Чей «Огонек»?

26 апреля 2023 г.

Более семидесяти лет музыковеды и историки Великой Отечественной войны искали композитора, подарившего миру нетленный шедевр, которому суждено было стать одним из главных символов надежды в самые тёмные времена для нашей страны

Чей «Огонек»?

Около двух лет на концертах во второй боровской школе обязательным номером программы является исполнение старшеклассницей Александрой ДАНОВСКОЙ песни «Огонёк». Каждый раз она трепетно вспоминает о том, что автором музыки является её прадед Григорий АНИКИН.
Пообщавшись с юной боровчанкой и её мамой Ольгой Алексеевной, выяснилось, что это жест восстановления исторической справедливости и памяти предка. Всё дело в том, что долгие годы музыка, написанная к стихам Михаила ИСАКОВСКОГО, официально считалась народной.
Первая публикация строк состоялась в апреле 1943 года в газете «Правда». При этом автор изначально отметил, что это песенный текст. Но к нему не прилагалось нот, поэтому многие композиторы начали придумывать мелодии к стихам, которые в тот период отзывались в душах миллионов людей по всей стране, как шедших в атаку, так и ждавших своих родных в тылу.
Большинство музыкальных вариаций «Огонька» сейчас потеряны во времени. До нас дошёл вариант, исполненный и записанный на виниле в 1947-м прославленным советским тенором Владимиром НЕЧАЕВЫМ. Именно он стал ассоциироваться с этой песней на отечественной эстраде, сделав каноничным именно ту мелодию, которую знаем все мы сегодня.
Что характерно, уже на первых пластинках музыка определялась как «народная». Но как так получилось, что за четыре года потерялось авторство музыки? Об этом и поведали Ольга и Александра ДАНОВСКИЕ.

Гений агитбригады

Григорий АНИКИН – музыкант, мультиинструменталист, солист ленинградского Дома офицеров. Родился в Красном Селе под Санкт-Петербургом в 1907 году в семье железнодорожников. Когда парню было 11 лет, случилось несчастье. Отряд красноармейцев забрал у семьи единственную лошадь. Тогда отец Гриши потребовал от сына следовать за солдатами и любой ценой вернуть животное. Но тот этого сделать не мог, поэтому в родное гнездо не вернулся.
Новая жизнь будущего музыканта походила на судьбы миллиона беспризорных детей Петрограда послереволюционной поры. Он зарабатывал себе на пропитание тем, что пел на площадях и в рюмочных. После окончания рабфака смог поступить в музыкальное училище. В это время он знакомится с любовью всей жизни Ксенией САНАЕВОЙ.
За годы обучения освоил порядка семи музыкальных инструмента. Кроме базового баяна, прекрасно играл на скрипке, гитаре, балалайке, гармони и рояле. С виртуозным мастерством он мог исполнить «Полёт шмеля» и «Чардаш». Неудивительно, что такой талант приводит его в 1939 году в один из главных оплотов культуры предвоенного Ленинграда – Дом офицеров. При этом грандиозном учреждении долгие годы существовал ансамбль, в военные годы носивший название Красноармейской песни и пляски политуправления Ленфронта.
Встретив войну внутри блокадного кольца, музыканты ездили в различные части действующей армии с концертами. Однажды Григорию Алексеевичу вместе с товарищами пришлось ползти под пулями врага. Осколком пробило кофр его баяна, разворотив инструмент. Но именно благодаря ему музыкант остался жив.
Когда осада города-героя была снята, музыканты остались в Ленинграде, продолжая агитационные концерты. На одном из них баянист аккомпанировал легендарной Клавдии ШУЛЬЖЕНКО. Именно в это время, по словам потомков, Григорий АНИКИН создаёт свой главный шедевр.
«Для семьи никогда не было секретом, что именно дедушка написал «Огонёк», – вспоминает Ольга Алексеевна. – Но его скромность, свойственная людям того поколения, никогда не позволяла ему кичиться этим фактом и идти доказывать своё авторство. Во время концертов объявлялось, что музыка Григория АНИКИНА в обработке руководителя ансамбля Георгия НОСОВА, впоследствии авторство и вовсе затерялось».
Александра ДАНОВСКАЯ рассказывает, что, по семейному преданию, текст «Огонька» был обнаружен прадедом на перекидном календаре: «Тут же при бабушке он начал наигрывать мелодию, которая впоследствии стала основой песни. Вспоминая этот момент, он никогда не переживал, что авторство его потеряно. Он был настоящим советским гражданином. Главной его страстью являлась именно музыка. Коллекционировал музыкальные инструменты, от которых в его ленинградской коммунальной квартире было трудно перемещаться».
Послевоенная судьба музыкального гения складывалась спокойно. Долгие годы он работал в ансамбле при Доме офицеров – месте притяжения всей ленинградской военной интеллигенции. Встречался в закулисье с Георгием ЖУКОВЫМ. А однажды его сын Алексей, пришедший к родителям на работу, посидел на коленях у лётчика-аса Ивана КОЖЕДУБА.
Впоследствии Григорий АНИКИН создаёт свой ансамбль при Доме культуры Ленэнерго. Что самое символичное, название новому коллективу он даёт именно «Огонёк».
Был страстным собирателем книг, писал стихи, которые накладывал на собственную музыку. Делал переложения и обработки популярных произведений, например, всем известную «Дубинушку».

В поиске истины

В 1986-м Григория Алексеевича не стало. Семья, вынужденная заниматься архивом, сделала запрос в Министерство обороны на восстановление документов о наградах музыканта. «У нас имелись сами медали «За победу над Германией», «За боевые заслуги», орден Красной Звезды, но необходимых бумаг не сохранилось. К сожалению, в предоставлении личного дела в тот год нам отказали», – вспоминает внучка.
Звезда удачи улыбнулась родственникам лишь в 2009 году, когда на внеочередной запрос семье предоставили копии наградных листов. В одном из них, прилагаемом к медали «За боевые заслуги», в обосновании значилось: «Лично им (Григорием АНИКИНЫМ) сделан ряд музыкальных обработок красноармейских и народных песен и написана популярная среди бойцов Ленфронта песня “Огонёк”». При этом дата документа значится как 23 марта 1944 года. А это менее чем через год после первой публикации строк ИСАКОВСКОГО. А учитывая богатую гастрольную деятельность ансамбля, легко предположить, как быстро мог распространиться именно этот вариант исполнения шедевра военной песни.
Сейчас родственники хотят восстановить справедливость и вернуть законное авторство «Огоньку». Саму песню на боровских концертах активно исполняет правнучка музыканта: «Когда я впервые решилась на это, позвонила дедушке в Ленинградскую область. Музыке его учил прадед. Хоть он и не захотел стать профессионалом в этой области, отлично играет на нескольких инструментах. Так, по телефону, мы провели три репетиции  – он играл на гитаре, а я пела».
А вот с внешним образом помогла бабушка, подсказав, как одевались девушки в ту эпоху. Сама Александра говорит, что её страшат военные песни, а «Огонёк» для неё больше про любовь и великую надежду: «Я очень восхищаюсь своим прадедом, который был большим музыкантом. Я горжусь, что именно он написал мелодию к такой популярной песне».

Александр САМСОНОВ

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки