Ещё пошумим, Мария Михайловна?
17 августа исполнилось 90 лет боровчанке Марии Михайловне ШУМОВОЙ
17 августа исполнилось 90 лет боровчанке Марии Михайловне ШУМОВОЙ
Найти её домик на улице Берникова оказалось непросто. Пришлось поплутать по заросшему фруктовыми садами частному сектору микрорайона «Сельхозтехника», прежде чем на одной из калиток обнаружилась табличка с заветным номером 152. Было такое ощущение, что в каком-то квесте поучаствовал, настолько сложная здесь система нумерации домов.
«Вот так и скорая помощь может заблудиться, – рассуждает, встречая меня у крыльца, юбилярша. – Поэтому стараюсь до этого не доводить, лечусь сама, в основном народными средствами. А здоровье то и дело о себе напоминает: то здесь заколет, то там заноет. То упала неудачно, руку сломала».
Дорогая Мария Михайловна, да где ж это видано, чтобы в 90 нигде не покалывало и не стреляло? Так и хочется сказать: не гневите Бога, многие из тех, кто в два раза моложе, позавидуют вашему физическому состоянию, бодрости, оптимизму. Эти качества Мария Михайловна сохранила на протяжении своей долгой и многотрудной жизни.
И тут пришло спасение…
Маша КОРЯКИНА (это её девичья фамилия) родилась в нескольких километрах от Козельска – в деревне с забавным названием Дешовки. Конечно, одно из самых эмоциональных воспоминаний детства – период оккупации. Попробуйте представить, что испытала 10-летняя девчушка, когда её вместе с другими жителями заперли в колхозной постройке. Ведь к тому времени уже было известно, что таким образом гитлеровцы заживо сжигали людей.
Дешовцы уже мысленно приготовились к самому худшему, но тут подоспело католическое Рождество, и немцы окунулись в загул. Напившись, потеряли бдительность, чем и воспользовались красноармейцы, выбившие врага из деревни и освободившие её жителей.
После четырёх классов школы работала в колхозе, в овощеводческой бригаде. А как исполнилось 17, завербовалась на стройку в Москву. Выучилась на крановщика. Но поработала недолго. Случилась авария: кран, работающий рядом, начал падать, и его стрела пролетела буквально в сантиметрах от кабины, в которой находилась Мария. После этого произошёл психологический надлом, и она не могла заставить себя подняться в кабину. Перешла работать в такелажники.
Однажды с высоты увидела, как в глубокую яму упал китайский рабочий и моментально исчез под осыпающейся землёй. Мария одной из первых прибежала на помощь, точно указала место, где скрылась голова пострадавшего. Это помогло выиграть драгоценные секунды.
«Когда его откопали, он был синий, не дышал, – вспоминает Мария Михайловна. – Но парень выжил. Об этом я узнала, когда он в компании своих соотечественников и с горой подарков пришёл ко мне в общежитие, долго благодарил и говорил, что никогда меня не забудет».
Между городом и деревней
На стройке она познакомилась со своим будущим мужем. Фёдор ШУМОВ также приехал из Калужской области – из деревни Бёрдовка Боровского района. Но сблизились они не столько на почве землячества, а скорее, на творческой ниве. Фёдор с детских лет лихо «шпарил» на гармошке, а Мария любила плясать и знала множество частушек. По ходу молодёжных вечеринок у них сложился отличный дуэт. Со временем этот дружный сценический союз превратился в крепкий семейный.
А через десять дней после скромной свадьбы Фёдора Петровича призвали в армию. Четыре года Мария ждала мужа, пока он топтал тайгу, проходя службу во внутренних войсках. Единственный раз ему предоставили краткосрочный отпуск. Это стало наградой за участие в поимке группы беглых зэков.
После службы Фёдора всё чаще стало тянуть на малую родину. Родные писали, что не хватает крепких мужских рук, чтобы поддерживать дом и хозяйство, которые постепенно стали приходить в упадок. В то же время Марии не хотелось уезжать из столицы, она уже давно чувствовала себя здесь своей. Но тут уж – куда иголка, туда и нитка. ШУМОВЫ переехали в Бёрдовку. «Деревня была в полнейшем упадке, – вспоминает юбилярша, – ни электричества, ни радио. И это после яркой, шумной Москвы. Когда меня выбрали в депутаты сельсовета, первым делом «пробила» решение вопроса с линией связи. Собрали молодёжную бригаду, пошли в лес, нарубили стволы для будущих столбов. А в итоге эти заготовки правление колхоза использовало для строительства свинарника. Но в конце концов удалось и светом обеспечить деревню, и радио. Впоследствии построили клуб.
Постепенно начали с мужем перебираться в Боровск. Дом строили пять лет. Днём отработаем смену в колхозе – идём в город. Это сейчас жилища быстро возводятся – были бы средства. А тогда каждая доска была на вес золота. И делали всё своими руками, не было возможности нанять бригаду специалистов».
Лучший подарок
Какие только профессии не освоила за свою жизнь Мария Михайловна! В Москве работала строителем, в Бёрдовке – дояркой. Когда перебралась в Боровск, трудилась на трикотажной фабрике, в «Сельхозтехнике», в швейном цехе фабрики «Заря». Везде много сохранилось связей. И неудивительно, что по ходу нашей беседы юбилярша то и дело вынуждена была отвлекаться, чтобы принять очередное телефонное поздравление. Периодически заглядывали гости. То родственники, то соседи, то официальные визитёры – заведующая районным отделом социальной защиты Галина КРАМОРОВА и заместитель главы администрации Боровска Анастасия ОБУХОВА.
Принимая многочисленные подарки, Мария Михайловна вспоминает, как много их было в её жизни. Но больше всего запомнился подарок, который она сама себе сделала 63 года назад. В свой день рождения она родила второго сына – Геннадия. Так что теперь 17 августа в семье двойной праздник. Всего у этой женщины два сына, четверо внуков и пятеро правнуков.
…Мы выходим во двор. В вольере гуляют куры, в траву падают яблоки. Вот закончатся юбилейные хлопоты, и она вернётся к садово-огородным будням. Сейчас хозяйство не такое богатое. А раньше и корову держали, и поросят. На 14 сотках выращивали картошку и овощи.
Перед окнами растёт её любимая ива, низко склонившая к земле свои ветви. А вот её хозяйка склоняться не собирается – осанка прямая, голову держит высоко. Вы ещё пошумите, Мария Михайловна. По крайней мере, фамилия к этому обязывает.
Дмитрий ОДИНОКОВ