Боровским депутатам пришлось выбирать: ремонтировать ли сети «Водоканала» за счет населения, согласовав предельный рост тарифов, или оставить райцентр без «реанимации» инфраструктуры
Ежегодное повышение тарифов за коммунальные услуги уже давно никого не удивляет. Однако всему нужна, что называется, мера, которую, к слову, утверждают на федеральном уровне
Так, для Калужской области этот индекс на очередной год установлен в размере 10 процентов. Ещё три даётся на предельно допустимое отклонение по отдельно взятой платёжке жителя. То есть выше нельзя, но если очень хочется, то можно при двух «если»: если в отдельно взятом муниципалитете действует инвест-программа, и если за такое решение проголосуют депутаты поселения.
Стоит подчеркнуть: 13 процентов – это совокупное повышение на все коммунальные услуги: горячую и холодную воду, отопление, водоотведение, газ, электроэнергию и вывоз мусора.
Однако из 280 муниципалитетов региона пять выходят за эти 13-процентные рамки. Среди них Калуга, Обнинск, Людиново, Грабцево и наш Боровск. Заместитель начальника Управления тарифного регулирования областного Министерства конкурентной политики Галина КУЗИНА объясняет: в райцентре администрацией совместно с «Водоканалом» разработана инвест-программа по водоснабжению и водоотведению. Действовать она будет ближайшие пять лет. Таким образом, «коммуналка» в Боровске вырастет на 22,6 процента, потому как 9,6 процента пойдут на реализацию этой программы. В денежном эквиваленте это 39 миллионов, которые в течение четырёх лет будут тратить на перекладку водопроводных труб и канализации на наиболее проблемных участках той или иной инфраструктуры.
Город, вода и ржавые трубы
То есть заплатить за эти мероприятия предлагается самим горожанам – из местного бюджета не потратят ни копейки. Собственно, этот момент и вызвал жаркие споры в депкорпусе, которому, учитывая, что предлагаемая цифра превышает рекомендуемый порог в 13 процентов, пришлось решать, готовы они возложить такое бремя на население или нет.
То, что ремонт сетей жизненно необходим Боровску, спорить никто не возьмётся. Нельзя сказать и то, что в сфере водоснабжения ничего всё это время не делалось: в этом году 500 тысяч рублей направлено на новое насосное оборудование на Калужской; два года назад – построили станцию водоочистки на Московской полностью за счёт регионального бюджета.
Тем не менее, какое бы суперсовременное оборудование не поставили в Боровске, по ржавым и гнилым металлическим сетям 1956-57 годов вода чистой до кранов жителей не дойдёт. Боровская администрация утверждает: трубопровод – это самое больное место водоснабжения райцентра. Вот и выходит, что конечный результат всех стараний потребитель попросту не видит.
Однако, как пояснил заместитель директора областного «Водоканала» Александр СКУБОРЕВ, тариф на воду предусматривает лишь текущий ремонт, строительства новых сетей в нём не заложено, а потому «реанимировать» водопровод ресурснику попросту не на что.
Тут можно было бы сказать, что раз «Водоканал» забрал в своё время сети Боровска, то их обслуживание – это исключительно его проблемы. Но справедливости ради, стоит вспомнить, что эта организация вынуждена принимать под своё «крыло» абсолютно любые коммуникации, в каком бы состоянии они не находились. А состояние это чаще всего можно описать фразой: забирайте, всё равно выбрасывать. Не забываем и о том, что «добро» это стекается в «Водоканал» со всего региона. И вот только после этого, положа руку на сердце, зададим себе вопрос: приносит ли это ресурснику столь бешеный доход, что его можно потратить на «реанимацию» всего этого наследства разом?
За чей счёт коммунальный банкет?
СКУБОРЕВ добавил: тариф «Водоканала» экономически не обоснован. В Боровске он должен составлять не 30 рублей, а 60, чтобы можно было проводить капремонт сетей и строить новые коммуникации.
Получается, без финансовой поддержки муниципалитетов здесь не обойтись. В данном случае она и выражается инвест-программой. Вот только почему оплачивать сей коммунальный «банкет» должно население? Представители «Водоканала» обещают, что без поддержки области горожане не останутся. «Сама программа предусматривает 39 миллионов, думаю, миллионов 200-220 за эти пять лет ещё из бюджета выделят, чтобы сбалансировать затраты», - отметил СКУБОРЕВ.
Вот только пока эти 200 миллионов на бумаге не лежат, там есть лишь те 39 миллионов, которые предусмотрены повышенным тарифом. Что же стоит за этой суммой?
На эти деньги планируют заменить на пластик 807 метров трубопровода на улице Петра Шувалова и 590 метров на Берникова от дома №2 до дома №24. Туда же входят работы по «реанимации» сетей канализации: 240 метров на улице 2-й Лесной, 215 метров на Берникова от дома №49 до дома №108, 497 метров на Мира и 640 метров на Петра Шувалова. Напомним, это не значит, что все вышеперечисленные работы проведут везде и разом. Мероприятия рассчитаны до 2028 года.
К слову, в этой же программе указана и степень износа сетей в Боровске. По водопроводу она составляет 22,69 процента, по канализации – 26,11 процента. Данные представлены на 1 января 2023 года. Мы, конечно, не специалисты, но эти цифры не вяжутся с утверждением, что все трубы по городу сгнили и их надо менять.
Водяная математика
Так или иначе, депутатам нужно было определиться, утверждают ли они повышенный тариф или нет. Последствия их решения им также разъяснили. В случае отказа согласования предельного индекса в размере 22,6 Боровск получает разрешённое повышение «коммуналки» на положенные 13 процентов, но и на инвест-программе ставится крест, так как «Водоканал» уже не сможет установить тариф того размера, что хочется.
В случае же если народные избранники соглашаются на повышение «коммуналки», то размер платёжки вырастает на 22,6 процента. Однако набор коммунальных услуг в разных домах Боровска разный, а потом этот порог перешагнут не все и не навсегда. Тариф повысится лишь с 1 июля 2024 года, до того времени новых цифр горожане в платёжках не увидят (это не касается содержания жилья и капремонта). Кроме того, с началом зимы в квитанции появится ещё одна строка: отопление, и хоть по факту платить жители станут ещё больше, процентный рост тарифа на этом фоне снизится.
Галина КУЗИНА пояснила: в Боровске население примерно 12,5 тысячи человек. Так вот предельный рост тарифа на 22,6 процента коснётся лишь семи процентов жителей (1000 человек). Это те, кто проживает в квартирах с центральным отоплением, всеми коммунальными услугами, но без горячего водоснабжения. С началом отопительного сезона этот рост снизится до 15 процентов.
На 18 процентов рост произойдёт у тех, у кого горячее водоснабжение есть (их 22 процента от общей численности населения). Через три месяца эта цифра упадёт и составит 14 процентов.
Меньше всего процент окажется у обладателей АГВ (15 процентов населения). С 1 июля «коммуналка» у них увеличится на 14 процентов, а с октября окажется всего на 12 процентов от сегодняшней цифры.
Если же говорить о конкретных суммах, то тариф на питьевую воду в Боровске при отказе депутатов устанавливать предельный индекс 22,6 вырос бы всего на 13%. Стоимость куба при этом увеличилась с 36,12 рубля до 40,82. Если же этот индекс повышается до предложенного уровня, то это разрешает «Водоканалу» установить тариф на воду в размере 49,94 рубля, что составляет 38 процентов от прежней цифры!
Непопулярное решение
Успокаивают ли эти временные и не всех касающиеся меры население, большой вопрос, учитывая, что Боровск – и так лидер района (а может и региона) по вложениям в строительство новых коммунальных объектов как раз из сферы деятельности «Водоканала». Который год горожане строят в микрорайонах канализацию по программе «Инициативное бюджетирование». И доля финансирования на человека там куда больше, чем та сумма, которая ударит по кошельку жителя с повышением тарифа.
Впрочем, у депутатов есть вариант оставить рост стоимости воды в пределах 13 процентов. Это произойдёт в том случае, если в бюджет на следующий год заложат ту сумму, которая превышает данный порог. Как пояснили в министерстве тарифов, речь о 5,5 миллиона рублей. Тогда такая компенсация отразится в квитанциях отдельной строкой, и платить люди будут за минусом этой суммы.
Практика такая в нашем регионе есть: десять муниципалитетов возложили это бремя на себя. Пойдут ли по этому пути в Боровске? Учитывая единственную реплику, брошенную на такое предложение: «У нас дотационный бюджет – откуда у нас деньги?» - вряд ли.
Стоит отметить, что получить деньги на дорогое коммунальное строительство можно и «сверху», для этого муниципалитету нужно приложить усилия, чтобы попасть в федеральную или областную программу.
Так, к примеру, по инициативе президента, в стране стартовала большая программа модернизации коммунальной инфраструктуры. Наш регион защитил проект на полтора миллиарда рублей, а потому в нём обновляют более 97 километров сетей тепло- и водоснабжения, а также водоотведения. Завершат работы в следующем году. Жаль, что Боровск туда почему-то не попал.
А вот инвест-программу вместе с предельным индексом боровские депутаты в итоге утвердили семью голосами «за» и шестью «против». Те, кто не хотел принимать решение, считают, что финансирование должно идти из бюджета, а если денег нет, то инвест-программа должна была заранее обсуждаться с депкорпусом, которым потом отчитываться перед избирателями, на плечи которых сейчас переложили «реанимацию» сетей.
Те, кто поддержал предложение, возможно, в душе и согласны с оппонентами, но понимают, что в данной ситуации решение хоть и непопулярное, но единственно возможное. Отказ поставил бы крест на ремонте инженерных сетей на ближайший год, а его отсутствие столь длительное время может оставить весь город без воды, если от ветхости эта инфраструктура будет не только трещать по швам, но и развалится окончательно.
Анастасия БОЛТАЧЕВА