Две странницы вечных – любовь и разлука
40 лет назад, летом 1983 года, на экраны страны вышел художественный фильм «Нас венчали не в церкви». Эту мелодраму снял уроженец Боровского района Борис ТОКАРЕВ
Борис Васильевич родился в 1947 году в деревне Киселёво. Он окончил ВГИК (сначала актёрское отделение, а позже и режиссёрское). Известность получил благодаря главной роли в фильме «Два капитана», а также участию в таких кинолентах, как «Горячий снег», «А зори здесь тихие», «Морской характер», «Это мы не проходили» и др.
Картина «Нас венчали не в церкви» стала его дебютом в полнометражном художественном кино, и сразу очень сложный материал. Это негромкая и лиричная история, смесь революционной романтики и человеческой любовной драмы. В основу сценария легла реальная история любви народника Сергея СИНЕГУБА и дочери священника Ларисы ЧЕМОДАНОВОЙ.
Дочь священника желает вырваться из гнетущей обстановки, царящей в строгой провинциальной семье. И где её собираются выдать замуж за нелюбимого человека. Но в России XIX в. сбежать из дома – позор для любой девицы, даже для нигилистки.
Кружок народников поручает СИНЕГУБУ забрать девушку в столицу. Сергей, никогда не видевший Ларису, приезжает в провинциальный городок и представляется богатым дворянином. Он обращается за благословением к родителям Ларисы, дескать, увидел её и влюбился с первого взгляда.
Молодые люди изображают пылких влюблённых и не замечают, как влюбляются по-настоящему. В фиктивном браке зародились большие чувства. Эти чувства будут проверены тяжёлыми испытаниями. Когда Сергея осуждают и отправляют на каторгу, Лариса добровольно следует за ним.
В названии киноленты создатели использовали строчку из некогда популярного русского романса «Свадьба» на стихи Алексея ТИМОФЕЕВА, который также звучит в фильме.
Возвращение к истокам
ТОКАРЕВУ не пришлось выбирать места для натурных съёмок. Он изначально решил, что это будет его родной боровский край. Боровск с его окрестностями мог прекрасно передать атмосферу провинциальной патриархальности второй половины XIX в. Начинающему режиссёру удалось собрать прекрасную команду. Был привлечён отличный актёрский состав – Александр ГАЛИБИН, Наталья ВАВИЛОВА, Пётр ВЕЛЬЯМИНОВ, Галина ПОЛЬСКИХ, Алексей ЖАРКОВ, Георгий БУРКОВ, Валентина БЕРЕЗУЦКАЯ. Одну из героинь сыграла супруга ТОКАРЕВА – Людмила ГЛАДУНКО.
На роль оператора-постановщика был приглашён опытнейший Николай НЕМОЛЯЕВ. Настоящим украшением картины стал романс «Любовь и разлука», написанный специально к этому фильму. Чудесная мелодия Исаака ШВАРЦА, проникновенные стихи Булата ОКУДЖАВЫ, чарующий голос Елены КАМБУРОВОЙ – все эти составляющие позволили романсу быстро обрести популярность, зажить самостоятельной жизнью, отдельно от кино. Через несколько месяцев после премьеры произведение прозвучит в финале популярного телевизионного конкурса «Песня года», но уже в исполнении Людмилы СЕНЧИНОЙ. «Стихи ОКУДЖАВЫ удивительно афористичны, – говорил ШВАРЦ. – Они не могут не вдохновлять. В них очень глубокий смысл, который задевает буквально каждое сердце. На подобные тексты мелодия ложится как бы сама, невольно».
А денежки «капали»
Началу съёмок предшествовал подготовительный период. На пересечении Текстильного переулка и улицы Володарского приглядели деревянное жилое здание, которое на экране должно было стать домом главной героини. Со стороны переулка пристроили веранду. Хозяйке дома бабе Дусе за причиняемые неудобства платили по пять рублей в день (хорошие деньги по тем временам). Съёмки подходили к концу, и женщина уже начала немного расстраиваться, понимая, что лишается дополнительного лёгкого заработка. Но тут вмешались форс-мажорные обстоятельства, и съёмочный процесс на десять дней прервали. При этом веранду сносить не стали, и денежки бабе Дусе продолжали «капать».
Непредвиденные моменты случались не однажды. В очередной выходной исполнитель главной мужской роли Александр ГАЛИБИН отпросился в Москву на день рождения дочери. По дороге он потерял сознание. 27-летний актёр был на грани смерти, его едва спасли. Врачи сказали, что случившееся, скорее всего, стало следствием излишней нагрузки. После большого успеха в фильме «Трактир на Пятницкой» Александр был нарасхват у режиссёров. Работал на износ: за три года снялся в полутора десятках картин.
К счастью, артист сумел быстро восстановиться и вернуться на съёмочную площадку.
Вдруг зацокали копыта
Конечно, кинематографисты не могли обойти вниманием одно из красивейших строений Боровска – дом ШОКИНЫХ на улице ЛЕНИНА. На тот период и главное здание, и хозяйственные постройки находились в нормальном состоянии, и здесь располагался детский сад. К слову, этого объекта в кадре могло и не быть. Дело в том, что руководство отдела образования опасалось допускать киношников на территорию детского учреждения. Но ТОКАРЕВУ удалось убедить, что старинные постройки не пострадают, а воспитательный процесс не будет нарушен. К тому же летом, как известно, количество детей, посещающих садик, резко уменьшается.
И вот уже во дворе появились лошади, куры, гуси, утки. На нижней части игровой площадки, примыкающей к берегу Протвы, декораторы построили беседку. Герои фильма пили здесь чай на фоне возвышавшегося по ту сторону реки старообрядческого храма Введения Пресвятой Богородицы.
Представители киногруппы быстро подружились с персоналом детского сада, обращались за советами, за помощью. Вспоминает бывшая сотрудница учреждения Антонина НАЙДИНА: «Галине ПОЛЬСКИХ чем-то приглянулись мои серёжки. Хотя особой ценности они не представляли – недорогая советская бижутерия. Красивые, ажурные, но не более того. Артистка попросила одолжить эти серёжки для съёмок. Я возражать не стала. До сих пор храню их как память о тех встречах». Между тем Галина Александровна играла попадью. Муж держал родственников в ежовых рукавицах, нравы были строгими, ни о каких серёжках не могло идти и речи. Но то ли никто не заметил изменения в облике героини, то ли не придали этому значения. В результате в нескольких кадрах украшения на ушах ПОЛЬСКИХ видны отчётливо.
Знакомые забытые места
Боровчане по традиции были весьма благодушно настроены по отношению к киногруппе. Рассказывает директор районной библиотечной системы Татьяна РУМЯНЦЕВА: «Я была маленьким ребёнком, но помню, как по нашей улице Калужской ходили люди и спрашивали, нет ли у кого старинных предметов мебели или утвари. Их заинтересовал красивый резной стол, хранившийся в нашем доме. Попросили одолжить его для съёмок. Мы не возражали. Этот стол действительно засветился в нескольких кадрах. Правда, мы его не сразу узнали, поскольку декораторы его перекрасили в более тёмный цвет».
С пониманием горожане отнеслись и к тому, что приходилось терпеть некоторые неудобства. Например, чтобы в кадр не могли попасть автомобили, иногда приходилось перекрывать дороги. Конечно, интенсивность движения 40 лет назад была несравнима с нынешней, и всё же…
ТОКАРЕВУ очень хотелось показать красоту российской природы. Вместе с художниками и операторами он тщательно выбирал места для ландшафтных съёмок. Благо, выбрать в то время было из чего. Объективы камер жадно выхватывали великолепные виды Рощи, Долов, Высокова, Комлева, других боровских окрестностей. Конечно, далеко не всё попало в конечный вариант фильма, но то, что попало, стало, безусловно, его изюминкой. Особенно в сопровождении прекрасной музыки.
Сейчас некоторые места уже не узнать – просторы давно густо застроены частными жилыми строениями и производственными предприятиями. Уже нет и многих старинных боровских домов, засветившихся в фильме. В этом убедились ребята из первой боровской школы, участники телестудии «Шторм-ТВ». Вместе со своим руководителем Ольгой КОВАЛЬ они решили пройти по местам съёмок фильмов, снимавшихся в Боровске в советский период. И обратили внимание, что, к примеру, из четырёх домов на пересечении Текстильного переулка и улицы ВОЛОДАРСКОГО до нашего времени дожил только один (ВОЛОДАРСКОГО, 28). И что интересно: одно из сохранившихся зданий удалось идентифицировать благодаря оконным наличникам. Что ещё раз подтверждает: наши боровские наличники такие же неповторимые, как отпечатки пальцев.
Тем дороже нам этот фильм (как, впрочем, и другие), сохранивший милые черты старого уютного Боровска, которые старшее поколение уже начало понемногу забывать, а молодёжь даже и не видела. И только произведения искусства не дают забыть окончательно.
При этом и свою художественную ценность фильм с годами не утратил. Об этом рассуждали Борис ТОКАРЕВ и Людмила ГЛАДУНКО, когда осенью прошлого года приезжали в Боровск на творческую встречу. «К сожалению, сегодня создатели фильмов слишком увлекаются внешними эффектами, – считает Борис Васильевич. – А человеческие отношения отошли на второй план. Советское кино знаменито тем, что оно обращено к человеку. В картине “Нас венчали не в церкви” мы попытались через историю любви показать фрагмент истории страны. И очень обидно, когда историю пытаются перекраивать, фальсифицировать, когда меняются приоритеты».
Борис ТОКАРЕВ, кажется, ещё полон сил и творческой энергии. Может быть, в скором времени он приедет в Боровск, чтобы не просто испытать ностальгию и прикоснуться к истокам, но и снять какой-нибудь фильм.
Дмитрий ОДИНОКОВ