Боровская Гжель
Синие завитки на белом фоне фарфорового поля. Всемирно признанный и узнаваемый бренд. Школа с многовековой историей, в чьи летописи по праву внесено имя народной художницы Людмилы АЗАРОВОЙ. Родом она из нашего районного центра
Рассказ с предысторией
Буднично проводя время на сайтах, где можно приобрести антикварные товары и фотографии, автор статьи искал материальные отголоски истории, связанные с Боровском. В одном из запросов сайт выдал небольшую фарфоровую скульптурку. А в описании сказано, что работа авторская и принадлежит руке народного художника СССР Людмилы АЗАРОВОЙ.
Удивился причудливой работе. Но, вспомнив цель посещения сайта, потянулся закрыть вкладку, как пронеслась в голове мысль: «Так, стоп! А почему Боровск?». Пробежав глазами по странице, увидел небольшую биографическую справку, начинавшуюся словами: “Родилась 24 октября 1919 года в Боровске (ныне Калужской области) в семье землемера”».
Но почему в самом районном центре фамилия прославленного керамиста из Гжеля не на слуху? Узнать, в чём причина данного пробела и восполнить его, стало целью данной статьи.
Гжель – традиционный промысел, вид русской народной росписи в виде бело-голубой керамики. Также один из центров по её производству. Более широкое значение с исторической и культурной точки зрения – это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в так называемый «Гжельский куст».
Поселения, где производят традиционную бело-голубую керамику, располагаются примерно в 60 километрах от столицы. Эти места издревле славились своими глинами. Добычу материала тут освоили с середины XVII века. Использовалась в производстве аптекарской посуды после приказа царя Алексея Михайловича в 1663 году.
В 1812 году Гжельская волость приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». До середины XIX века тут также изготавливали обычную посуду, кирпич, знаменитые изразцы и керамические игрушки, используя в то время эмаль тёплого оттенка.
С 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в артели начинается производство полуфаянса и фаянса. Из него изготавливались традиционные квасники, кувшины и кумганы. А затем основываются заводы по созданию фарфора.
В начале XIX века, когда мастера переходят на краску, получаемую из окиси кобальта, начинает складываться знакомый всем гжельский стиль. Именно этот пигмент наиболее стоек к обжигу при высоких температурах.
При этом рисунок наносится «подглазурно», из-за чего изображение немного расплывается.
С середины XIX века в производстве начинает ощущаться упадок. Мастерам трудно было угнаться за модернизацией производства и конкурировать с импортным товаром.
Былая слава начала возвращаться к Гжели только в середине XX века. Именно в это время сюда и устраивается наша землячка Людмила АЗАРОВА, чтобы занять достойное место в плеяде выдающихся художников, которым удалось вывести работы промысла на уровень мировой узнаваемости.
Из детства в войну
О Людмиле Павловне поговорили с её внучкой Софьей ОВСЯННИКОВОЙ, ставшей, как и бабушка, известным керамистом, художником и педагогом высшей категории. Софья Александровна на правах хранительницы истории семьи выступает с рассказами, раскрывая для молодёжи перипетии биографии прославенной боровчанки.
«Детская пора Людмилы Павловны нам знакома очень смутно. Известно, что её отец, Павел Андрианович, служил инженером. Мама, Наталья, рано умерла от чахотки, работала учителем. В семье было два ребёнка: сама Люда и её младший брат Лёвушка, погибший во время Великой Отечественной войны», – вспоминает Софья Александровна.
Сейчас тяжело установить период пребывания семьи в Боровске, а потому неизвестно, в какой момент АЗАРОВЫ перебрались в областную столицу. Даже неясно, где оканчивала семилетнюю школу будущая художница. После смерти мамы в доме появилась строгая мачеха, требовавшая, чтобы юная Людмила начинала заботиться о себе сама.
С детства мечтавшая стать художником Людмила АЗАРОВА за неимением в региональном центре профильного образовательного учреждения стала студенткой Калужского медицинского училища. После его окончания в 1936 году по распределению была направлена в Автономную Республику Коми, где прививала населению вакцину от оспы. Уже оттуда молодой специалист в июле 1941 года уходит добровольцем на фронт. Несмотря на то что боровчанка не любила рассказывать о войне, в семье сохранился ряд историй, наполненных трагизмом тех лет.
Двадцатидвухлетняя Людмила служила на Юго-Западном фронте в 490-м гаубичном артиллерийском полку фельдшером дивизии. В июле 1941 в ходе приграничных сражений войска фронта отражали удары немецкой группы армий «Юг» на юго-западных границах страны. Враг наступал, и фронт продвигался очень быстро. Отделение АЗАРОВОЙ попало в окружение в районе реки Сож.
Командир, понимая, в каком положении находится его отделение, пожалел юную девушку. Где-то раздобыли деревенскую одежду. От наших позиций медсестру отделяло лишь бурное течение реки, по которой проходила линия фронта. Найдя самое узкое место и набравшись смелости, девушка ринулась в воду. Недалеко она смогла разглядеть неприятельские подразделения. Слышала, как в воздух взметнулась автоматная очередь.
Уже спустя годы после войны она рассказала эту историю внучке. Софья Александровна спросила бабушку, было ли ей страшно в тот момент. «Нет. Мне тогда казалось, что это как будто не со мной происходит. Словно я смотрела фильм о войне. Кадры кинохроники», – ответила на вопрос прославленная художница.
Ещё один эпизод военной поры имел экзистенциальные последствия в её жизни. «В какой-то момент началась бомбёжка. Она обнаружила тело красивого молоденького лейтенанта, который мёртвыми глазами синего-синего цвета смотрел в небо», – делится внучка Людмилы Павловны.
На войне Людмила АЗАРОВА вышла замуж за военного, казака Семёна ДОНЧЕНКО. В эвакуации родила дочку и работала в Сухумском военном госпитале старшей операционной сестрой. В 1945 году ей дали медаль «За победу над Германией».
После окончания войны перед боровчанкой снова встал вопрос выбора профессии. Продолжать врачебную карьеру она после ужасов войны не могла. Вернувшись в Калугу, начала подготовку к поступлению. В 1949 году её зачислили в «Суриковку». Заканчивала Людмила уже скульптурное отделение Строгановского училища.
Авторский голос
Людмила Павловна вошла в мир Гжели в 1954 году. Коллеги встретили неопытную художницу если не в штыки, то очень недружелюбно. На худсоветах её, прошедшую войну, часто критиковали.
«Бабушка, окончив отделение скульптуры, тянулась именно к ней. Для мастеров Турыгинского завода мелкая пластика в те времена была непонятна. Но именно благодаря новаторскому подходу художницы в Гжели начало развиваться это направление. В этом плане Людмилу Павловну можно назвать первопроходцем», – отмечает Софья ОВСЯННИКОВА.
Сейчас, спустя более полвека, тяжело себе представить квартиру интеллигентной советской семьи без маленьких скульптур, расставленных на сервантах и книжных полочках. А ведь во многом благодаря стараниям боровчанки началось их производство. Кто знает, может, и на ваших столах разместилась одна из работ Людмилы АЗАРОВОЙ. Например, фигурка «Иван-царевич на сером волке», весьма растиражированная в шестидесятые годы двадцатого века.
Первой работой мастера стала скульптура «Телятница» 1954 года. Позже на сельскую тематику создаёт серию «Свинарка», «Птичница» и другие, но выполняя их в более традиционном гжелевском стиле.
Следующей работой боровчанки, увидевшей свет в 1955 году, стала скульптура «Девочка с петухами». Её, как и многие последующие, она «срисовывает» с дочери Любови ДОНЧЕНКО. Любовь Семёновна пошла по стопам мамы, встав с ней в ряды гжельских мастеров. Вообще, тема материнства и любви к детям тянется красной нитью в творчестве Людмилы Павловны. От работ в этом направлении веет нежностью и заботой.
Постепенно отношение коллег начинает меняться. А после того как началось тиражирование скульптуры «Золотая рыбка, или сказка о рыбаке и рыбке» (1956), кувшинов «Несмеяна» и «Гжельский» с ручкой в виде фигурки петуха, к ней начали прислушиваться как к мастеру. И уже с 1960 года Людмила АЗАРОВА как главный художник завода «Художественная керамика» становится законодательницей мод и задаёт тенденции в развитии Гжели, благодаря которым промысел знаком нам сейчас.
Отдельно хочется коснуться темы квасников – сосудов для традиционного русского напитка. Создавая их, она вписывает в общую массу небольшую скульптурную миниатюру – две купчихи во время чаепития. Эта тема стала одной из основных в росписях АЗАРОВОЙ. Но не забывала она её и в мелкой пластике. Приятно думать, что корни такой любви могли зародиться у Людмилы Павловны в старинном городе на Протве.
В общей сложности Людмила АЗАРОВА проработала на фабрике до 2002 года, целых 48 лет. Из-под её рук вышло 670 работ. Участвовала в 63 выставках. Её работы хранятся в 34 ведущих музеях страны и частных коллекциях.
«Имя бабушки широко известно художникам, работающим с керамикой. Могу привести пример. Когда я получала высшее образование в “Строгановке” и нам читали лекции по советскому фарфору, отдельно остановились на Людмиле АЗАРОВОЙ. Я молчала, не выдала, что её внучка, но очень ей гордилась», – говорит с улыбкой Софья Александровна.
Послесловие
Имя нашей землячки Людмилы Павловны в городе её рождения не должно быть забыто. И если перефразировать строчки Роберта РОЖДЕСТВЕНСКОГО, это прежде всего необходимо нам, ныне живущим в Боровске. Сопричастность к целому миру произведений художницы должна стать предметом гордости и изучения.
Увековечивание памяти Людмилы АЗАРОВОЙ необходимо поставить в стройный ряд тех дел, которые мы обязаны выполнить для лучшего понимания роли города и нас самих в мире. А для этого не так много и нужно. Ведь работ, созданных по замыслам художницы, издано великое множество. Конечно, это будут не авторские штучные экземпляры, созданные ей собственноручно, но прожившие жизнь среди людей фигурки, посуда и игрушки, несущие отпечаток эпохи и великой школы народного промысла под названием «Гжель».
Людмила АЗАРОВА. Важнейшие даты творческой жизни
1919 – родилась в городе Боровске Калужской области.
1954 – окончила отделение скульптуры Московского высшего художественно-промышленного училища.
1954 – художник гжельской артели «Художественная керамика».
1960–1972 – главный художник завода «Художественная керамика».
1970 – присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР».
1972 – художник объединения «Гжель».
1978 – на Международной ярмарке в Загребе (Югославия) получает золотую медаль.
1978 – Государственная премия РСФСР им. Репина.
1981 – почетное звание «Народный художник РСФСР».
1991 – почетное звание «Народный художник СССР».
Александр САМСОНОВ