И жизнь, и пчёлы, и любовь
В семи километрах к западу от Боровска притаилась деревня Сатино. Вроде бы ничем не примечательная. Но, если окунуться поглубже, можно узнать много интересного
Цветущая усадьба
Что касается «поглубже», то здесь можно говорить не только о глубине истории, но и о территориальном расположении. Значительная часть населенного пункта «спрятана» в глубокой долине.
Археологические источники отправляют нас в эпоху неолита. Фрагменты каменных орудий и керамической посуды свидетельствуют о том, что уже в VI-V вв. здесь было поселение, на месте которого впоследствии возникло сельцо Сатино.
Как это часто бывает, по поводу названия бытуют разные версии. Согласно наиболее распространённой, изначально селение именовалось СОтино. Обитавшие на территории нынешнего Боровского района вятичи, помимо земледелия, животноводства, охоты и рыбной ловли, занимались бортничеством. Отсюда, видимо, и названия некоторых деревень - Медовники, Бортники. А Сотино впоследствии трансформировалось в Сатино.
С XVI в. Сатино - вотчина известного дворянского рода Загряжских.
Среди парка с липовыми и сиреневыми аллеями стоял одноэтажный барский дом, перед ним - цветники и два небольших пруда. В 1640 году по челобитью Петра и Максима Загряжских была построена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, которая не сохранилась.
Последним владельцем усадьбы был Владимир МЕРЕНКОВ - представитель боровской купеческой династии. Вскоре после Октябрьского переворота МЕРЕНКОВЫХ выселили из их дома в Боровске (ныне ул. Ленина, д. 10), и семья переселилась в Сатино. Но в начале 1930-х у них забрали и этот дом.
Охота - пламенная страсть
После упоминания ЗАГРЯЖСКИХ и МЕРЕНКОВЫХ, уместно вспомнить ещё одну боровскую фамилию - ЧЕЛИЩЕВЫ. Их имение под названием Новая деревня находилось совсем неподалёку от Сатина. Самый известный представитель рода - юрист, писатель, общественный деятель Виктор Николаевич ЧЕЛИЩЕВ (1870-1952), будучи в эмиграции, написал книгу воспоминаний. Немалое место отведено Сатину. Особенно вдохновенно описывается охота. Увлечение охотой переходило в челищенском роду из поколения в поколение. И предаваться этой страсти они любили в окрестностях Сатина. Обратите внимание, в каком необычном ракурсе Виктор Николаевич рассуждает об охоте:
«Челищевы упорно не признавали ружейной охоты, а предпочитали псовую. Барское ли дело шагать с ружьём за плечами по лесным зарослям или по болотам? Псовый охотник в поле на коне, он не бьёт своих ног по кочкам и грязи, он чувствует своё превосходство перед ружейником, как кавалерист перед пехотинцем.
Охота в нашей семье была культом, которому служили, которым дышали. Жизнь складывалась так, как будто трудились для того, чтобы в награду за всё наслаждаться охотой. Это была неиссякаемая, пламенная страсть».
Видимо, Сатино было подходящим местом для удовлетворения этой страсти. Сейчас на въезде в деревню установлен предупреждающий дорожный знак «Дикие животные». Может, и существует вероятность появления на дороге крупных представителей фауны. Но такого количества и разнообразия зверья, как в прошлые века, здесь, конечно, нет. Рассказывают, к примеру, что волки и вовсе чувствовали себя в этих местах по-хозяйски. Согласно легенде, в имении ЗАГРЯЖСКИХ применялась оригинальная установка для ловли серых хищников. Она представляла собой лабиринт из плетня с несколькими последовательными конусовидными проходами. В центре лабиринта оставляли на ночь в закрытой клетке поросёнка. По его визгу определяли появление волков. Пытаясь добраться до добычи, они застревали в лабиринте.
Как мы выжили, скажи
А осенью 1941 года деревню оккупировали другие волчьи стаи - войска нацистской Германии. Великая Отечественная война не обошла стороной. Участок Сатино - Красное - Бутовка представлял собой одну из оборонительных линий на подступах к Боровску. В книге «Битва за Москву на Боровской земле» В. А. ЦЫГАНКОВ описывает те события, опираясь на воспоминания своей матери - жительницы Бутовки Прасковьи ЦЫГАНКОВОЙ:
«13-14 октября женщины и дети провели в овраге, наблюдая, как горят дома, как с визгом разбегается оставленный во дворах скот. Когда стихла стрельба, люди не могли возвратиться в Бутовку, где все дома были сожжены. Дошли до Сатина, где заняли пустующую столовую.
Вскоре сюда пришли немцы. Они не выгнали женщин с детьми на мороз, а просто сдвинули их в одну сторону помещения. Сами же иногда занимали другую половину. И надолго не задерживались. Уходила одна группа, приходила другая.
Мама вспоминала, что постоянно испытывали голод. Дети перекапывали картофельные поля и искали оставшиеся в земле замороженные клубни, из которых потом пекли блины. В последних числах декабря в лесу встретили наших разведчиков на лыжах и в маскхалатах. Те спросили, есть ли в деревне немцы, и пообещали скорое освобождение. Это были бойцы 129-го полка 93-й стрелковой дивизии, которые за несколько часов до наступления Нового года освободили Сатино, Бутовку и другие близлежащие селения».
Много лет сатинский мемориальный комплекс пополняется новыми захоронениями. В округе поисковики регулярно находят останки красноармейцев, положивших головы ради того, чтобы здешние деревни и сёла жили и развивались под мирным небом.
В центре притяжения
Вскоре после войны в Сатине открылась школа пчеловодов. Впоследствии она трансформировалась в СПТУ, в котором появились отделения цветоводов и садоводов. Учебных заведений такого профиля в Советском Союзе было считаное количество, в центральной России - только сатинское училище. А специальности востребованные. Поэтому сюда молодёжь съезжалась со всей страны. И после получения дипломов люди были нарасхват, распределяясь в крупные города, мощные хозяйства.
Ещё одним центром притяжения в деревне являлся клуб. «Он был единственным на много окрестных селений, - вспоминает бывшая жительница Бутовки Валентина Бритарёва. - Со всех сторон сюда сходился народ. Клуб не пустовал - танцы, кино, спектакли, молодёжные вечера. Сатинские девчонки, зазывая друг друга на гулянья, говорили: «Пойдём решёты подшивать?» Что это означает и откуда взялось, я так и не узнала. Больше нигде и никогда такого выражения не слышала. Возможно, его завезли приехавшие из других регионов - таких людей в Сатине было немало».
Полвека назад в деревне создана учебно-научная база географического факультета МГУ.
Каждое лето с прибытием очередной партии студентов и без того нескучная жизнь в деревне буквально закипала. А иногда эта кипящая лава вытекала за пределы Сатина. Благодаря навесному мосту, соединившему деревню с противоположным берегом Протвы, появилась возможность осваивать новые живописные территории.
Здесь, куда ни кинь взгляд, всюду увидишь красивую полянку. В эти места очень любят приезжать на отдых и жители Боровского района, и залётные гости.
Навесной мост здесь уже другой. Но тот, старый, никогда не забудут ни местные жители, ни бывшие студенты. Даже по одному ходить по нему было непросто, а если целой гурьбой… Доски шатались, хлипкое сооружение раскачивалось, скрипело, так и норовя скинуть прохожих в воду. Но подросткам и молодёжи такие приключения только добавляли веселья и адреналина. Непонятно каким образом продержавшийся несколько десятилетий мосток стал символом не только прочности, но и студенческой и сельской романтики.
Как много интересных объектов, событий, явлений спрятано в глубине этой деревни! Один только приезд Владимира ВЫСОЦКОГО чего стоит! Вот что об этом вспоминает местная жительница Вера ЕГОРОВА: «Это было в 1974 году. Я подрабатывала в столовой базы МГУ и узнала, что приезжает ВЫСОЦКИЙ. Вроде бы с ним был хорошо знаком кто-то из преподавательского состава, который пригласил барда. Всё происходило несколько спонтанно, визит являлся неофициальным, поэтому особо не афишировался. Но в деревне информация разлетается быстро, и вскоре о прибытии знаменитости знала вся округа. Он приехал на машине с друзьями. Дал полноценный концерт, на который собралось около 200 человек, и вскоре уехал, отказавшись от предложения остаться на ночёвку».
В Сатине ещё долго обсуждали это событие. Ещё бы! ВЫСОЦКИЙ в тот период был на пике популярности, достать магнитофонную запись или грампластинку с его песнями считалось удачей. А тут он сам приезжает в деревню и даёт концерт.
Видели здешние места и других знаменитостей. Например, до недавнего времени сюда приезжал известный учёный, ведущий телепередачи «В мире животных» Николай ДРОЗДОВ - проводил семинары со студентами, изучал местную природу, общался с жителями.
Судьбоносное послание
Помимо клуба, сатинская школа тоже была единственной на всю округу. Здесь учились дети из Бутовки, Бёрдовки, Дедюевки, Рыжкова, Бениц, Митинок, Чёлохова и других соседних населённых пунктов. Статус школы периодически менялся - от начальной до восьмилетней, и наоборот, в зависимости от потребности. В некоторые годы здесь училось по 100 человек. Бывшие ученики с теплотой вспоминают педагогический коллектив, в котором работали целые династии. Как не упомянуть, к примеру, историю семью ИВАНОВЫХ?
Во время Великой Отечественной войны девушки отправляли на фронт небольшие подарки для бойцов. Однажды молодая учительница сатинской школы Анна КАРЕЛОВА и её подруга положили в посылку свои фотографии с адресами и короткие душевные послания. На знакомство не рассчитывали, просто хотелось морально поддержать солдат. Посылка от Анны попала в руки артиллериста Сергея ИВАНОВА. Девушка ему понравилась, завязалась переписка. После войны фронтовик приехал в Боровский район и сделал Анне предложение. В Сатине купили дом (до этого Анна жила в райцентре), вместе работали в школе. Долгие годы Сергей Алексеевич был директором, а Анна Петровна преподавала в младших классах. Спустя годы по стопам родителей сюда пришла работать их дочь Надежда Сергеевна.
А сын Владимир с раннего детства полюбил музыку. В любую погоду готов был пешком или на лыжах преодолевать огромное расстояние до Боровска, чтобы не пропустить ни одного занятия в музыкальной школе. Такое упорство оправдалось сполна. Владимир Сергеевич стал основателем ансамбля русских народных инструментов «Калинка», прогремевшего на весь мир, возглавлял оркестр русских народных инструментов Калужской областной филармонии. ИВАНОВ - заслуженный артист РФ, лауреат премии правительства РФ, почётный гражданин Калуги.
Контрасты наших дней
Прогулялся недавно по Сатину - безмолвие и покой. Благодатную тишину изредка нарушает только стук дятла. Сезонные жители разъехались по зимним квартирам, остальные, видимо, попрятались за глухими высокими заборами. Студенты приезжают на свою базу в основном летом, так что сейчас здания базы пустуют.
Нынешние деревни совсем не похожи на те, что нам показывали в советских фильмах. Когда всё было открыто - и сердца, и души, и дворы. Заборчики были символическими, декоративными. А за некоторыми сегодняшними мощными оградами такие бескрайние территории и такие дворцы, что зажиточным помещикам прошлых веков и не снились.
На контрасте - жалкие покосившиеся домишки. Как во многих деревнях, контраст наблюдается во всём. Въезжаешь в деревню по отличному асфальтированному полотну, чуть в сторону - дороги нет. У кого-то в домах газовое отопление, а некоторые по-прежнему топят печи.
Ко второй категории относится и 96-летний старожил, участник Великой Отечественной войны Валентин КОНДРАШЕВСКИЙ. Живёт в Сатине более полувека, много лет работал в СПТУ. Известен своими новаторскими методами в пчеловодстве. Валентин Дмитриевич до сих пор держит пчёл, о которых знает всё. На собственном опыте неоднократно убеждался, что эти уникальные существа способны избавлять от многих недугов. Тесным общением с ними КОНДРАШЕВСКИЙ отчасти объясняет своё долгожительство. Плюс целебный деревенский воздух, ежедневная физическая нагрузка (гимнастика, колка дров).
«Но главный секрет не в этом, - лукаво улыбается ветеран. - Жена у меня на 28 лет моложе. Это заставляет постоянно быть в тонусе. В своё время она приехала из Москвы учиться в СПТУ, где я преподавал. Между нами возникли чувства, мы поженились, и она осталась здесь».
Валентин Дмитриевич - один из немногих живых свидетелей изменений в деревне, происходивших в течение нескольких десятилетий. Они болью откликнулись в его сердце. В 1986 году расформировано училище (до сих пор непонятно, по каким причинам). Давно нет школы, клуба, пришла в запустение помещичья усадьба. Жилой дом сгорел, мало что осталось от парка и сада - объектов, включённых в число памятников природы регионального значения. А значит, подлежат охране. Но что здесь охранять? Или, выражаясь официальным языком, каков предмет охраны? Лишь самые прочные деревья выдержали испытание временем и людским равнодушием. А вокруг - горы валежника. Пруды заросли.
Остаётся только молиться, чтобы хотя бы в дальнейшем ничего не разрушалось. Несколько жителей Сатина на месте сгоревшей церкви установили часовню. Среди сатинцев немало верующих людей. Может быть, представители МГУ возьмутся за восстановление природного ансамбля? Тем более что их база расположена как раз на территории бывшей усадьбы.
Тем временем Сатино в последнее время стало звучать в другом контексте. На территории деревни создана зона под строительство жилья для многодетных семей. Но многие недовольны предоставленными условиями. Некоторые уже начали продавать свои участки. Глава совьяковской сельской администрации Николай ГАЛЕНКОВ признаёт: программу утвердили, а с реализацией - проблемы, которые на местном уровне решить сложно.
Между тем администрация занимается другими насущными темами. Например, сейчас разрабатывается проект создания межпоселкового газопровода. Как он будет реализовываться? Газификация села и без того вопрос непростой. А сейчас все планы так или иначе завязываются на пандемии.
«Ещё одна головная боль - это водоснабжение, - делится ГАЛЕНКОВ. - Водонапорная установка расположена на территории научной базы. Мы хотим, чтобы её передали в муниципальную собственность. Пока вопрос в стадии обсуждения».
Как убедились корреспонденты «Боровских известий», у деревни Сатино очень интересное прошлое. Любопытно, что ждёт её в будущем?
Дмитрий ОДИНОКОВ