Депрессивный статус или толчок к развитию?
Четыре года Ермолино носит имя моногорода. Принесёт ли оно ему в итоге счастливую жизнь, разбирался «Уголок России»
Новость о появлении в родном городе очередного завода население в целом всегда воспринимает болезненно. Тем не менее те, кто более менее неплохо разбирается в экономике, понимают: промышленность позволяет пополнить доходы бюджета. В случае с солидной промзоной – весьма существенно. А значит, и потратить на улучшение жизни муниципалитета можно будет гораздо больше. Идеальным примером в Боровском районе может стать село Ворсино, которое тотально преобразилось после появления на его территории одноимённого индустриального парка.
В поисках инвестора
А потому, когда в 2017 году Агропромышленный парк «К-Агро» зашёл на территорию Ермолина, решив развивать там одну из своих площадок, ермолинские руководители были настроены очень оптимистично.
Однако с тех пор прошло почти семь лет, а эти земли так и остались пустыми, что не могло не тревожить ермолинский депкорпус. На последнем заседании Думы депутаты в очередной раз поинтересовались у мэра города Евгения ГУРОВА, какие планы у «К-Агро» относительно этой территории. Порадовать «парламентариев» оказалось нечем. Как рассказал градоначальник, на сегодняшний день единственным инвестором, который зашёл на площадку, является конфетная фабрика «Микаелло». Да, предприятие намерено расширяться, но оно одно не способно дать тот экономический эффект, на который рассчитывали.
Как озвучила глава города Елена САМОКРУТОВА, по справке из налоговой, бюджет теряет около 20 миллионов рублей выпадающих налогов в год из-за 90-процентной скидки на земельный налог. А потому депкорпусу хотелось бы знать о планах «К-Агро» на землю, которая не используется около семи лет и на которой уже который год обещают реализовывать большие инвестиционные проекты.
Народные избранники попросили район оказать содействие по получению информации от агропромышленного парка о перспективах развития данной территории. В случае если они окажутся туманными, «парламентарии» готовы рассмотреть вопрос об изменении и даже отмене налоговой льготы для «К-Агро».
Вернувшись к синице
Такое решение депутатов можно понять: лучше синица в руках в виде поступления полноценного земельного налога, нежели журавль, которого они впустую ждут столько лет. Некоторые из них вспоминают и о перспективах, которые рисовали перед ними после получения муниципалитетом статуса моногорода в январе 2020 года.
В целом ничего похвального в этом «звании» нет, и по факту означает то, что в муниципалитете есть всего одно крупное предприятие, на котором трудится большая часть жителей. В случае Ермолина таковым является «Инвест-Альянс». Это огромный риск для города, в котором большая часть местного бюджета держится на налогах именно этой организации. Не стань завода (дай бог процветания «Ермолинским полуфабрикатам»), и город попросту потерпит крах экономики.
Таким поселениям просто необходим толчок к развитию и привлечению новых инвесторов. Потому на уровне Правительства и было решено создать перечень городов, находящихся в зоне риска, и разработать меры поддержки муниципалитета, а точнее, малого и среднего предпринимательства, решившего разместиться в нём. Это и солидные льготные займы, и создание объектов инфраструктуры для крупных предприятий. Собственно, таким «инкубатором», площадкой для запуска производства и стал Агропромышленный парк «К-Агро». Весь план по развитию города на ближайшую пятилетку в 2020-м построили вокруг этой территории, создав проект трансформации Ермолина, который должен был полностью изменить облик муниципалитета к 2025 году.
Идея, надо сказать, была отличная и держалась на трёх «китах»: площадка для новых производств, центр подготовки кадров и преображение городского пространства.
Три кита
Такой площадкой, повторимся, стал «К-Агро», на территории которого проделана большая работа по проведению необходимых коммуникаций. К примеру, реконструкция очистных сооружений, находящаяся на финальной стадии, позволит не только подключить к ним новые предприятия, но и наладить работу канализации во всём поселении. Данный раздел по развитию производства предполагает жилищную застройку, чтобы специалисты из других регионов нашей страны могли приобретать квартиры среднего класса.
Второй «кит» – создание Центра подготовки кадров для того, чтобы на новых предприятиях было кому работать. Команда проекта провела переговоры с резидентами индустриальных парков, чтобы понять, каких специалистов не хватает в Боровском районе. Оказалось, каровый голод испытывают в отношении представителей рабочих профессий: электриков, механиков и т.д. Утолить его вполне способен ермолинский техникум, на базе которого и было решено создавать Центр подготовки кадров с возможностью прохождения практики на имеющихся предприятиях.
Пожалуй, самой привлекательной для горожан оказалась бы третья сторона проекта – реновация городского пространства. Планы были прямо-таки грандиозными, а реализовывать их хотели, в том числе, и благодаря нацпроектам. Это и строительство жилья, и газификация, и новый ФОК с детским садом, и благоустройство дворов и общественных территорий, и создание базы отдыха.
Экономический эффект после реализации всех планов впечатляет. К 2025 году Ермолино получил бы 23 миллиарда рублей инвестиций, 260 дополнительных миллионов в бюджет, три десятка новых предприятий, 1,5 тысячи подготовленных специалистов, 3,5 тысячи рабочих мест.
Удачный опыт
Думается, чтобы сдвинуть проект с мёртвой точки, отталкиваться рассчитывали именно от развития территории «К-Агро». Для привлечения инвесторов в помощь и дали статус моногорода. К слову, в Постановлении Правительства РФ, определяющем список таких муниципалитетов, есть три категории моногородов по степени угрозы экономике. И Ермолино внесли в самую безопасную: «со стабильной социально-экономической ситуацией».
К слову, город, освободивший место в этом перечне для Ермолина – Белогорск Амурской области, получил статус моногорода одним из первых ещё в 2009 году. Также первым из пяти населённых пунктов они избавился от «депрессивного» клише.
В этом городе планы на статус были такими же амбициозными, как в Ермолине: с 2015 по 2018 год там рассчитывали на федеральное финансирование в объёме 3,7 миллиардов рублей, фактически же с 2011 по 2017 оно составило около 30 миллионов и строительство подстанции для завода «Амурский» (880 миллионов). При этом за целевые деньги висела огромная ответственность и организационная нагрузка, а также софинансирование регионального бюджета. Кроме того, моногородов в России – три сотни, и получить деньги на реализацию проекта трансформации города очень сложно.
Тем не менее Белогорску удалось улучшить своё социально-экономическое положение, привлечь на свою территорию несколько крупных предприятий, что позволило городу получить второй статус – резидента «Территории опережающего развития» (ТОР). После этого власти пришли к выводу, что эти два статуса противоречат друг другу и пора выходить на новый уровень развития, избавляясь от приставки «моно» и взяв курс на резидента ТОР. Программа для последних также предполагает господдержку, при этом специалисты в сфере экономики считают механизм для ТОР более понятным и рабочим.
В плане развития Ермолина как моногорода тоже есть цель стать Территорией опережающего развития, но для этого муниципалитет должен преодолеть зависимость от одного предприятия. В Белогорске программу по моногороду разработали в 2014 году, а в 2017-м заговорили о снятии статуса. Тем не менее в целом им понадобилось на это более десяти лет. Так что у Ермолина есть все шансы на такой же экономический сценарий. Ведь не стоит забывать и о паре «чёрных лебедей», которые потрясли экономику всей страны, как раз начиная с 2020 года, когда муниципалитет стал моногородом: сначала пандемия ковида, а затем беспрецедентные санкции. Тем не менее сейчас наш регион уже начал наращивать обороты развития. А потому и в Ермолине пришло время для активных действий. Для этого важны совместная работа: руководства города и «К-Агро», а также мощная поддержка вышестоящей власти.
Анастасия БОЛТАЧЕВА