Сбербанка. Потом снова исследовали Боровское городище – уже на предмет возможного возведения часовни. Совсем недавно ПРОШКИН контролировал ход реконструкции сквера «Картинка».
Что за фигурка?
Поэтому неудивительно, что именно этому человеку, отлично знающему Боровск, были доверены охранные археологические исследования в центре города. «Мы работаем по двум направлениям, – делится специалист. – Это охранные раскопки в месте строительства фонтана, а также археологический надзор для дальнейшего устройства коммуникационных траншей. В ходе работ были обнаружены фрагменты исторического фундамента. Судя по технологии кладки, по составу связующего раствора, по размеру кирпичей, строение относится к первой половине XIX в. Вероятно, это остатки некой хозяйственной постройки, имевшей отношение к располагавшейся на площади церкви».
Вместе с Олегом Леонидовичем работает боровчанин Виталий БУБЛИКОВ. Их сотрудничество длится уже много лет. Виталий начал ездить в экспедиции с ПРОШКИНЫМ, ещё будучи школьником. После окончания истфака Калужского пединститута продолжил эту деятельность, став профессиональным археологом.
Первая декада мая выдалась дождливой. Но этим людям к подобным моментам не привыкать. Установили временный навес над раскопом, и дальше работать. Непогода не мешает доставать из земли интересные предметы. О некоторых находках наша газета уже сообщала. Но за прошедшие дни поднято ещё несколько любопытных вещиц. Например, 14-сантиметровая железная игла с несколькими отверстиями. Археологи относят её к XVIII веку и считают, что этот предмет использовался для плетения рыболовных сетей. Другая находка более загадочная. Это небольшая железная конструкция размером со спичечный коробок, напоминающая фигурку человечка. Может, это разновидность амулета, может – украшение. Не исключено, что найденная вещица является застёжкой для книги. Такие шпеньки-замочки часто использовались в старину и могли иметь разную форму, всё зависело от фантазии издателя.
«В том числе и за такие вот загадки, тайны, которые скрывает земля, я и люблю свою работу, – делится ПРОШКИН. – За много лет она мне нисколько не наскучила. Я испытываю тот же интерес, тот же азарт, как и во время первых своих раскопок. Находки я никогда не делю на более или менее значимые. Каждая из них по-своему ценна для истории».
Дмитрий ОДИНОКОВ