Город и Человек
Передо мной сидит колоритного вида мужчина, ассоциирующийся своей внешностью то ли с художником, то ли с ученым, то ли со старообрядцем, то ли с купцом. Окладистая, с проседью борода, приземистое, но крепкое телосложение, добрые, с хитринкой и далеко запрятанным глубоким умом глаза. Только откуда нынче купцы да старообрядцы? Из Боровска, конечно, этого странным образом сохранившего свою провинциальность и индивидуальность маленького городка всего в ста километрах от Москвы. Можно этому удивляться, можно восхищаться его тишиной и уютом, но строить свое будущее там, где нет, кроме средних школ, никаких учебных заведений и крупных предприятий, наверное, получится не у каждого.
«На флоте во время службы все ребята рассказывали о своих родных местах, рассказывали с гордостью и даже с каким-то хвастовством. А я вдруг понял, что мне нечего сказать о Боровске, ничего я не знаю о нем. Написал маме, чтобы прислала книгу, которую я купил незадолго до армии. Она как раз о городе», - вспоминает Виктор Иванович Осипов, герой нашего повествования.
И подумалось, а все ли мы можем рассказать о своих родных местах, испытываем ли мы теплое чувство ностальгии, покидая его надолго или на короткое время? А по раздумье понимаешь, что вспоминаем мы не только и не столько улочки, дома, памятники архитектуры, сколько людей и атмосферу своей малой родины. А уже благодаря им помнятся и наличники на окнах, и тенистая аллея в солнечный день, и купола, блестящие на солнце – вот тогда ты и понимаешь, что тебе там было хорошо. «Мыслю ли я себя вне Боровска сейчас? Нет. Здесь я знаю каждый дом, здесь знаком мне каждый человек. Все здесь близкое и родное, мне здесь комфортно и спокойно. Здесь душа отдыхает», - говорит Виктор Иванович.
Охарактеризовать его двумя фразами не получится. Для нас главное сейчас – он краевед. Если бы можно было назвать его краелюбом, мы бы так и сделали. Ведь краевед – исследователь, знаток своего края, в этом слове нет эмоций, хотя и это все верно про Виктора Ивановича.
«Я не видел своего будущего в Боровске», - признается В.И. Осипов. И я удивляюсь тому, что и сегодня его слова мог бы повторить почти каждый подросток-боровчанин.
По первому образованию - специалист управления ракетными комплексами - Виктор уже надумал работать в соседнем молодом Обнинске, потом, возможно, перебраться в Калугу, но родные решили: надо учиться дальше. «Решение пойти в пединститут на истфак было вполне практическим, а не по зову сердца, - вспоминает Виктор Иванович, – сидеть с тетрадками, как сестра-физик? Нет. Я думал, что преподавать историю легко: прочитал интересную книгу – и рассказывай ее ученикам на уроке. Да и не думал я тогда о возвращении в Боровск. Я же уже почти обнинец был. Но на практике, во время раскопок, «меня раскопала» будущая жена. И вот чудеса: жили в одном городе, ходили по одной улице, имели общих друзей, но встретиться в маленьком городке не получилось, а вот учась на разных курсах института, нашли свою судьбу».
Решили вернуться в родной для обоих Боровск. В первые годы работы молодой педагог понял, что нужно движение, действие, поэтому уроки стали проходить зачастую в виде путешествий и экскурсий. По-настоящему «затянуло» в краеведение позже, когда начал работать в архивах. Да и с людьми повезло…
Сначала был круг молодой творческой интеллигенции: художники и поэты, затем к ним прибавились люди, заинтересованные в сохранении истории города. В стенах Пафнутьев-Боровского монастыря, который в советское время был сельскохозяйственным техникумом, организовались сразу несколько музеев на общественных началах. Виктору Ивановичу, который к тому времени уже собрал достаточно материала по краеведению, тоже выделили небольшое помещение под музей. Он понимал, что личные музеи, разрозненные и небольшие, занимаются одним делом, а следовательно, объединившись, они смогут гораздо больше принести пользы. И он начал работу по объединению всех музеев в один. Так в Боровске появился краеведческий музей, который стал одним из филиалов Калужского областного.
«Если я живу здесь, значит, должен что-то делать для города», - говорит Виктор Иванович. Своим главным делом на сегодняшний день Осипов В.И. считает возведение в городе часовни в память о боярыне Морозовой.
Непростое время в русской истории – время церковного раскола – наверное, для боровчан было наиболее болезненным. Здесь и в начале 20 века каждый второй горожанин был старообрядцем, а что уж говорить о 17 веке. Сюда дважды ссылали протопопа Аввакума, здесь Алексей Михайлович уморил голодом сестер Соковниных, до конца стоявших за старую веру. Их история не может не вызывать уважения к людям старой веры, к которым относится наш герой. Ему принадлежит книга «В Боровеск, на мое Отечество, на место мученое» о боровском периоде жизни протопопа Аввакума и боярыни Морозовой. Он же стал основателем и организатором Международной научно-практической конференции «Старообрядчество: история, культура, современность», на которую в маленький Боровск съезжаются ученые из больших городов и ближайшего зарубежья. Но часовня, его детище, стоящая на самом древнем месте Боровска – городище, где и была земляная яма, ставшая последним пристанищем боярыни Морозовой и ее сестры, напоминает всем проходящим о том, как «ломается» вера, как раскалывается общество в угоду идеям отдельных личностей. Часовню условно можно разделить на две части: верхнюю, прославляющую мучеников за древнее благочестие, и нижнюю, которая символизирует яму, в которой провели свои последние дни мученицы Феодора и Евдокия. Здесь же находится камень с могилы сестер, поставленный в 17 веке их братьями.
Боровские купцы-старообрядцы считали меценатство обычной частью своей жизни, одним из жизненных принципов и семейной традицией. Если можешь – помоги другому. Так в городе появилось более 10 храмов, городской сад, начальная школа для детей рабочих, даже свой оркестр пожарной дружины. Возможно, именно поэтому, в соответствии с устоями старообрядцев - быть верным традициям отцов и дедов - Виктор Иванович так же верно служит своему городу и людям, которые даже об этом и не подозревают. Ведь мы понимаем всю важность сделанного энтузиастами, «чудиками» и «чудаками», гораздо позже. А этих городских сумасшедших в Боровске было и есть множество. Ученый-космист Николай Федоров, утверждающий, что надо жить «со всеми и для всех» начинал здесь как учитель, затем, как будто в миниатюре, отражая ход цивилизации, в Боровске появляется молодой педагог Константин Циолковский, обретает здесь свою семью, друзей, которые помогают издавать его первые научные и не совсем научные труды; внук баскака (сборщик налогов монгольского хана в завоеванных землях) становится русским чудотворцем, основателем известного на всю Россию монастыря; отсюда к далеким морям отправляется будущий прославленный русский адмирал Д.Н. Сенявин. Чудеса до сих пор случаются в Боровске. Иначе как объяснить появление «параллельного города» на стенах домов, созданного еще одним «чудаком», приехавшим из столицы, В.А. Овчинниковым? Как объяснить, что человек, практически всю жизнь прикованный к постели из-за врожденной патологии, возрождал храмы, помогал сиротам, писал замечательные книги? Мы говорим о Людмиле Киселевой – человеке-легенде с тонкой душой и невероятной силой воли, как у девочки с ее рисунка, по которому создан теперь и романический фонтан «Пусть светит!», украшающий не существующий на карте, но реальный среди горожан Косой Овраг. Удивительно и то, что какой-то монах-чудак на потолке своей кельи в монастыре изобразил звездное небо Птолемея. Зато тогда уже выглядит закономерным открытие в Боровске первой в России ноосферной школы и основание ежегодных Чтений им. Н.Ф. Федорова, которые нынче перешли в столицу.
Задаю коварный вопрос: «Есть ли что-то в Боровске или боровчанах, что вам не нравится?» И почти тут же ответ: «Странно и непонятно для меня всегда было то, что при наличии огромного количества заинтересованных и талантливых в своем деле людей с замечательными идеями, они не могут объединиться, а когда пытаются все же это сделать, начинается разнобой».
Возможно, поэтому Виктор Иванович начал свою деятельность с объединения нескольких музеев и хочет того же сейчас. В городе около десятка различной подчиненности и направленности музеев, есть люди, которые хотят посвятить себя развитию города, но мечта В.И. Осипова – создать единый центр культурно-исторического наследия, который бы занимался архитектурой и реставрацией города, не «перетягивал бы одеяло» на «нужные» или любимые музеи, а оказывал поддержку и содействие всем полезным проектам. Неумение или нежелание боровчан действовать сообща ради сохранения истории города расстраивает Виктора Ивановича, который всегда и во всем поддерживает людей «действия». И вот последний пример. В прошлом году он как директор ЧУК «Музей истории и культуры старообрядчества» взял под свое «крыло» смелый проект «Создание нескучного аудиогида ,,Юный взгляд на старинный город,,». Результат – город и туристы получили первый в городе аудиогид в своих смартфонах, необычный аудиогид с голосами детей и подростков города, с любовью рассказывающих о Боровске. И кто знает, возможно, именно участие в этом проекте для юного поколения горожан станет поводом тепло вспомнить свою малую родину, даже если они вскоре покинут ее ради учебы, поиска себя или по любым другим причинам. Мы предположим, что это также когда-нибудь вернет их в свой любимый, тихий, родной Боровск.
«Надо, чтобы душа получила то, чего ей не хватает, тогда место, в котором ты живешь, будет родным. Город меняется всегда, и молодежь тоже любит Боровск, только по-своему. Город меняют люди, они же создают «дух» места, который не может меняться к худшему, когда речь идет о Боровске, - спокойно подводит итог своим размышлениям Виктор Иванович. - Все в нем течет соразмерно с человеческой жизнью. Сюда нужно приехать, чтобы обрести свою душу».
И я понимаю, что наша встреча с ним тоже не случайна, а Виктор Иванович и есть часть «духа» и души этого милого и странного, ставшего уже родным городка.
Ольга КОВАЛЬ