Человек, зажигавший свет
Боровск славится своими традициями, но силен также он и своими людьми. Многие поколения учеников и воспитанников выпустила во взрослую жизнь Татьяна Дмитриевна ДИДЕНКО
Татьяна родилась в Боровске в семье Дмитрия Сергеевича и Полины Васильевны РУХОВЫХ. Их можно смело отнести к советской интеллигенции района. Отец – председатель колхоза имени Калинина, а мама – инструктор райкома партии, отвечала за вопросы агитации.
Юная Татьяна отличалась усердием в учёбе, казалось, что нет предмета, который вызывал бы у неё трудности. Золотая медаль была практически у неё в кармане, но преподаватель по черчению поставил ей вместо пятёрки отметку «хорошо». Упорная ученица после выпускного в 1961 году устроилась в балабановское конструкторское бюро. Целеустремлённости Татьяне Дмитриевне было не занимать.
Но когда пришло время поступления в вуз, стало понятно, что для медицинского факультета не хватает единственного, чего не могла поправить в своей жизни Татьяна Дмитриевна – здоровья. Поэтому её выбор пал на истфак Калужского педагогического института. К слову, в педагогике нашла своё призвание и старшая сестра Нина ШНЫРЁВА, многие годы руководившая кривской школой.
Непродолжительное время после выпуска Татьяна Дмитриевна трудилась в кривском интернате вожатой. Подобные заведения работали для ребят, живущих в отдалённых сёлах района. Дети ночевали и учились в них по будням, а на выходные разъезжались по домам. Вторая такая школа располагалась в Боровске на Молчановке.
Затем последовал период преподавания истории в первой школе районного центра, где учительница трудилась до 1984 года. Именно в это время директором второй боровской становится Алина ЖЕСТОКАНОВА, позвавшая нашу героиню в свой коллектив на должность заместителя по воспитательной работе. И в стенах этого заведения Татьяна Дмитриевна смогла расправить плечи и проявить все свои многочисленные таланты.
Оставаться всегда человеком
Коллега и бывший руководитель педагога Нина МАКСИМОВА вспоминает, что переход из одной школы в другую дался учителю очень непросто: «Это решение было действительно выстраданным. Ведь, с одной стороны, новый коллектив, а с другой – дети, которых она вела и любила».
Татьяна Дмитриевна моментально включилась в работу в новом учреждении, да так, что в следующем, 1985 году в образовательном заведении появилось ШКУС – школьное самоуправление района. Подобное образование было не только новаторским шагом педагога, но и опередило время на несколько лет.
Такое событие смогло состояться благодаря желанию учительницы постоянно развиваться как профессионала. Да и руководство в лице Алины ЖЕСТОКАНОВОЙ эту тягу всячески поддерживало. Так, Татьяна Дмитриевна прошла курсы (конечно, в ту пору они так не назывались) у уникального специалиста Олега ГАЗМАНА – разработчика «орлятской методики», концепции самоопределения и самостоятельности у учеников, именно благодаря ей в школах страны появилась должность классного воспитателя.
Отголоски этого обучения можно проследить в рассказах и, главное, в судьбах большинства выпускников историка. Многие из них отмечают, что именно благодаря урокам, вниманию и чутью педагога они смогли выбрать профессиональную стезю, по которой с гордостью пошли по взрослой жизни.
ШКУС стало неординарным явлением не только Боровского района, но и всей области. За опытом организации самоуправления учеников потянулись педагоги из многочисленных мест. Но Татьяне Дмитриевне этого уже было мало, поэтому следом в учреждении появились Содружество взрослых и детей и Совет старшеклассников. Под её руководством организовывались школьные КВНы, новогодние спектакли, конкурсы «Мисс и Мистер школа» и многие другие мероприятия, к которым она сама писала сценарии. А об её таланте переделывать тексты песен для театральных номеров ходили легенды.
Нина Викторовна вспоминает, что, уже став директором второй школы, без сомнения доверяла Татьяне ДИДЕНКО подготовку мероприятий. И на самом деле, когда на сцене начали разворачиваться действия «Сказа про Федота Стрельца» в переложении боровчанки, зал замер, а артистов, перевоплотившихся и игравших, как заправские актёры, ждали овации.
Коллеги отмечают, что одним из талантов учителя было умение привлечь к работе даже самых отпетых хулиганов. Ребята чувствовали свою значимость в большом, общем деле и не могли подвести любимого учителя. Долгие годы она возглавляла Совет по профилактике, в состав которого входили и старшеклассники. Умея «разрулить» любую конфликтную ситуацию, она принимала участие в работе добровольной дружины.
Спустя годы выпускники вспоминают, что общение с ней было духовным взаимодействием. При всём этом она очень не любила публичности и всякого проявления гордыни за свой труд, стесняясь, когда её за что-то хвалили.
Особенно следует отметить её заслугу как организатора «панорамы методических идей». В один из учебных годов сборная учителей второй боровской заняла первое место за свои педагогические разработки. В основе презентации лежал опыт Татьяны Дмитриевны. Но на областной этап конкурса она поехать не смогла. Команда, защищая проект, выложилась на сто процентов, жюри обратило внимание на этот факт и отметило сплочённость коллектива.
Говоря о профессионализме учителя, невозможно обойти стороной тот факт, что она постоянно печаталась в местной прессе и специализированных изданиях, например в газете «Директор школы». Часто не ставила своего авторства.
Многогранный бриллиант
По воспоминаниям дочери педагога Светланы ЖУРАВЛЁВОЙ, в семье Татьяна Дмитриевна пользовалась непререкаемым авторитетом. «Мама была нам прежде всего другом. Я благодарна ей за то, что она привела меня в школу. Они вместе с Ниной МАКСИМОВОЙ стали моими главными учителями по жизни», – говорит Светлана Николаевна.
С будущим мужем, хирургом боровской ЦРБ Николаем Юрьевичем, она познакомилась в больнице. Пришла на приём, а оказалось, что нашла спутника жизни. Когда они стали ближе общаться, выяснилось, что молодой человек снимает квартиру у родной тётки-учительницы.
Кроме дочери Светланы, у супругов есть сын Дмитрий. Он окончил Калужское авиационное училище. К слову, на сегодняшний день у ДИДЕНКО двое взрослых внуков и двое правнуков.
«Кроме профессиональной и общественной жизни, времени оставалось очень мало, но, несмотря на это, она прекрасно готовила и рисовала. Главной же её страстью, кроме родной истории, была литература, в особенности поэзия Высоцкого, Окуджавы и Рубальской. Очень хорошо пела и сама писала стихи», – вспоминает Светлана Николаевна.
Как историк и преподаватель обществознания Татьяна Дмитриевна знала свои предметы досконально.
«Она могла донести ученикам любую тему, рассказать о событиях, не тратя времени “на воду”. Больше всего ей нравилось изучение прошлого России и родного края. Её ученики неоднократно становились призёрами олимпиад и конференций», – вспоминает Нина Викторовна.
Школьники Боровского района до сих пор изучают историю края по методическим пособиям, в создании которых непосредственное участие принимала наша героиня. К слову, они уже пережили не одно переиздание.
За многолетнее служение профессии Татьяна ДИДЕНКО, а проработала она до 2007 года, удостоена звания «Отличник народного просвещения», награждена медалями «За верность детству» и «Ветеран труда». Знамя по работе по воспитанию учеников второй школы перешло к её дочери Светлане ЖУРАВЛЁВОЙ. В её крепких руках оно находится по сегодняшний день.
Скромная, настойчивая и отзывчивая учительница истории живёт в сердцах многих поколений её учеников. Воспоминания о ней согревают их до сих пор. А это самый большой труд и самый крепкий памятник, какой может оставить после себя человек.
Олеся САМОХИНА
«Истории у Татьяны ДИДЕНКО я училась с середины девяностых. Именно благодаря её заботе и чуткости вспоминаю школьные годы с теплотой. Татьяна Дмитриевна не учитель даже – она Педагогиня с большой буквы. Грамотный, душевный человек, способный дать ценный совет. У нас в классе были ученики, от которых любой другой преподаватель бы открестился, а она находила дорогу к каждому.
На уроках истории всегда было интересно, они проходили в необычной форме. Мы устраивали творческие вечера, спектакли, посвящённые той или иной эпохе. А во внеучебное время к Татьяне Дмитриевне всегда можно было прийти домой за ответом на вопросы или советом. Она неизменно встречала гостей улыбкой и усаживала за стол, угощая чаем.
Когда я, уже после выпуска, училась в академии, приходила консультироваться по курсовой к любимому историку. Она готова была помочь, не требуя ничего взамен – настоящая бессребреница.
Когда она ушла, что-то в школе изменилось навсегда. Знаю это, ведь она учила многие поколения моей семьи. А вот детям нашим уже не повезло застать её в школе. Очень жаль.
Если бы учителю позволило здоровье, она бы не ушла из школы. А покинув родные стены, она ни дня не прожила без разговоров и мыслях о ребятах, и они платили ей взаимностью, навещая при любой возможности.
Она всегда была собрана и аккуратна. Даже в последние годы, когда путь до школы ей давался с трудом, она заходила в класс с каким-то неземным достоинством, красивая и представительная, с неизменной уложенной причёской.
У меня хранится томик стихов Татьяны Дмитриевны. Часто его перечитываю сама. Иногда по случаю даю прочесть друзьям и близким. Строки, написанные несколько десятилетий назад, не теряют своей актуальности и сегодня».
Андрей КАЛАШНИК
«Мы встретились с Татьяной ДИДЕНКО в далёком 1980 году. Первая школа, начало учебного года. Несколько ребят перешли из другого образовательного учреждения и ждут, когда их определят в класс, в котором им предстоит учиться. И вот нам объявляют, что мы идём в 6 А. Сколько было радости увидеть молодого классного руководителя, но через мгновение нам сообщили, что произошла путаница и идём мы в 6 Б. А там учитель более солидного возраста, мы испугались, что она будет очень строгой.
Но как же мы ошибались! Татьяна Дмитриевна оказалась необыкновенно добрым и жизнерадостным человеком. Не помню ни одного случая, чтобы она повышала на кого-то голос, не говоря уже о том, чтобы обидеть человека. В молитве Серафиму Саровскому говорится, что все, кто приходили к нему, уходили, обретя утешение. Татьяна Дмитриевна дарила тепло своей души всем, кто был с ней рядом. Ученики тянулись к ней, потому что в каждом она видела человека, личность.
Как учитель она могла заинтересовать своим предметом любого ученика. Мы старались как можно больше проводить с ней времени, чтобы пообщаться. Даже оставались на дополнительное дежурство, а она бескорыстно отдавала своё время. Её можно смело назвать человеком, который зажигал свет в каждом.
В детях она воспитывала самостоятельность. Однажды она поручила нам обшить тканью старые стенды. Мы делали всё сами – мальчишки могли почувствовать себя мужчинами. Многим педагогам ребята давали прозвища. Но нашу «вторую маму» мы могли назвать только ласково – Татьянушка.
Во многом она определила мою судьбу и помогла с выбором профессии. В 1985 году я окончил школу, и Татьяна Дмитриевна помогла в подготовке к экзаменам. Довелось мне поработать с любимой учительницей в одном коллективе. По рекомендации Татьяны ДИДЕНКО перешёл на работу во вторую школу. Это было замечательное время, но через год пришлось переехать в Калугу, где живу и сейчас.
Таких людей, как она, необходимо помнить, сохраняя в сердцах. Никогда не забуду, как мы собирали информацию о Пафнутьев-Боровском монастыре, общаясь с директором музея Алексеем АНТИПОВЫМ. Об обмене опытом с московской школой, в которой создан музей 338-й стрелковой дивизии, освобождавшей наш город.
Татьяна Дмитриевна сочетала в себе множество талантов. И вот что удивительно, все наши учителя жили в одной стране, учились в одних и тех же вузах, но одни просто ведут свой предмет, а других дети любят, уважают и помнят».
Николай ШИРОКОВ
«Для меня главное отличие Татьяны Дмитриевны в том, что она была настоящим, неординарным и глубоким педагогом, основной её целью являлось научить.
Работая практикующим юристом, я как сейчас вижу один из главных уроков истории в моей жизни. Мы рассматривали период правления Ивана IV. Татьяна Дмитриевна организовала суд над царём. Ученики были прокурорами, свидетелями, адвокатами и присяжными. Роль главного судьи играла она. А я, в свою очередь, являлся основным обвинителем. Мы готовили материалы и прорабатывали свои выступления. Даже сегодня я утром репетировал свою речь как действующий юрист – многие вещи из тех школьных уроков я использую до сих пор.
Представьте себе, что в конце девяностых годов Татьяна Дмитриевна провела такой урок, который впоследствии стали использовать в крупных юридических фирмах. Одно занятие по главе «Иван Грозный» вложило в меня столько знаний и умений, и это в обычной боровской школе. А это не Йель, не Гарвард. После окончания школы я поступил в Российскую академию правосудия, и выбор состоялся во многом благодаря этому педагогу.
Учиться у Татьяны ДИДЕНКО, я считаю, – это выиграть у судьбы в лотерею. Она обладала философским складом ума и большим запасом житейской мудрости, любовью к детям и интересом к её будущему. Она в двух словах смогла объяснить нам, школьникам, понятие «социализм». По её мнению, и я с ним согласен, при этом режиме человек – винтик большого механизма и подчинён интересам системы, а если ей будет нужно пожертвовать этой единицей, она это сделает не задумываясь. Отсюда и сталинский ГУЛАГ, притеснение свободы слова и передвижения.
При этом она не забывала о положительных примерах из советского прошлого – сильное образование, бесплатная медицина, доступное жильё. Она рассказывала ученикам как об ошибках прошлого, так и о его хороших аспектах, чтобы мы, стремясь к светлому будущему, не растеряли то замечательное, что имеем сейчас.
Оставаться всегда человеком
Будут также кружиться снежинки
Также будет шуршать листопад,
Таять будут на лужицах льдинки
Иль дожди вдруг польют невпопад.
Как вчера, как сегодня и завтра
Ночь придёт к вам на смену дня...
Так и будет всё! Это правда!
Странно только – не будет мня.
Я уйду, как уходят другие,
Кто-то раньше, а кто-то позже меня.
Оставляя проблемы земные,
Как следы своего бытия.
Оставляют иные наследство:
Деньги, яхты, машины, дома -
Это самое верное средство,
Чтобы ближних свести с ума.
В их борьбе за участки, квартиры
И за банковские счета
Исчезает вдруг чувство меры,
Вмиг теряется, навсегда!
С ней и совесть куда-то уходит
И следов её не найти...
Так в борьбе вся их жизнь проходит,
А собой смогут что унести?
Ничего! Всё оставят потомкам,
Чтобы новь разгорелась вражда,
Чтобы жили они, как в потёмках,
Чтоб жестокой была душа.
Ни отца, ни сестру, ни брата
В этой битве не станут щадить,
А во всём будешь ты виноватым,
Что не смог сразу всем угодить.
В суете имя твоё помянут
Ни один раз, ни два и не три,
Но при этом спешить не станут
Положить на могилу цветы.
А не лучше ли все при жизни
Подарить или просто раздать,
Припасти лишь себе на тризну,
Чтобы ближних не утруждать.
Я за жизнь ничего не скопила,
А что было – спешила отдать!
Но в душе всё ж надежду хранила:
«Кто-то будет меня вспоминать».
Ни за деньги, ни за наследство,
Может в том, может в этом веке.
Есть для этого главное средство -
Оставаться всегда человеком!
Январь 2019 год
Александр САМСОНОВ