История одного потопа
Казалось бы, что тут удивительного: в старых многоэтажках зимой и осенью жители часто вынуждены бороться с протечками.
Казалось бы, что тут удивительного: в старых многоэтажках зимой и осенью жители часто вынуждены бороться с протечками. Многие ермолинские дома строили в далёкие 60-е. Старые крыши уже давно требуют обновления. Покрытие может течь из-за микротрещин в материале или по причине нарушений герметичности кровельного ковра, а иногда капель начинается из-за отсутствия переходного бортика. Износ кровли и частые чрезмерные осадки временами играют с жильцами ермолинских домов злую шутку.
Стоит в поле теремок
Но в случае с многоэтажкой на Урицкого всё произошло неожиданно. Дело в том, что всего два года назад в 2020 году кровлю отремонтировали по областной программе Фонда капитального ремонта. На восстановление потребовалось ни много, ни мало: около пяти миллионов рублей. Платежи по программе в этом доме жильцы вносили исправно, несмотря на то, что в строении расположено чуть более 100 квартир. Поэтому и «накрыло» многоэтажку 1986 года постройки волной обновления раньше, чем соседние, более ветхие здания. Половина солидной суммы (два миллиона 438 тыс.) была накоплена на счете дома Фонда капремонта, вторую часть (два миллиона 545 тыс.) добавили в рамках областной программы. А затем подрядная организация, которая уже прежде восстанавливала кровли в Ермолине, выполнила работы: старую крышу рабочие демонтировали, залили выравнивающую стяжку и обработали её специальной смесью согласно технологии, затем наклеили два слоя гидро- и теплоизоляционного материала, а потом строители установили ограждения и водосточные системы, которых прежде там не было. Однако, согласно современным требованиям законодательства, такая «инфраструктура» должна быть почти на каждой крыше, где есть соответствующие техтребования.
Интересно, что в 2017 году эта же организация уже отремонтировала в городе сразу несколько вариантов крыш разной конструкции: скатных и плоских. По информации Фонда капитального ремонта, этот подрядчик зарекомендовал себя с положительной стороны.
Звенят ручьи
Но в конце января этого года крыша на Урицкого, 1 после сильных снегопадов потекла. В одних квартирах растаявший снег скромно капал, оставляя на потолках и стенах разводы, а в некоторых случилось настоящее наводнение.
«Первый год у нас такое, – рассказала местная жительница Любовь КАШПАРОВА. – Обидно до слез. Утром просыпаюсь, а весь потолок – в разводах. Я очень сильно испугалась. У меня мама старенькая, всю войну прошла. Если вдруг случится короткое замыкание, а потом пожар, даже выскочить не успеем».
Как рассказали в областном Фонде капитального ремонта, сразу после протечек подрядчик, который занимался реконструкцией крыши, по собственной инициативе очистил её от снега. Протечки, по словам жильцов, после этого прекратились.
Разобраться с «мокрой» проблемой попытались комиссионно. С жителями дома на Урицкого, 1 встретились представители Фонда области, местной администрации, УК «Наш дом». Они осмотрели подъезды и квартиры пятиэтажки, поднялись на крышу.
«Обслуживающей организации необходимо вовремя очищать кровлю от тающих осадков. Мы видим, что после уборки снега с крыши течь перестало. Это – ответ на все вопросы, – пояснил инженер ФКР Денис ШУМИЛИН. – Проще всего указать пальцем и сказать, что виноват кто-то другой. Но ни Фонд, ни подрядчик к протечкам не имеют отношения. Сделали всё, как положено. Каждый этап работ, согласно законодательству, принимают специалисты калужского Министерства строительства и ЖКХ. Схалтурить подрядчику крайне сложно. Летом, весной, осенью никаких вопросов не поступало. Заметьте, проблемы начались именно этой зимой. Выпало много снега, произошли перепады температур, и случились проблемы, которые мы наблюдаем по всей Калужской области. К тому же раньше на кровле не были установлены ограждения и водосточные системы. Они требуют должного ухода и обслуживания».
При этом руководство управляющей компании, наоборот, считает, что кровля протекает не из-за таящего на ней снега, а по вине подрядной организации, которая некачественно выполнила работы по ремонту крыши в 2020 году.
«Когда крышу чистили, вода снаружи водопадом лилась на стекло», – с ужасом вспоминает жительница. – Если бы кровлю не освободили от наледи, всё это попало бы в квартиру».
Семья КАШПАРОВЫХ по-прежнему живет с тазиками и вёдрами наготове. Они расставлены повсюду. А возле выключателя жительница повесила записку для внуков: «не включать». Свет в зале пока трогать боятся: ждут, когда высохнет проводка.
«Сначала обратились в управляющую компанию «Наш Дом», где нам пояснили, что крыша находится на балансе и ремонтировать её не имеют права, – рассказала Любовь КАШПАРОВА. – Написала заявление в УК. У многих моих соседей тоже течет. Даже с третьих-четвертых этажей жалуются. Считаю, что водостоки сделали неправильно. Они по-другому должны идти».
Кикимора «отдыхает»
В квартире, расположенной в соседнем подъезде на пятом этаже, ситуация ещё более плачевная. Едва хозяин открывает дверь, на входящих веет сыростью. И если в коридоре все кажется более или менее благополучным, то в комнате, граничащей с задней плитой дома, стены сплошь усеяны черной плесенью. Слова представителя Фонда капремонта подтверждаются: фасад здания уже давно требует утепления. Но дальнейшие работы по программе Фонда запланированы на 2031 год, именно тогда, согласно предварительному плану, область должна приступить к восстановлению фасада, а также обновить систему горячего водоснабжения. Управляющая компания, в свою очередь, жильцам пока тоже ничего не обещает.
«Я в одной из комнат даже ремонт не могу сделать: плесень все «съедает», – рассказал хозяин квадратных метров Борис. – А тут еще и потоп. Нас очень сильно заливало. Несколько дней только за ночь по полтора ведра сливал. Стены все и так в грибке от постоянной влажности. Их, кстати, пришлось все заизолировать: частично даже площадь квартиры сократил – закладывал кирпичом и утеплителем, а сверху покрывал «жидкими обоями», чтобы плесень не «прорвалась» наружу.
«Здесь нужно ремонтировать фасад здания, утеплить панельные стены, а именно швы, которые промерзают», – пояснил Денис ШУМИЛИН.
«Необходимо добиваться, чтобы дом утеплили снаружи. Нужно узнать, есть ли на общем счету средства, если есть, то такие работы выполнить можно. Любые ремонты должны согласовываться с жильцами», – считает ермолинский депутат Александр ЛЫСИКОВ.- Народный избранник тоже прошелся по квартирам, чтобы разобраться в непростой ситуации.
«У нас от сырости на кухне и в зале мокнут стены, – рассказала жительница Ольга. – Всего за несколько дней от влажности начали отходить обои. По углам и стыкам пошла чёрная плесень от сырости. Плюс ко всему у нас везде натяжные потолки, и не видим, что там».
«Залиты все три комнаты, – рассказала соседка Ольги Елена РОГОВА. – Прежде в квартиру ни разу ничего не протекало. Считаю, что все началось после ремонта кровли. У нас везде стоят тазики. Вы не представляете, какая чернота и плесень пошла. Даже на утепленных стенах и подвесных потолках – грибок от сырости. Нас от управляющей компании отправляют в Фонд, а оттуда обратно. Ответственность перекладывают с одной инстанции на другую».
«Лишь только снег выпал на крышу, его сразу нужно чистить, – считает Александр ЛЫСИКОВ. – Все щели между ограждениями на кровле во время ремонта также необходимо закрывать, в этом случае вода не найдет и малейшей лазейки, а значит, не попадет в дом».
К сожалению, с подобными проблемами сталкиваются не только в Ермолине. Так, на сегодняшний день в боровскую управляющую компанию «Строй-Белан» поступило 16 аналогичных обращений: «Протечки возникают из-за скопления льда на крышах. Мы всё чистим. Сотрудники сейчас работают по 18 часов в сутки. Одномоментно убрать снег со всех кровель просто невозможно».
Как рассказал Денис ШУМИЛИН, таких обращений в ФОНД по Калужской области действительно поступает немало. А в Ермолине тревогу уже начали бить жители домов №10 и 12 на Гагарина. Здесь реконструкцию кровель тоже провели недавно, в 2021 году, восстановление выполнял другой обнинский подрядчик. Но с проблемами люди столкнулись теми же самыми. Правда, свои ошибки признавать никто так и не желает. Возможно, точку в этом вопросе в случае с домом на Урицкого, 1 поставят надзорные органы. Тем более, что жители туда уже обратились.
Екатерина ЛУБИНЕЦ