Пенсионерка полтора года воспитывала шестерых детей, не получая пособие по опеке за внуков
В своих лозунгах государство ставит во главу угла семью и детей, заявляет о многочисленных мерах поддержки тем, кто их поднимает: многодетным и приёмным родителям, одиноким мамам, малоимущим семьям. И вроде бы всё предусмотрено для того, чтобы, решившись растить ребёнка, опекун не оказался один на один с финансовыми трудностями. Но, как это часто бывает, всё хорошо в теории, а на практике регулярно даёт сбой. Иногда между родителем и пособием встаёт непреодолимая бюрократическая стена, преодолеть которую, пусть её толщина всего в одну несчастную бумажку, невозможно.
В такой ситуации и оказалась пенсионерка Надежда КУЗИНА (имя изменено. – Примеч. ред.) и шестеро находящихся у неё на воспитании детей.
13 тысяч на семерых
Никогда не знаешь, какие сюрпризы готовит судьба. Вот и Надежда Николаевна не думала, что к 60 годам примерит на себя роль многодетного родителя. Семью её дочери нельзя назвать благополучной, но она сделала из Надежды КУЗИНОЙ богатую бабушку, подарив ей пять внуков.
Когда младшей, Ангелине, было всего полгода, её мама умерла: отравилась суррогатным алкоголем. «Внук принёс домой вино, купил где-то. Говорил, пахнет вкусно: вишней. Через какое-то время дочь мне позвонила, сказала, что отец умер. Он больше выпил, и ему сразу плохо стало. Дочь подумала, что надорвалась, пока деда несла, сказала: нехорошо чувствует себя и позвонит попозже. А спустя ещё время внучка сообщила, что мамы тоже больше нет. Врачи сделали заключение о смерти в результате интоксикации организма. Вместо вина оказалась жидкость, которую в машину заливают», – вспоминает Надежда Николаевна.
Так на её попечении оказались полугодовалая Ангелина, восьмилетняя Виолетта, 13-летняя Света, 14-летний Максим и 17-летний Никита. Кроме того, бабушка воспитывает и собственную дочь Настю. Сейчас ей 18.
На пенсию в 13 тысяч всемером не проживёшь. За каждого опекаемого несовершеннолетнего государство выплачивает ежемесячно пособие. На данный момент оно составляет также порядка 13 тысяч рублей. Надежда КУЗИНА живёт в Малоярославце, а потому именно туда она обратилась в отдел опеки и попечительства, чтобы оформить необходимые документы. Однако там пояснили: так как дети зарегистрированы в Боровском районе, то право на опеку регистрировать необходимо в этом муниципалитете.
Полтора года – это много или мало?
Здесь и начинается самое интересное, но далеко не самое весёлое. После смерти гражданской жены отец перестал принимать участие в воспитании и содержании детей. Младшую девочку своей дочерью он не признал, что позволило бабушке оформить над Ангелиной постоянную опеку раньше. «11 января прошлого года я в первый раз приехала в Боровск. Маленькой тогда полгодика было. Сразу дали временную опеку. Потом по больницам ездили, медкомиссию проходили. В июне 21-го получили постоянную», – вспоминает Надежда Николаевна.
А вот по остальным внукам такая процедура может быть проведена лишь после лишения их папы отцовства по суду. До того времени можно зарегистрировать лишь временную опеку, которая ежемесячных выплат не предусматривает.
Суд затянулся. За год его откладывали трижды! Первое заседание состоялось лишь в декабре 2021-го, а решение о лишении отцовства приняли ещё позже – в апреле. За это время один из внуков Надежды Николаевны достиг совершеннолетия.
Детям пришлось рано повзрослеть: работают старший внук и дочь Надежды Николаевны. Помогает, как может, 15-летняя Света.
Квест на выживание
Ещё одно обязательное условие для оформления опеки – прохождение медкомиссии. Опять же в Боровском районе: по месту регистрации детей. «Дорога из Малоярославца до больницы обходится в 350 рублей, а нас трое. За пять дней медкомиссии я потратила 10 тысяч», – рассказывает бабушка.
16 марта она отдала все справки для получения медицинского заключения. К тому времени все необходимые документы были у неё на руках. «Мне обещали позвонить, когда заключение врачей о прохождении медкомиссии поступит в опеку, но два месяца молчали и в ЦРБ, и в опеке. А потом я узнала, что эти документы давно готовы. В результате пособие я начну получать лишь в июне – на месяц позже, а они 2,5 месяца держали эти справки», – утверждает Надежда Николаевна.
В боровском отделе опеки признают: произошло действительно недоразумение, но материальных потерь женщине конкретно данная ситуация не нанесла. Дело в том, что право на выплаты у опекуна наступает с момента возникновения основания: то есть с момента вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, Надежда Николаевна получит всю полагающуюся ей сумму после завершения оформления документов.
Вот только жить приходится здесь и сейчас. И вроде виноватых нет, что одинокой пенсионерке полтора года приходилось буквально выживать, таща на свою пенсию себя и шестерых детей. Да, за младшую внучку она получала пособие, а также алименты от отца в пять тысяч рублей за 10-летнюю девочку. Но разве найдётся хоть кто-то, кто считает, что на эти деньги можно прокормить такую большую семью? Ежемесячное пособие опекуна на других детей стало бы спасительным подспорьем, но до того счастливого времени, пока эта рука помощи от государства перемахнёт через стену суда и других бюрократических проволочек, ещё нужно дожить.
Анастасия БОЛТАЧЕВА