И замер зал, на сцене - волшебство

26 марта 2021 г.

27 марта отмечается Международный день театра. Этому виду искусства значительную часть своей жизни посвятила боровчанка Людмила ЯРОСЛАВЦЕВА

И замер зал, на сцене - волшебство

27 марта отмечается Международный день театра. Этому виду искусства значительную часть своей жизни посвятила боровчанка Людмила ЯРОСЛАВЦЕВА

Курганский десант

Уроженка Урала - выпускница знаменитой «Щуки» (театрального училища им. Щукина). Проходила обучение на режиссёрском отделении у ректора - Бориса Захавы. Параллельно на актёрском факультете учились Наталья Гундарева, Леонид Филатов, Юрий Богатырёв, Наталья Варлей. С ними часто пересекались во время совместных занятий.
В 1971 году получила распределение в Калужскую область. ЯРОСЛАВЦЕВОЙ предложили возглавить любительский театр, существовавший при клубе Боровской ткацкой фабрики «Красный Октябрь». Это был крепкий стабильный коллектив, существовавший много лет, имевший большой успех у зрителей, ставший гордостью не только фабрики, но и города, района.
Молодому специалисту предстояло безболезненно заменить покинувшего труппу режиссёра Андрея СЕРКОВА, не уронить высокое знамя, не растерять авторитет. Это было непросто, ведь в коллективе было много людей значительно старше ЯРОСЛАВЦЕВОЙ, прошедших Великую Отечественную войну, имевших свой взгляд на искусство.
Но она и сама успешно освоилась, и помогла адаптироваться выпускникам Курганского училища культуры, где Людмила Аркадьевна преподавала параллельно с заочной учёбой в «Щуке». Для Анны САБЛИНОЙ, Татьяны КОЖЕВНИКОВОЙ, Анатолия КОКОВИНА, которые с первого раза не поступили в московские театральные вузы, нашлись и рабочие места на фабрике, и роли в театре. Для Нины УСАТОВОЙ боровская сцена стала стартовой площадкой к большому творческому полёту. Она выросла в известную на всю страну актрису, Народную артистку России. Сейчас живёт в Санкт-Петербурге, играет в БДТ, много снимается в кино.

Производство не пострадает

«Нас очень тепло приняли, город очень понравился, - рассказывает ЯРОСЛАВЦЕВА. - С благодарностью вспоминаю директора фабрики Татьяну Артёмовну КУРОВУ, которая оказывала театру всестороннюю поддержку. Мы ни в чём не нуждались. Рабочие строительного участка «Красного Октября» изготавливали декорации. Художественный руководитель клуба Владимир РУДЕНКО обеспечивал музыкальное оформление спектаклей. Не было проблем с костюмами, бутафорией.
Поскольку предприятие работало в три смены, трудно было собрать одновременно всю труппу на репетицию. Руководство всегда шло навстречу. КУРОВА говорила, что производство не пострадает, а искусство - вечно».
С приходом ЯРОСЛАВЦЕВОЙ в театре, носившем имя Михаила Тарханова, сложился боеспособный коллектив из представителей разных поколений. К корифеям, таким как Александр НАЗАРОВ, Василий ЕФИМОВ, Нина ОСИЮК, Николай МАЛОМОЩНЫЙ, Надежда ЗУЕВА, Михаил КОРДАБОВСКИЙ, Сусанна КНУРОВА, Сергей ДАВЫДОВ, Фёдор ПЕКАРЕВ, добавилась перспективная молодёжь - помимо «курганского десанта», это боровчане Сергей КОСТЮНИН, Николай ЦИБУЛИН, Василий и Евгения ИСАЕВЫ.
«Про каждого могу сказать только хорошие слова, - ударяется в воспоминания ЯРОСЛАВЦЕВА. - Все - яркие личности, энергичные, творческие. Василий ЕФИМОВ, к примеру, в жизни был не очень заметным внешне: невысокого роста, худощавый, угловатый, неповоротливый. Но как же он преображался, выходя на сцену! Как убедительно он сыграл флотского офицера в спектакле «Разлом»! Зрители были уверены, что за плечами самодеятельного актёра - большой стаж военно-морской службы».

Картошка вместо яблока

Это была крепкая группа единомышленников. Вместе не только репетировали и играли спектакли, но и праздники отмечали. Даже Новый год, который считается семейным праздником, встречали в клубе.
Поэтому и на сцене взаимопонимание было на высоком уровне. Особенно это выручало во время нештатных ситуаций. «Однажды играли гоголевскую «Женитьбу», - делится ЯРОСЛАВЦЕВА. - Актриса Надежда ГОНЧАРОВА (женщина довольно крупная) должна была, согласно сюжету, слегка отпихнуть своего партнёра по спектаклю Василия ЕФИМОВА. Но не рассчитала силы и так саданула Василия Михайловича, что тот от неожиданности свалился под стол, зацепив при этом скатерть и свалив со стола всю посуду». Обыграли эпизод так, что зрители подумали, будто этот комичный момент - часть сценария. Зал буквально сотрясался от смеха. А потом ещё долго обсуждали, как правдоподобно, как мастерски была сыграна эта сцена.
Курьёзных историй было немало, как в любом театре. В одной из постановок герой съедал предварительно очищенное яблоко. На очередном спектакле партнёры решили подшутить и положили на тарелку картофелину, которая без кожуры мало отличается от яблока. Когда артист начал есть, то ничем не выдал своего удивления и даже посмаковал процесс. Зрители, конечно, подвоха не заметили.
Умение выкрутиться из необычного положения - это одно из проявлений профессионализма. Любительским этот театр был лишь по статусу, но не по отношению к делу. ЯРОСЛАВЦЕВА добивалась, чтобы обстановка на сцене полностью соответствовала эпохе. От актёров требовала глубокого погружения в образ, безупречного запоминания текста. Помните, как говорил театральный режиссёр из комедии «Берегись автомобиля» в исполнении Евгения Евстигнеева: «Каждый игрок должен знать свою роль назубок. И не надо бестолково гонять по сцене. Играть надо головой».
Эти старания не проходили даром. Что ни спектакль, то аншлаг. 300-местный зрительный зал фабричного клуба с трудом вмещал всех желающих. Люди приходили со своими стульями, стояли в проходах.

Артистов приняли за секту

Потенциал актёров и мастерство режиссёра позволяли создавать спектакли самых разных жанров и направлений. Репертуар был широкий: Островский, Гоголь, Чехов, Арбузов, Серафимович, Шукшин, Тренёв, Лавренёв, Галич, Лорка, Гоцци. «Я могла ставить всё, что просила душа, - говорит ЯРОСЛАВЦЕВА. - Никаких спектаклей по заказу, никакого давления, никакой цензуры - полная свобода и доверие. Однажды на встрече с бывшими однокурсниками я их очень удивила, рассказав, что поставила спектакль по пьесе опального в то время Александра Галича».
Коллектив не ограничивался выступлениями на фабричной сцене, много и успешно гастролировал, участвовал в театральных фестивалях-конкурсах. В 1972 году боровчане получили возможность участвовать в Межрегиональном театральном фестивале любительских театров Центральной России, который проходил в Брянске. Его участниками были в основном коллективы из областных центров - Тулы, Орла, Липецка, Белгорода, Твери, Ярославля. И только наш театр представлял районный городок.
Сцену для репетиции боровчанам организаторы не предоставили. Тогда Людмила Аркадьевна решила провести репетицию на берегу Десны. И вот представьте картину: летний воскресный день, народ купается, загорает. А поблизости странно одетые странные люди совершают какие-то странные действия. Несколько раз, взявшись за руки, прорепетировали поклон. Кто-то из местных сделал вывод: «Всё ясно, это какая-то секта. Надо сообщить в милицию». Понимая, что вызвали подозрение, боровчане от греха подальше решили поскорее покинуть берег.
На том фестивале наш театр представлял спектакль «Светлые души» по мотивам произведений Василия Шукшина. И завоевал второе место. При этом Александр НАЗАРОВ получил приз за лучшее исполнение главной мужской роли.
После этого было ещё два десятилетия яркой творческой жизни, много премьер, гастролей, оваций, наград. Но с началом экономического кризиса в 1990-х «Красному Октябрю» стало уже не до театра. Ещё раньше, чем само предприятие, прекратил своё существование клуб, на месте которого сейчас сетевой магазин. И наступил момент, когда театр закрылся навсегда.
«Жаль, конечно, что всё так грустно закончилось, - вздыхает Людмила Аркадьевна. - Но я всё равно благодарна судьбе, что оказалась в Боровске, где встретила так много хороших людей и много лет могла заниматься любимым делом».

Дмитрий ОДИНОКОВ

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки