Достичь высот и не упасть
Почётного гражданина Боровска Татьяну Артёмовну КУРОВУ помнят как многолетнего директора фабрики «Красный Октябрь». Но ведь в первую очередь она была хранительницей домашнего очага, женой, матерью, бабушкой. И помимо работы у этой женщины имелась другая жизнь, наполненная и радостными, и драматическими событиями
Рискуя жизнью
Она родилась в 1926 году в деревне Новомихайловское Рузского района. В нескольких километрах располагалась деревня Петрищево. Осенью 1941 г. Татьяна вместе с другими подростками отправилась туда за солью. На тот момент район был оккупирован немцами. Ребята вошли в деревню как раз в тот момент, когда фашисты вели на казнь Зою КОСМОДЕМЬЯНСКУЮ. Правда, тогда это имя было мало кому известно – оно прогремит на всю страну несколько позже. Забыв про соль, дети в шоковом состоянии от увиденного вернулись домой.
Однажды за околицей Татьяна наткнулась на раненого советского лётчика. Тот был сильно обморожен и едва подавал признаки жизни. Волоком девочка ухитрилась дотащить пострадавшего до деревни и спрятала в бане. Несколько дней ухаживала за ним, пытаясь привести в чувство. При этом осознавала, что сильно рискует. Ведь враги такого не прощали. Она даже представляла, что её могут повесить так же, как ту девушку в Петрищеве.
Когда лётчик немного окреп, то спросил, как пройти к Верее. Татьяна пообещала прийти ночью и вывести его через огороды. Но вернувшись, обнаружила баню пустой.
Приходилось ей в морозную погоду рыть окопы. В результате сильно простудилась, получила тяжёлое заболевание лёгких, которым страдала всю последующую жизнь. Но старалась этого не показывать, вела активный образ жизни.
Звенья одной цепи
После войны КУРОВА окончила техникум лёгкой промышленности и была направлена по распределению в Боровск, на фабрику «Красный Октябрь». На предприятии и в городе быстро освоилась. Работала охотно и постоянно пыталась совершенствоваться в профессиональном мастерстве, приобретала всё больший вес в коллективе. Шаг за шагом доросла до главного инженера, потом была выбрана председателем парткома.
В 1961 году Татьяну Артёмовну назначили директором. После чего и без того мощное предприятие охватила новая волна развития. КУРОВА не просто шла в ногу со временем, но и опережала его. Смело внедряла передовые идеи, не боялась экспериментов. Росла производительность труда, увеличивались зарплаты. Устроиться на «Красный Октябрь» было не так-то просто. В период правления КУРОВОЙ наша фабрика являлась флагманом отрасли во всём Советском Союзе.
Но мудрая женщина понимала, что всевозможные трудовые рекорды, переходящие знамёна немыслимы без нормальных бытовых условий, без активного отдыха. И всё это звенья одной цепи. А благосостояние рабочих определяется не просто высокими зарплатами. Поэтому активно строились жильё, детские сады, ясли. Огромное количество мальчишек и девчонок отдыхали в фабричном пионерском лагере «Чайка». Она поддерживала спортивные команды, творческие коллективы. Клуб «Красного Октября» никогда не пустовал. Директор не жалела средств на развитие народного театра, духового оркестра, вокально-инструментального ансамбля.
Уйдя на пенсию, продолжала активно заниматься общественной работой, до последних дней принимала участие в мероприятиях районного совета ветеранов.
Уважение – лучшая награда
Однажды вызвали к первому секретарю обкома партии Андрею КАНДРЁНКОВУ. Ей хоть и не привыкать было к кабинетам высокого начальства, но всё же по дороге волновалась, раздумывая, по какому поводу вызывает руководитель области. Но такого развития событий КУРОВА никак не ожидала.
- Татьяна Артёмовна, мы получили разнарядку из ЦК о вручении звания Героя Социалистического труда. У нас есть две кандидатуры – вы и ворсинская свинарка Анна РОЗМАХОВА. Хотелось бы услышать ваше мнение по этому поводу.
КУРОВА ответила, почти не раздумывая:
- Знаете, я ведь кабинетный работник, а у Анны Васильевны – тяжёлый физический труд. Так что пусть «Героя» получит она.
Это был не просто благородный жест. КУРОВА с огромным уважением относилась к тем, кто трудится на земле, на фермах, у станков. Ведь, подобно героине фильма «Москва слезам не верит», Татьяна Артёмовна, прежде чем занять директорский пост, прошла через много ступеней.
Кавалер орденов Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, «Знак Почёта», член райкома и обкома КПСС, делегат всевозможных съездов и конференций… Добившись большого веса в обществе, она помнила, что чем выше взлетаешь, тем больнее падать. Эта женщина не оторвалась от народа, не спряталась за массивными дверьми кабинета. Впрочем, в кабинете КУРОВА подолгу не находилась. Ходила по цехам (несмотря на то, что на некоторых участках из-за болезни лёгких ей было противопоказано находиться), общалась с народом. Могла поговорить с кем-то не только о работе, но и просто поболтать о жизни.
С трибуны она обычно выступала без бумажки – ярко, эмоционально, душевно, без лишнего бюрократизма. А рабочий класс ведь чувствует, где искренность, где фальшь.
Отказываясь от знания Героя Социалистического труда, она понимала, что лишает себя и солидных финансовых бонусов. Но для Татьяны Артёмовны уважение народа всегда было важнее титулов, регалий и материальных благ.
Яблоко от яблони
При всей своей занятости на производстве и в общественных делах Татьяна Артёмовна не забывала о семье. Её муж Пётр Васильевич родом из деревни Дедюевка. Добровольцем ушёл на фронт, не дожидаясь призывного возраста. Как и многие другие ветераны, о войне рассказывать не любил, слишком тяжело давались ему эти воспоминания. А во время семейных застолий любил петь военные песни. И каждый раз в этот момент по щекам катились слёзы. Пётр Васильевич тоже работал на «Красном Октябре» – мастером прядильного цеха.
«Самые счастливые воспоминания – это когда всей семьёй собирались дома, – рассказывает Владимир Петрович КУРОВ. – Мы со старшим братом Сашей играем или делаем уроки, отец что-то мастерит, мама хлопочет на кухне. Она очень редко отдыхала. Бывало, со всеми домашними делами закончит, после чего обложится книгами, брошюрами и до ночи их штудирует.
Нас воспитывали не нравоучениями, а собственным примером. Ведь дети всегда всё впитывают от родителей. Александр многое перенял от матери – активный, общительный, любознательный. Он был очень разносторонним – прекрасно пел, играл в народном театре. В любой компании – первый человек, мастер тостов, шуток. Мог поддержать беседу на любую тему».
Песня о далёкой Родине
Александр окончил вторую боровскую школу. Имея склонность к языкам, поступил на иняз Калужского пединститута. Отлично говорил на немецком, английском, французском. Срочную военную службу проходил в ГДР – переводчиком. Некоторое время поработал в школе, потом пошёл по комсомольской линии – в райком ВЛКСМ. Активного, грамотного, трудоспособного парня пригласили на работу в Калугу – сначала в комсомол, затем в обком партии, в отдел международных отношений. КУРОВ активно развивал связи с восточногерманским городом Зуль – побратимом Калуги. К слову, в ГДР благодаря этим контактам побывали по туристическим путёвкам много боровчан.
Ему нравилось в Калуге, как и жене Наталье, дочерям Ольге и Татьяне. Но когда поступило предложение перейти на работу в систему госбезопасности, отказаться не мог. Будучи патриотом, Александр Петрович готов был служить Родине там, где он требовался в данный момент.
В 1984-м окончил академию КГБ, а через два года был направлен в Эфиопию в качестве второго секретаря советского посольства. В то время там продолжался военный конфликт, и Советский Союз оказывал эфиопскому правительству помощь в борьбе с сепаратистами.
Несмотря на то что рядом была семья, Александр очень скучал по дому – по родным и друзьям, по нашей русской природе, еде. В такие моменты вспоминал «Песню о далёкой Родине» из кинофильма «Семнадцать мгновений весны»:
«Берег мой, покажись вдали
Краешком, тонкой линией…»
9 июня 1989 года посольская машина, в которой ехал по служебному заданию 37-летний подполковник КУРОВ, была обстреляна. Александр погиб. Похоронен в Боровске на Текиженском кладбище.
Его младший брат Владимир с юности увлекался техникой. Работал водителем в боровской автоколонне, а потом много лет в обнинском ФЭИ – возил учёных, директоров. Сейчас на пенсии. Бережно хранит память о родителях, о брате.
А жизнь продолжается – в детях, внуках, правнуках.
Дмитрий ОДИНОКОВ