Дотянуться до звёзд

29 сентября 2021 г.

Именитый космонавт Валерий ТОКАРЕВ рассказал боровчанам, каково оказаться в открытом космосе без космической станции над головой

Дотянуться до звёзд

Именитый космонавт Валерий ТОКАРЕВ рассказал боровчанам, каково оказаться в открытом космосе без космической станции над головой

По пути к мечте

Герой РФ, лётчик, космонавт-испытатель Валерий ТОКАРЕВ летал на 44 видах самолетов и вертолетов и участвовал в более чем 70 видах испытаний. Этот скромный человек с добрыми улыбающимися глазами тестировал палубные летательные аппараты четвертого поколения, самолеты вертикального взлета и посадки, такие как Су-27K, МиГ-29K, Як-38M, Су-25, бомбардировщик Су-24M, авиационные комплексы ТАКР типа «Киев», «Баку» и «Адмирал флота Советского Союза КУЗНЕЦОВ».
В «Этномире» Валерий Иванович побеседовал с юными участниками марафона «Тропа мужества». Герой рассказал, как в 1969 году поступил в Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков и штурманов. А уже через четыре года освоил непростую профессию. С 1980 года Валерий Иванович стал заместителем командира авиационной эскадрильи истребительного авиационного полка ВВС в Оренбургской области. В начале 1980-х годов прошел подготовку в 267-м центре испытания авиационной техники и подготовки в Астраханской области. Стал старшим летчиком-испытателем филиала института ВВС им. Чкалова в поселке Кировское в Крыму, а с 1986 года – уже заместителем командира авиационной эскадрильи по политической части. В 1987 году Валерий Иванович отобран для работы по программе «Буран» в отряд будущих космонавтов. Он прошел общекосмическую подготовку в Центре им. Гагарина и с 1991 года стал космонавтом-испытателем.  

Вся Вселенная на ладони

Дважды этот скромный мужчина выходил в открытый космос. С 27 мая по 6 июня 1999 года он совершил свой первый полёт, который длился 9 суток 19 часов 14 минут. ТОКАРЕВ выполнял на борту функции специалиста полёта шаттла «Дискавери» STS-96. Валерий Иванович стал вторым российским космонавтом, побывавшим на Международной космической станции. 23 декабря 2000 года за мужество и героизм, проявленные во время международного космического полёта, ТОКАРЕВУ присвоено звание Героя Российской Федерации.
С 1 октября 2005 по 8 апреля 2006 Юрий Иванович снова отправился покорять звёзды. Он совершил второй космический полёт в качестве командира корабля «Союз ТМА-7» и бортинженера 12-го основного экипажа МКС. ТОКАРЕВ произвёл два выхода в открытый космос общей длительностью 11 часов 5 минут. А общая продолжительность полёта составила 189 суток 19 часов и 52 минуты.

Беседа по душам

«Помните, что всего несколько стран имеют возможность создавать самолёты и ракеты, – обратился ТОКАРЕВ к ребятам, – Это Россия, США, Евросоюз и Китай. Многие до сих пор не умеют делать самое важное в летательном аппарате  – двигатели».
Ребята поинтересовались, а достаточно ли сейчас желающих стать космонавтами.
«Ареол романтики изменился, – пояснил ТОКАРЕВ. – 20–30 лет назад число желающих было выше. Но, тем не менее, мечта стать космонавтами всё равно у многих осталась. А вот девушек, наоборот, сейчас стало больше. Порядка 170 тысяч человек служат в военно-воздушных силах».

Полон сюрпризов

Ну и, конечно, всем ребятам хотелось узнать, как же там, в космосе?
«Ситуации бывают сложные, не всегда планируемые. Однажды нам с коллегой пришлось находиться в скафандрах целых 12 часов вместо положенных шести. Скафандр после надевания становится очень жёстким и тяжёлым, ведь он поддерживает нужное давление. Внутри – вакуум. Космонавту нужна, как и вам, ребята, на «Тропе мужества», очень большая силовая выносливость. Все приходится делать не ногами, как привыкли, а руками. На них перемещаешься в невесомости по поручню. Для выполнения конкретной задачи держаться приходится иногда очень долго».
Немало воспоминаний у Валерия ТОКАРЕВА связано со строительством космической станции во время его первого полёта в 1999 году: «Выходили через шлюзовой отсек. Сложно передать ощущения в момент, когда отстыковываешься от станции на небольшом кораблике и летишь со скоростью 28 тысяч километров, с такой же летит и сама станция. Чем больше отходишь от неё, тем больше накапливаются боковые скорости. Их надо гасить. А топлива – ограниченное количество. Дозаправиться негде. Нужно оставить минимум 260 килограмм, чтобы вернуться назад. Если топлива не хватит на тормозной импульс, можешь не зацепиться за атмосферу и отскочить. Куда-то, конечно, приземлишься на нашей планете, но это может быть океан или страна с террористами. Поэтому топливо космонавты высчитывают граммами. Иначе не вернуться вовремя домой».

Екатерина ЛУБИНЕЦ

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки