И замер зал, на сцене - волшебство
27 марта отмечается Международный день театра. Этому виду искусства значительную часть своей жизни посвятила боровчанка Людмила ЯРОСЛАВЦЕВА
27 марта отмечается Международный день театра. Этому виду искусства значительную часть своей жизни посвятила боровчанка Людмила ЯРОСЛАВЦЕВА
Курганский десант
Уроженка Урала - выпускница знаменитой «Щуки» (театрального училища им. Щукина). Проходила обучение на режиссёрском отделении у ректора - Бориса Захавы. Параллельно на актёрском факультете учились Наталья Гундарева, Леонид Филатов, Юрий Богатырёв, Наталья Варлей. С ними часто пересекались во время совместных занятий.
В 1971 году получила распределение в Калужскую область. ЯРОСЛАВЦЕВОЙ предложили возглавить любительский театр, существовавший при клубе Боровской ткацкой фабрики «Красный Октябрь». Это был крепкий стабильный коллектив, существовавший много лет, имевший большой успех у зрителей, ставший гордостью не только фабрики, но и города, района.
Молодому специалисту предстояло безболезненно заменить покинувшего труппу режиссёра Андрея СЕРКОВА, не уронить высокое знамя, не растерять авторитет. Это было непросто, ведь в коллективе было много людей значительно старше ЯРОСЛАВЦЕВОЙ, прошедших Великую Отечественную войну, имевших свой взгляд на искусство.
Но она и сама успешно освоилась, и помогла адаптироваться выпускникам Курганского училища культуры, где Людмила Аркадьевна преподавала параллельно с заочной учёбой в «Щуке». Для Анны САБЛИНОЙ, Татьяны КОЖЕВНИКОВОЙ, Анатолия КОКОВИНА, которые с первого раза не поступили в московские театральные вузы, нашлись и рабочие места на фабрике, и роли в театре. Для Нины УСАТОВОЙ боровская сцена стала стартовой площадкой к большому творческому полёту. Она выросла в известную на всю страну актрису, Народную артистку России. Сейчас живёт в Санкт-Петербурге, играет в БДТ, много снимается в кино.
Производство не пострадает
«Нас очень тепло приняли, город очень понравился, - рассказывает ЯРОСЛАВЦЕВА. - С благодарностью вспоминаю директора фабрики Татьяну Артёмовну КУРОВУ, которая оказывала театру всестороннюю поддержку. Мы ни в чём не нуждались. Рабочие строительного участка «Красного Октября» изготавливали декорации. Художественный руководитель клуба Владимир РУДЕНКО обеспечивал музыкальное оформление спектаклей. Не было проблем с костюмами, бутафорией.
Поскольку предприятие работало в три смены, трудно было собрать одновременно всю труппу на репетицию. Руководство всегда шло навстречу. КУРОВА говорила, что производство не пострадает, а искусство - вечно».
С приходом ЯРОСЛАВЦЕВОЙ в театре, носившем имя Михаила Тарханова, сложился боеспособный коллектив из представителей разных поколений. К корифеям, таким как Александр НАЗАРОВ, Василий ЕФИМОВ, Нина ОСИЮК, Николай МАЛОМОЩНЫЙ, Надежда ЗУЕВА, Михаил КОРДАБОВСКИЙ, Сусанна КНУРОВА, Сергей ДАВЫДОВ, Фёдор ПЕКАРЕВ, добавилась перспективная молодёжь - помимо «курганского десанта», это боровчане Сергей КОСТЮНИН, Николай ЦИБУЛИН, Василий и Евгения ИСАЕВЫ.
«Про каждого могу сказать только хорошие слова, - ударяется в воспоминания ЯРОСЛАВЦЕВА. - Все - яркие личности, энергичные, творческие. Василий ЕФИМОВ, к примеру, в жизни был не очень заметным внешне: невысокого роста, худощавый, угловатый, неповоротливый. Но как же он преображался, выходя на сцену! Как убедительно он сыграл флотского офицера в спектакле «Разлом»! Зрители были уверены, что за плечами самодеятельного актёра - большой стаж военно-морской службы».
Картошка вместо яблока
Это была крепкая группа единомышленников. Вместе не только репетировали и играли спектакли, но и праздники отмечали. Даже Новый год, который считается семейным праздником, встречали в клубе.
Поэтому и на сцене взаимопонимание было на высоком уровне. Особенно это выручало во время нештатных ситуаций. «Однажды играли гоголевскую «Женитьбу», - делится ЯРОСЛАВЦЕВА. - Актриса Надежда ГОНЧАРОВА (женщина довольно крупная) должна была, согласно сюжету, слегка отпихнуть своего партнёра по спектаклю Василия ЕФИМОВА. Но не рассчитала силы и так саданула Василия Михайловича, что тот от неожиданности свалился под стол, зацепив при этом скатерть и свалив со стола всю посуду». Обыграли эпизод так, что зрители подумали, будто этот комичный момент - часть сценария. Зал буквально сотрясался от смеха. А потом ещё долго обсуждали, как правдоподобно, как мастерски была сыграна эта сцена.
Курьёзных историй было немало, как в любом театре. В одной из постановок герой съедал предварительно очищенное яблоко. На очередном спектакле партнёры решили подшутить и положили на тарелку картофелину, которая без кожуры мало отличается от яблока. Когда артист начал есть, то ничем не выдал своего удивления и даже посмаковал процесс. Зрители, конечно, подвоха не заметили.
Умение выкрутиться из необычного положения - это одно из проявлений профессионализма. Любительским этот театр был лишь по статусу, но не по отношению к делу. ЯРОСЛАВЦЕВА добивалась, чтобы обстановка на сцене полностью соответствовала эпохе. От актёров требовала глубокого погружения в образ, безупречного запоминания текста. Помните, как говорил театральный режиссёр из комедии «Берегись автомобиля» в исполнении Евгения Евстигнеева: «Каждый игрок должен знать свою роль назубок. И не надо бестолково гонять по сцене. Играть надо головой».
Эти старания не проходили даром. Что ни спектакль, то аншлаг. 300-местный зрительный зал фабричного клуба с трудом вмещал всех желающих. Люди приходили со своими стульями, стояли в проходах.
Артистов приняли за секту
Потенциал актёров и мастерство режиссёра позволяли создавать спектакли самых разных жанров и направлений. Репертуар был широкий: Островский, Гоголь, Чехов, Арбузов, Серафимович, Шукшин, Тренёв, Лавренёв, Галич, Лорка, Гоцци. «Я могла ставить всё, что просила душа, - говорит ЯРОСЛАВЦЕВА. - Никаких спектаклей по заказу, никакого давления, никакой цензуры - полная свобода и доверие. Однажды на встрече с бывшими однокурсниками я их очень удивила, рассказав, что поставила спектакль по пьесе опального в то время Александра Галича».
Коллектив не ограничивался выступлениями на фабричной сцене, много и успешно гастролировал, участвовал в театральных фестивалях-конкурсах. В 1972 году боровчане получили возможность участвовать в Межрегиональном театральном фестивале любительских театров Центральной России, который проходил в Брянске. Его участниками были в основном коллективы из областных центров - Тулы, Орла, Липецка, Белгорода, Твери, Ярославля. И только наш театр представлял районный городок.
Сцену для репетиции боровчанам организаторы не предоставили. Тогда Людмила Аркадьевна решила провести репетицию на берегу Десны. И вот представьте картину: летний воскресный день, народ купается, загорает. А поблизости странно одетые странные люди совершают какие-то странные действия. Несколько раз, взявшись за руки, прорепетировали поклон. Кто-то из местных сделал вывод: «Всё ясно, это какая-то секта. Надо сообщить в милицию». Понимая, что вызвали подозрение, боровчане от греха подальше решили поскорее покинуть берег.
На том фестивале наш театр представлял спектакль «Светлые души» по мотивам произведений Василия Шукшина. И завоевал второе место. При этом Александр НАЗАРОВ получил приз за лучшее исполнение главной мужской роли.
После этого было ещё два десятилетия яркой творческой жизни, много премьер, гастролей, оваций, наград. Но с началом экономического кризиса в 1990-х «Красному Октябрю» стало уже не до театра. Ещё раньше, чем само предприятие, прекратил своё существование клуб, на месте которого сейчас сетевой магазин. И наступил момент, когда театр закрылся навсегда.
«Жаль, конечно, что всё так грустно закончилось, - вздыхает Людмила Аркадьевна. - Но я всё равно благодарна судьбе, что оказалась в Боровске, где встретила так много хороших людей и много лет могла заниматься любимым делом».
Дмитрий ОДИНОКОВ