Как погодка?
В конце марта весь земной шар отмечал Всемирный метеорологический день. В нашей области в этом году дата совпала со 180-летним юбилеем зарождения наблюдений за природой в Калужской губернии. В ермолинской школе более полувека назад существовала своя станция. Ей руководил легендарный педагог Михаил ЖИЛИНСКИЙ
История создания метеорологической станции не менее любопытна, чем время её работы. Как делится воспоминаниями дочь Михаила Степановича Алла ЖИЛИНСКАЯ, в школе могло и не появиться вожделенного оборудования. Но в жизнь вмешались события международного масштаба.
«В послевоенном Ермолине лётчики и обслуживающий инютинский аэродром персонал жили кучно, все друг друга знали, дружили семьями. Были в курсе, что если отцы семейств в срочном порядке покидали дома с заранее заготовленными чемоданчиками, случилось что-то глобальное», – вспоминает Анна Михайловна.
Произошло оно в 1950 году, когда летом бойцы были отправлены в «командировку». Так в то время советское командование называло участие наших войск в Корейской войне. Происходило оно в атмосфере полной секретности.
При аэродроме существовала метеостанция, позволявшая лётчикам корректировать свои полёты. Отправляясь в «командировку», командование приняло решение передать оборудование детям. Таким образом, к 1 сентября 1950 года стараниями педагогов, учеников и технического персонала прошёл монтаж всего инструментария. Он расположился на площадке в одну сотку земли пришкольного огорода. Руководителем был назначен фронтовик, учитель географии Михаил ЖИЛИНСКИЙ.
Закипела работа
Об оснащении метеорологической станции можно узнать из копии отчёта Михаила Степановича и фотографий, до сих пор хранящихся в личном архиве его дочери. Листая пожелтевшие листы, можно увидеть, что на площадке размещались приборы для обучения пространственным представлениям, ориентирования (гномон для определения истинного меридиана, «румбический круг», зацементированная площадка с направлениями света, горизонтальные и экваториальные солнечные часы).
Среди оборудования для измерения погоды на площадке располагались флюгер Вильда и анемометр Фусса, измеряющие направление и скорость ветра, психометрическая будка, оснащённая термометром и гигрометром для фиксации температуры и влажности воздуха, дождемер с защитой Нифера и снегомерные рейки. Кроме того, в самой школе были установлены аэрограф, анероид и влагомер.
Для изучения учениками природы родного края на площадке оборудовали искусственный холм, монолиты почв и разрез пород, знакомящие с типологией грунта, профили высот и оврагов, окружающих школу, коллекции минералов и горных пород, грибок для работы непогоду. Кроме того, стояли указатели оси мира, вертикальный угломер (эклиметр) и прибор, указывающий на Полярную звезду.
Таким образом, мы видим, что данная пришкольная территория выходила за определение метеорологической станции, да и сам педагог называл её «географической площадкой». Тут же проводились практические занятия по астрономии.
«Помню, в школе был телескоп. Однажды поздним вечером мы собрались во дворе на ночной урок. Черное бархатное небо, яркие звёзды и комета. Мы все пришли её смотреть. Такие занятия Михаил Степанович устраивал два-три раза в году. Было очень интересно», – написал в альбоме выпускник 1957 года Владимир ГОЛУБЕВ.
От упорного труда до медали
Каждый день ученики с шестого по десятый классы работали на площадке. Три раза за сутки, в семь утра, в 13 и 19 часов снимались показатели приборов. Приходили попарно. При этом в двойку старались ставить одного ермолинца и ребят из других населённых пунктов.
«В 50-е годы старшая школа была лишь в двух учреждениях в района, – рассказывает Алла ЖИЛИНСКАЯ. – В город приезжали ученики с множества деревень и Балабанова. Добирались, кто на чём мог. Поэтому, чтобы попасть на метеоплощадку, ребятам приходилось выходить из дома в 4 утра даже летом, в каникулы».
Первый выход ребят осуществлялся с Михаилом Степановичем. Затем уже поднаторевшие ученики передавали опыт новичкам. Поэтому часто на площадке можно было встретить большие стайки школьников, суетящихся около оборудования.
В задачи дежурных входили не только съём показателей, но и обязательное заполнение всех данных в специальных журналах. Таким образом, ученики постигали азы работы с приборами и понимали, насколько важны изменения климата. Особенно ценно это было для района, где активно развивалось сельское хозяйство. Поэтому школа плотно сотрудничала с опытным хозяйством «Ермолино», что позволяло сохранить растения. И этот детский вклад очень сложно переоценить.
В 1954 году шесть членов метеорологического кружка вместе с руководителем отметили поездкой в Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Каждому из делегатов были вручены медали и свидетельство об участии.
Благодаря работе учеников были установлены температурные максимумы десятилетия. Так, самая сильная жара повысила столбик градусника до отметки 37℃, а самый сильный мороз зафиксирован в 47,7 ℃. Самая долгая безоблачная погода держалась на протяжении 21 дня.
В 1960 году, как вспоминает Алла Михайловна, дочь педагога, государство поменяло образовательный вектор. Повсеместно пытались зафиксировать участие жителей в Великой Отечественной войне, записывать воспоминания ветеранов. Михаил Степанович взялся за это направление, передав в 1960 году бразды управления метеорологическим кружком Евгению РУМЯКИНУ. К сожалению, станция в скором времени перестала функционировать. Но до нашего времени дошли яркие розы ветров, таблицы осадков и температур, сделанные вручную детскими руками, хранящиеся в архивах ЖИЛИНСКИХ и в школьном музее. Там же оформлен целый стенд, напоминающий о славном времени существования метеостанции. У потомков Михаила Степановича хранятся статьи, написанные им и изданные в местной прессе, и та самая медаль, полученная им в 1954 году.
А ещё осталась целая плеяда выпускников, прошедших через уроки по изучению климата и окружающего мира, и их воспоминания.
Александр САМСОНОВ