«Если бы не песни, давно бы умерла»
Можно ли уложить всю жизнь человека в газетную полосу? Конечно, нет. Тем более, когда он столь многогранен, а жизненный путь оказался бесконечно извилистым. «Боровские известия» встретились с жительницей Ворсина Зинаидой МИТРУХИНОЙ накануне её 80-летнего юбилея.
Можно ли уложить всю жизнь человека в газетную полосу? Конечно, нет. Тем более, когда он столь многогранен, а жизненный путь оказался бесконечно извилистым. «Боровские известия» встретились с жительницей Ворсина Зинаидой МИТРУХИНОЙ накануне её 80-летнего юбилея. Её история трогает до мурашек, отзывается песней в самых дальних уголках души и заставляет ценить свою жизнь без голода и войны…
Не глядя на нацию
Зинаида Николаевна родом из Спас-Деменского района. Когда туда добралась война, ей был всего год. А потому многое из того времени она помнит по рассказам мамы. Немцы простояли в их деревушке год. Убийств не чинили, давали лошадей населению пахать землю, думая, что после войны она достанется Германии.
Когда враг оказался на пороге, в доме маленькая Зина была с бабушкой. «Как потом оказалось, это их главный был. Зашёл и замер. Бабушка перепугалась. А он подошёл, взял меня за голову и плакать начал. Говорит: «У меня такой киндер дома остался». Бабушка спрашивает: «Так зачем пришли вы?» Тот пояснил, что за отказ его бы расстреляли», – рассказывает Зинаида Николаевна.
А в 1943 году в деревню пришёл карательный отряд. Жителей угнали в Рославль в лагерь. Целую неделю они провели за колючей проволокой под открытым небом вместе с пленными солдатами. «Они измождённые были все. Приходили местные, кидали им хлебушка через ограждение, за что получали от немцев шомполом по рукам», – рассказывает женщина.
Потом приехали машины. Беженцев повезли – кого куда. «На одном из пропускных пунктов нашу машину пропустил военный в немецкой форме. Но мне кажется это наш, русский был. Открыли по нам стрельбу, но водителю удалось уехать», – делится воспоминаниями старших Зинаида Николаевна.
Конечным пунктом оказалась Белоруссия. Староста деревни распределил беженцев по семьям. Своё пристанище нашли маленькая Зина с мамой, тётей, её сыном, двумя двоюродными сёстрами и бабушкой. Время голодное, дети ходили попрошайничать. «Мне три года было. Стою, босая, перед дверью. Открывает дверь хозяйка. «Тётенька, – говорю, – подай хлебушка Христа ради». Посадят меня за стол, накормят драниками. До сих пор белорусов как родных вспоминаю и люблю», – рассказывает со слезами на глазах Зинаида МИТРУХИНА, для которой до сих пор хлеб, после голодных времён, – самое вкусное угощение.
Домой дети возвращались с едой.
«Ты мой папа?»
Немцы добрались и до Белоруссии. Однажды ребята увидели напротив дома, где жили, полевую кухню. Немцы подозвали Зину, налили котелок супа, сунули буханку хлеба подмышку. Поели тогда всей семьёй. «В любой стране есть хорошие и плохие люди. Это не зависит от нации», – убеждена Зинаида Николаевна.
О том, как по радио объявили победу, она помнит до сих пор. Собрались домой. Детям на палочки повязали красные ленточки. Тронулись в путь. Встретили солдат, один из которых поднял на радостях Зину на руки. «Ты мой папа?» – спрашивает. «Нет, миленькая. Придёт твой папа!»
Но отец, к сожалению, с войны так и не вернулся. Так и не подержал белокурую дочурку за маленькие ручки. Совсем юным он возглавил отделение береговой охраны. Пропал без вести, когда переплывал реку Нарву на границе России и Эстонии. Каждый год Зинаида Николаевна встаёт в бессмертный полк на День победы с портретом отца в руках.
В родные Прудищи возвращались поездом с открытой платформой. Рыдали, глядя на разрушенные, истлевшие дома своей деревни. Первое время спали на голой земле. Потом мама с тётей построили шалаш. Бабушка умерла в Белоруссии: наелась грибов, оказавшихся несъедобными. Двоюродных сестёр по приезду забрали в Москву родители. Перед началом войны они приехали в деревню на каникулы, оказавшись в итоге среди беженцев. «Старшей сестре 13 лет было, а пошла в третий класс, в котором училась, когда на нас немцы напали. Дети в школе её «дылдой» дразнили. Из-за этого она в школу отказалась ходить, плакала. Вопрос решила учительница, которая объяснила ребятам, что маленькая Валя была под пулями, в плену у немцев и не от хорошей жизни пропустила несколько классов школы. После этого дети приняли Валю, защищали её, булочками угощали», – делится Зинаида Николаевна.
«Я не одна!»
Когда она выросла, пошла работать в колхоз, а в 1961 году по путёвке комсомола отправилась в Сибирь на стройку братской ГЭС – одной из крупнейших в мире. Тогда Зинаиде Николаевне было всего 18. Спали в вагончиках в 50-градусный мороз. «Волосы к стенке примерзали за ночь», – говорит она.
Там, на танцплощадке, она познакомилась с будущим мужем. «Он пригласил меня, взял за руку, и я сразу почувствовала: мой муж будет», – улыбается женщина. А через три месяца позвал девушку замуж. «Я говорю: как же я замуж пойду? У меня нет ничего. А он паспорт мой взял, сказав, что не отстанет», – вспоминает Зинаида Николаевна.
По уехавшей в Сибирь дочке очень тосковала мама. Она-то и уговорила вернуться в Калужскую область. В Ворсине тогда жил двоюродный брат Зинаиды Николаевны. Через него и договорились о работе и доме для молодых. Женщина устроилась на животноводческий комплекс, где от учётчика дошла до начальника.
Зинаида Николаевна идёт с песней по жизни. Со дня основания она поёт в местном коллективе «Ивушки». Женщина признаётся: «Петь люблю до безумия. Если бы не песни, мне кажется, давно бы умерла».
В своей жизни она пережила невосполнимую утрату, похоронив обоих сыновей. Один погиб перед армией (выпал из тамбура электропоезда), через несколько лет старшего сына сбила машина. «Думала: не переживу. Спасибо людям добрым: уговорили пойти в хор, чтобы отвлечься. Хожу в храм, где тоже нахожу успокоение. Я не одна, это и продлевает мне жизнь», – делится Зинаида Николаевна.
«Ивушки» как источник сил
С мужем судьба развела, но при этом подарила новую любовь. Со вторым супругом прожили душа в душу 30 лет.
Другой же семьёй стали «Ивушки». Коллектив не только поёт вместе. В нём Зинаида Николаевна находит поддержку в любых трудностях. «Ольга УЛЬЯНОВА, Валентина МАЛОКОСТОВА, Татьяна ЯКУШИНА, Нина БАЙКОВА, Галина ШЕСТЕРНЁВА, Роза ЖИЛКИНА, Татьяна ГОНЧАРОВА, Александр ГРУШИН – люблю их всем сердцем», – перечисляет Зинаида Николаевна.
Несмотря на солидный сценический стаж, она каждый раз волнуется перед любым выступлением. Любимая песня – самая что ни на есть русская: «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина». Её в своё время пела мама вместе со своей подругой, когда война отняла у них супругов.
Сейчас, к счастью, поводы для песен только хорошие. Каждый концерт во Дворце культуры – это настоящий праздник, частью которого неизменно становятся яркие «Ивушки».
- Откуда в 80 лет силы на такую активную жизнь? – интересуются журналисты.
«Бог даёт мне силы. Дома не могу сидеть, болеть начинаю. Не я силы нахожу, чтобы петь. Я за силой в ДК хожу: на репетиции и концерты».
Анастасия БОЛТАЧЕВА