Интервью с педагогом-психологом ермолинской школы Натальей ТАТЬЯНЧЕНКО о подготовке ребенка к 1 сентября
Родители вовсю приобретают канцтовары и примеряют на детвору банты и галстуки. А что происходит в душе у чада накануне 1 сентября? Как морально ребёнку и родителям подготовиться к часу «икс» и сберечь остатки нервных клеток, рассказала кандидат психологических наук, педагог-психолог ермолинской школы Наталья ТАТЬЯНЧЕНКО
- Как разобраться, готов ли ребенок к новому учебному году и как задать правильный настрой?
ТАТЬЯНЧЕНКО: Главное – не пугать детей школой. Многие пытаются таким образом сформировать ответственность за оценки и будущее ребенка, но это - не совсем правильно. Если человека ругать, особенно маленького и восприимчивого, ничего хорошего не выйдет. Тут и взрослый может «впасть» в ступор. Как правило, после услышанного негатива наоборот возникает противодействие: начнет формироваться лень, а не школьная мотивация. Фразы в стиле: «Тебе нужно хорошо учиться, чтобы не стать дворником, а профессором» - это не очень хорошо. Лучше говорить о том, что в школу ходят абсолютно все. Объяснять, что сначала детский сад, потом – следующая ступень. Во время учебы можно узнать много интересного, нового об окружающем мире.
- Нужно ли заранее начинать будить детей пораньше, чтобы ребенок вошел в ритм?
ТАТЬЯНЧЕНКО: По поводу режима, конечно, лучше постепенно привыкать к правильному распорядку. Делать все нужно плавно, поднимая раньше и раньше ребенка. Соответственно график будет сдвигаться, и школьник начнет не только вставать, но и ложиться спать по учебному режиму. Тогда к сентябрю он сможет просыпаться без капризов.
- Когда приступать к покупке школьных вещей?
ТАТЬЯНЧЕНКО: Родители часто приобретают всё в последний момент. Это не очень хорошо. Лучше «собирать рюкзак» шаг за шагом. Заранее поставить в комнате портфель, сложить туда книжки, приготовить пенал и все просмотреть вместе с ребенком, не спеша, не в последний день. Тогда ученик постепенно будет настраиваться на «школьный» лад.
- А как определить родителям первоклашки, готов ли малыш сесть за парту или стоит еще подождать?
ТАТЬЯНЧЕНКО: Родители будущих первоклассников могут подойти к школьному психологу и по желанию пройти тестирование. В целом всегда по ребенку всё видно. Если малыш может продолжительное время заниматься каким-то делом увлеченно, соблюдает правила (можно - нельзя), это свидетельствует о его готовности к образовательному процессу.
Есть очень интересный тест, который можно провести в домашних условиях. Попробуйте рассказать дошколёнку сказку, а в конце спросите: ты бы хотел делать: дослушать или лучше пойти поиграть? Если ребенок просит второе, это порой говорит об отсутствии познавательного интереса - малыш пока больше ориентирован на игру.
Конечно, вид деятельности у будущих первоклассников с приходом в школу меняется. Приходится перестраиваться. Те дети, которые не наигрались в детском саду, могут испытывать сложности: отказываются соблюдать правила, отвлекаются и не дают учиться другим. Ребенок должен созреть к школьному обучению в психологическом и в физическом плане. Если он готов, сможет усваивать знания, в противном случае - будет хромать дисциплина. Немалую роль играет мотивационная составляющая. Посмотрите, прилагает ли малыш усилия, например, чтобы красиво написать буквы. В любом случае в школу нужно идти не раньше шести с половиной лет. В это время созревают определенные структуры головного мозга. Ребенок уже может себя контролировать. Развивается волевая и эмоциональная устойчивость.
-Нужно ли давать наставления перед 1 сентября, устанавливать правила?
ТАТЬЯНЧЕНКО: Конечно, какие-то правила должны быть. Например, необходимо организовать рабочее пространство для ученика, где он будет видеть свое расписание, понимать, сколько у него уроков и в соответствии с этим планировать свой день в целом. Можно сокращать время просмотра, например, поздних мультиков и фильмов. Ребенок должен идти в школу бодрым и полным сил.
- Что делать, если сын иди дочь говорят, что не хотят идти в школу?
ТАТЬЯНЧЕНКО: Чаще всего первоклассник реагирует так, когда не знает, что там происходит. А вдруг - долгие уроки, строгие учителя? Я сама помню, как в детстве шла в первый класс и рыдала. Дело в том, что на подготовительных занятиях было несколько детей, которых всегда хвалили, говорили: «Посмотрите, как красиво пишет этот мальчик». А я смотрела на свои тетрадки и плакала, потому что все они были «красные» от отметок учителя. Не могла красиво и правильно написать буквы. То есть, несмотря на то, что мне было больше шести с половиной лет, психологически оказалась не готова идти в школу.
Все дети разные. Об учебе уже сложился такой образ, к сожалению, что это нечто страшное. Иногда и родителям бывает не по себе. Каждый год нужно искать финансы на сборы ребенка в школу. Некоторые мамы и папы заранее что-то пытаются откладывать.
- А как вести себя с подростками накануне нового учебного года?
ТАТЬЯНЧЕНКО: Конечно, старшеклассники уже понимают, что неизбежно придется идти учиться. Но ребят часто пугают ЕГЭ и ОГЭ. Конечно, для детей – это определенный стресс. С подростками необходимо поступать, как и с детьми помладше: настраивать на позитивный лад, «посмотреть» вместе в будущее, рассказать, что может дать тот или иной предмет и в целом – обучение в школе, «открыть» новые горизонты для развития личности. А пугать тем, что «сложно и не сдашь» не надо. Подростки, тем более, не любят, когда им об этом говорят. Они же считают, что гораздо умнее родителей.
Не стоит сильно давить на ребенка. Сама была свидетелем нескольких примеров, когда отличники потом оказывались неадаптированными к жизни в социуме. Всю жизнь им внушали, что нужно учиться, приводили в пример престижные профессии для выбора. Некоторые из них потом настолько устают от родительского давления, что, когда поступают в хороший институт, потом начинают прогуливать. Эти отличники выбрались из-под опеки и наставлений о том, что ребенок «должен» и «обязан». Так, что во всем нужна «золотая» середина.
Екатерина ЛУБИНЕЦ