Чем сложнее, тем интереснее
На подмостках «Пяти вечеров» показали пьесу «Идиот» Достоевского. Очередным участником открытого фестиваля стал театр-студия «Артель» из Подольска
Актёры уже играли на сцене балабановского Дома культуры. В прошлом году они представили «Бесприданницу». В этот раз также порадовали зрителей классикой. О творческом коллективе и работе над спектаклем рассказала режиссёр Ольга Огонькова.
Актёрская семья
Через два года любительский театр «Артель» отпразднует своё 30-летие. Это содружество актёров разных возрастов, где сохраняется преемственность поколений:
- В постановке «Идиот» задействованы актёры-непрофессионалы, которые давно у нас играют, артисты, выросшие из наших студийцев, и те, кто продолжил или уже закончил получать образование в Университете культуры. Юлия Богомазова, которая играет Настасью Филипповну, дочь нашего звукорежиссёра, и Максим Старков (Парфён Рогожин) пришли в студию детьми, сейчас учатся в вузе, осваивая творческую профессию. Есть люди, которые пришли в театр уже взрослыми. Вячеслав Логинов – князь Мышкин – появился у нас три года назад. Очень упорно работает, много занимается, у него ещё одна ведущая роль – Карандышев в «Бесприданнице». Младший сын Вячеслава – Андрей играет в «Идиоте» мальчика Колю Иволгина.
Есть коллеги, которые очень давно с нами. Вот, например, Николай Константинович Моренов, исполнивший роль Лебедева. Он пришёл в 50 лет, сейчас ему 70 с лишним.
Миссия «Идиота»
В спектакль, представленный на фестивале, вошли сцены из первой части романа Достоевского. Есть и вторая часть постановки. В целом – это большая работа коллектива, на которую потребовался год.
- Каждый раз, когда в это погружаешься, ты как бы прочищаешь себя через призму вопросов Достоевского. И отвечаешь на них заново. Поэтому сложный материал нам очень интересен. Персонажи прописаны глубоко, там можно постоянно делать открытия. Мы находим какие-то новые вещи, и это приносит большую радость, потому что не даёт нам остановиться.
Князь Мышкин с чистым сердцем пытается помочь каждому, даже самому запутавшему в жизни. Может быть, где-то он не видит причинно-следственную связь, но видит добро и зло. На чьи-то судьбы он влияет, чьи-то не может изменить, но до конца пытается свою миссию, возложенную на него Достоевским, выполнить. Мы хотим это показать.
«Разве вы такая, какою теперь представлялись. Да может ли это быть!», - говорит он Настасье Филипповне. Это взывает к её душе, и она просит прощения у матери Гани. Он меняет отношения брата с сестрой - Гани и Вари. Вытащить лучшее, вытащить образ Божий, показать это самому человеку – вот задача князя Мышкина.
Случайности не случайны
Ольга Огонькова поделилась своим впечатлениями от поездки в Санкт-Петербург, где побывала в местах, связанных с Фёдором Михайловичем Достоевским.
- Эта поездка дала много разных размышлений. Могу рассказать очень интересную вещь. Мы с супругом хотели попасть в музей Достоевского, это было для нас очень важно. А перед этим отправились на Славянское кладбище, поклонились Ксении Петербургской. И оказались на прощании с правнуком писателя – Дмитрием Достоевским. Он занимался изучением истории своего рода, творчества, жизни великого предка. Получилось, что мы невольно проводили в последний путь потомка великого литератора.
Запрос на классику
Отвечая на вопрос, чем интересен «Идиот» современному зрителю, Ольга Владимировна обращает внимание на важность тем, поднятых в постановке, прежде всего для нового поколения:
- Понятно, что взрослая публика знакома с Достоевским: читали, смотрели. Что касается молодёжи, я никогда не видела равнодушных ребят на спектаклях по русской классике. Когда поднимаются страшные, трудные проблемы, они проецируют это на свою жизнь. Сколько было боли в зале на «Бесприданнице»! Важно, чтобы подростки пришли на спектакль, а дальше их затягивает. Они любят анализировать, им это свойственно. Я думаю, что этот материал интересен как раз взаимоотношениями людей, которые встречаются до сих пор сплошь и рядом: деньги, сребролюбие, бескорыстие, платоническая любовь, отношения между братом и сестрой, прощение и прощание – это вызывает большой отклик.
Полина НИКОЛАЕВА