Чего я, собственно, добиваюсь?
Наши оппоненты пытались убедить население города (и в этом преуспели), что статус исторического поселения не позволит городу развиваться.
(Начало в номере за 14 мая 2021 года)
Следующий момент
– Наши оппоненты пытались убедить население города (и в этом преуспели), что статус исторического поселения не позволит городу развиваться. Они предложили изменить размеры домов по «красной линии» до 20 метров, а высотность здания увеличить до 3 этажей и. таким образом, со временем ликвидировать доминирующий усадебный тип застройки, с его малоэтажными домами и наличием при каждом жилом доме земельного участка. Подобный вариант был в Боровске реализован при строительстве многоэтажного жилого дома около «Сбербанка». Для этого были снесены два дома, один земельный участок был свободен, третий дом два или три раза поджигали. Подобная участь ждала Тюремный замок. Здание жгли три раза.
Мы сразу же поняли, о каком виде развития идет речь, и отстояли усадебный тип застройки, который традиционно существует в нашем городе несколько веков.
Наши оппоненты убеждали людей, что владельцы домов, когда у них возникнут проблемы ремонта зданий, увязнут в проблемах по согласованию проектных работ, потребуется проведение дорогостоящих экспертиз.
Убеждён, что это не так.
Город Боровск, повторяю, имеет три типа объектов, формирующих его облик (я не включаю ландшафты, чтобы не усложнять исследование): объекты культурного наследия федерального (4 ед.) и регионального значения (56 ед.), т.е. памятники, а также выявленные объекты культурного наследия (7 ед.) (еще не памятники, но этими признаками обладающие). Данные объекты охраняются Законом в силу своего статуса, отчего объекты культурного наследия (ОКН) не регулируются нормами принятого Проекта исторического поселения федерального значения.
Если Вы поинтересуетесь объектами (памятниками), о которых я сказал, то они в своем большинстве не являются жилыми индивидуальными домами и горожан интересуют только косвенно. Нас же волнует другой предмет регулирования – ценный градоформирующий объект. Что это такое?
Градоформирующий объект – это не памятник и не вновь выявленный объект культурного наследия. Нет, это объект, ценный для города с точки зрения формирования облика улицы, микрорайона.
Разработчиками проектной документации выявлено несколько сотен ценных объектов, которые отнесены к предмету охраны исторического поселения. Это те самые боровские домики с резными наличниками и карнизами, печными трубами и слуховыми окнами, въездные арки и ворота. Именно они формируют неповторимый архитектурный облик нашего города, некоторые из них запечатлены еще на дореволюционных фотографиях. В отношении данной категории объектов проект предусматривает наиболее детальные требования по их сохранению.
И эту стилистику следует сохранить.
Всего ценных градоформирующих объектов в проекте зафиксировано 738 единиц. На каждый из них заведена карточка с фотофиксацией внешнего вида. В этот перечень входят сами жилые дома, церкви, которые не признаны (по документам) памятниками, а также ворота, калитки и другие городские сооружения (например, кирпичный мост на ул. Калужской). Подобных объектов, т.е. ворот, калиток по проекту числится в Боровске 96 единиц.
Как известно, в 1988 году к Боровску были присоединены села Роща и Рябушки. Градоформирующих объектов (без ворот и калиток) в этих микрорайонах Боровска зафиксировано 78. В самом Боровске (без ворот и калиток) числится 564 объекта.
Что на подобном объекте можно делать?
На этот вопрос очень четко отвечают Правила.
Вот как Проект трактует возможности владельца вести на подобном знании необходимости работы:
«…Разрешаются сохранение, ремонт, капитальный ремонт, реконструкция. Демонтаж аварийных конструкций (в случае угрозы ухудшения эксплуатационного состояния), с последующим восстановлением, с учетом его местоположения. архитектурно-стилистических решений, материалов отделки фасадов и крыши, декоративных элементов, пропорций оконных и дверных проемов, отметок расположения карнизов, оконных проемов, декоративных элементов карнизов, коньков кровли…»
Таким образом, владельцы подобных зданий имеют возможность проводить текущий и капитальный ремонт (без дополнительных экспертиз, разрешений и согласований), а также реконструкцию при условии сохранения элементов исторического декора и воспроизведения стилистики основного дома у пристраиваемой части здания.
Кроме того, в наиболее строгих по требованиям зонах исторического поселения разрешено производить увеличение объема здания вглубь участка; в остальных зонах допускается изменение параметров зданий вплоть до увеличения этажности! Главное, чтобы по габаритам, масштабу и стилистике реконструированный объект соответствовал историческому окружению. Это важно уяснить. Рискну сказать, что в данном случае важнее соблюсти стилистику здания, его декор, чем выдержать установленные объемы.
Конечно, в Правила внесены некоторые требования, запрещающие производство отдельных видов работ, например, устройство на фасадах (выходящих на территории общего пользования) новых входов, порогов, крылец, террас и навесов, если их наличие ранее не доказано научно-проектной документацией.
Что касается нового строительства и реконструкции индивидуальных жилых домов, не вошедших в список ценных объектов в рамках границ исторического поселения, то они должны соответствовать необременительным параметрам. Главные требования заключаются в следующем: высота зданий не должна превышать 7 м для одноэтажных и 9–10 м для двухэтажных объектов капитального строительства, отделка стен – выполняться с использованием традиционных материалов (открытая кирпичная кладка, штукатурка, дерево), оконные рамы – содержать расстекловку.
Чтобы не было «кривотолков» в понимании сказанного, я размещаю адрес в поисковой системе интернета, где имеется весь проект – 257 страниц. Адрес: 0001202104160024.pdf или http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104160024
Каждый, кто интересуется проблемой, может ознакомиться с первоисточником, а не слушать «специалистов», которые в руках еще не держали данный документ.
За разъяснениями можно обращаться к членам Экспертного Совета. Их список имеется в администрации города. Я размещаю свой телефон (Владимир КАНУННИКОВ; 8-910-606-51-29), чтобы каждый, у кого возникнет вопрос или непонимание, мог ко мне обратиться, а я найду специалиста, кто даст исчерпывающие ответы на все интересующие Вас вопросы.
Мы будем просить администрацию города создать нам возможность, чтобы специалисты смогли встретиться с горожанами и рассказать им, показать на мониторах все положения Проекта, его сильные и слабые стороны. Население города должно знать предмет регулирования досконально, как говорится, из первых рук. Таких встреч должно быть не менее шести в мае текущего года.
Внедрение Правил исторического поселения в повседневную практику потребует много усилий. В этой связи я буду вынужден просить встречи с депутатами боровской Городской Думы, чтобы понять, имеются ли среди них люди, которые искренне и с полной ответственностью будут работать по реализации намеченного.
Полоса неопределенности пройдена. Проект утвержден. Буду надеяться, что глава администрации города Анжелика БОДРОВА, находясь в новой ситуации, сможет более конкретно высказаться о путях сохранения исторического облика города и возможных направлениях развития Боровска. Мы же, в свою очередь, представим общественности наши предложения о вхождении Боровска в туристический рынок.
(Продолжение в следующем номере «Боровских известий»).
Владимир КАНУННИКОВ,
Почетный гражданин города Боровска,
Мэр Боровска 1987–1995 гг.