Чтобы удобно было всем

03 марта 2021 г.
Чтобы удобно было всем

В Центре семейной культуры «Берега» в очередной раз обсудили вопросы развития Боровска

Как привлечь инвесторов?

Руководители города и района, предприниматели, музейные работники, неравнодушные боровчане собрались в «Берегах», чтобы вернуться к наболевшей теме. Как добиться, чтобы выселенные и не подлежащие сносу ветхие дома представляли не бельмо, а изюминку?
Давно понятно, что на местные средства (на сегодняшний день налоговые поступления в бюджет Боровска составляют около 74 миллионов рублей) рассчитывать не приходится. К тому же на реставрацию дома, являющегося историческим памятником, необходимо в два-три раза больше финансов, чем на обычное строение. Большие затраты требуются на различные экспертизы, научные исследования.
Следовательно, надежда только на инвесторов. По словам мэра Боровска Анжелики БОДРОВОЙ, на сегодняшний день выкуплен дом № 11 по улице Володарского. Есть конкретная заинтересованность в ещё одном объекте. Впрочем, о внимании предпринимателей к тому или иному зданию ходит немало слухов. Называют и дом Шокиных на улице Ленина, и дом Голофтеевых на улице Энгельса. Но это не повод делать какие-то предположения. У нас случалось, что объект покупался через аукцион, а через какое-то время в том же состоянии перепродавался. Так, например, было с домом Наполеона.
Естественно, вкладчики ждут отдачи. Но о размещении в старинных домах производства не может быть и речи (если это, конечно, не школа мастеров народных промыслов). Поэтому самым оптимальным в этих условиях остаётся ориентирование на туризм и культурно-социальные объекты. По такому направлению пошла Ирина КЛОЧКОВА, открывшая на площади Ленина «Домик счастья». В аналогичном русле собирается работать Светлана ШОРОХОВА, которая сейчас восстанавливает Дом ударника (бывший тюремный замок) на улице Берникова.

В едином пространстве

Основательница частного музея боровского купечества и предпринимательства Евгения ПОЛЕЖАЕВА спрашивала: стоит ли рассчитывать, что Боровск в перспективе сможет обеспечивать себя благодаря туризму, как, например, Суздаль? Ответа она так и не получила. Но и без того понятно, что о таком мы можем только мечтать. К сожалению, уровень нашей инфраструктуры явно не соответствует значимости объектов, предлагаемых туристам. К примеру, нет и не предвидится стоянки для туристических автобусов. Они останавливаются на площади Ленина, затрудняя и без того непростое движение. А в некоторые выходные дни заполняют территорию городища.
Анализ показывает, что главными целями для организованных туристических групп при поездке в Боровский район являются либо Пафнутьев-Боровский монастырь, либо «Этномир». В центр Боровска заезжают наскоком и галопом пробегают за час-полтора. Чуть дольше задерживаются те, кто путешествует индивидуально или с семьёй. Но их меньше. Так что говорить о какой-то существенной прибыли с экскурсантов пока не приходится.
Кто-то предложил брать с каждого автобуса некий экологический сбор (скажем, по тысяче рублей). Ведь они разбивают наши дороги, загрязняют атмосферу выхлопными газами. А может, возьмём пример с Венеции? Там в духе императора Веспасиана, прославившегося афоризмом «Деньги не пахнут», ввели сбор для туристов, посещающих общественные туалеты. А сами венецианцы платят в два раза меньше.
Глава районной администрации Николай КАЛИНИЧЕВ отверг идею экологического сбора: «Существенной прибыли мы не получим, а туристов можем отпугнуть».
По мнению Ирины КЛОЧКОВОЙ, развитию туризма в Боровске мешает большое сосредоточение в центре города крупных торговых точек: «Люди въезжают и видят разгружающиеся фуры у сетевых магазинов. Появится ли у них вдохновение для осмотра достопримечательностей?».
«Нам нельзя противопоставлять интересы боровчан и гостей города, - уверена директор центра «Гармония» Полина КЛОЧИНОВА. - Это может привести к напряжённости в обществе. Мы должны постараться, чтобы в нашем городе комфортно было и местным жителям, и приезжим».
Но как этого добиться? Вот в Тарусе центральная площадь, вокруг которой сосредоточены основные туристические объекты, полностью освобождена от транспорта (при этом есть удобная площадка для автобусов). А из торговых точек - только аптека, сувенирная лавка да газетный киоск. Вполне благодатная среда для туристов. Нам ничего подобное уже не светит, никто же не станет сносить крупные магазины.

Снова о статусе

В этом смысле не поможет даже статус исторического поселения. Эту тему тоже затронули на встрече. «Я, наверное, разочарую тех, кто думает, будто в историческое поселение деньги потекут рекой, - заметил Николай КАЛИНИЧЕВ. - На это не стоит надеяться. Единственная преференция, на которую может рассчитывать Боровск, - это получение грантов на реализацию проектов».
А вот город Мышкин Ярославской области с населением чуть больше 6 тысяч человек не имеет статуса исторического поселения. При этом от туристов отбоя нет (большинство прибывают по Волге на экскурсионных теплоходах). На одной только мышиной теме создали целую туристическую индустрию. По этому поводу Ирина КЛОЧКОВА заметила, что в Боровске туризм в основном заточен на религиозную и историческую тематику. А можно придумать что-то новое, необычное.
Основатель Боровского музея компьютеров Владимир АРХИПОВ считает, что нам не стоит игнорировать опыт других малых городов, многие из которых упоминались на встрече. Почему бы не перенять какую-то интересную концепцию?
Но прежде чем говорить о чём-то глобальном, нужно обратить снимание на элементарные вещи - состояние тротуаров, скверов, фонтанов. Об этом напомнил боровчанин Фёдор ГОЛУБКОВ. А то у нас несколько лет назад убрали скамейки с каштановой аллеи под предлогом того, что на них собираются выпивохи и хулиганистые подростки.
Подводя итоги, Николай КАЛИНИЧЕВ подчеркнул, что такие встречи не проходят бесследно: «Каждое мероприятие даёт почву для размышлений. Приятно, что у нас так много неравнодушных людей, готовых активно участвовать в деле сохранения нашей истории и культуры. А власти обязательно будут учитывать мнение боровчан».

Дмитрий ОДИНОКОВ

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки